"Бродячий замок Хоула" я просмотрел давно (отдельное спасибо Дагмаре за наводку ;)). Поделиться впечатлениями хотелось уже тогда, но впечатления эти никак не хотели укладываться в более менее стройную схему, расползаясь во все стороны как те черепашки из анекдота (которые "как ломанууулись!"). И лишь недавно они более-менее упорядочились, чему изрядно способствовал второй просмотр "БЗХ". Вот ими то я и буду делиться. ;)
Итак, "Бродячий замок Хоула". Самый "диснеевский" из мультфильмов Миядзаки - яркие и контрастные цвета, слегка нарочитая "мультяшность" и "красивость" [1]. Первые минуты фильма даже не верилось, что и это - тоже Миядзаки. Однако уже к двадцатой минуте фильма стало ясно - да и это тоже Миядзаки. Миядзакиевская многозначность, притчевость, многослойность, своеобразное развитие привычных (на первый взгляд) сюжетов выглянули из-под глянца и многоцветия "Замка".
"Бродячий замок" - это не одна история. Это несколько переплетенных друг с другом историй, каждая из которых усиливает и дополняет другие. Первая, очевидная сюжетная линия - своеобразная "Золушка навыворот". Милая девушка, привлекшая мимолетное внимание обаятельного юного чародея Хоула, попадает под заклятие злой ведьмы и превращается в старушку (впрочем, не менее обаятельную). Но заклятие оказывается не совсем проклятием - потому что банальная "серая мышка" с добрым сердцем, стесняющаяся всех подряд, стыдливо опускающая глаза, меняет социальную роль и начинает интенсивно благоустраивать мир, застраивая чародеев и политиков.
Второй сюжет, не менее очевидный - красивая стимпанковская история. Сочная и вкусная картина псевдоевропейского мира, в котором железные дороги используются в качестве средства транспорта наряду с неживыми тварями, а города укрывают магическими куполами от бомбардировок с дирижаблей. История волшебника, лихо морочащего голову обывателям под тысячью лиц...
Если главные герои первых двух сюжетных линий понятны - девушка-старушка Софи и чародей Хоул, то главные герои остальных не столь очевидны, подобно Хоулу прячась за тысячью лиц и личин... Главным героем третьей сюжетной линии стала Власть. Та самая, которая развращает, иногда абсолютно. Персонажи обладают властью (магической ли, политической)? Скорее уж наоборот. Власть обладает персонажами. Власть дает слишком много способов служить своим слабостям и порокам. В итоге Ведьма Пустошей ради мимолетного каприза рушит чужие судьбы, Хаул капризничает как малый ребенок, чародеи на службе короны во имя общих интересов творят жуть...
Парадоксальным образом Миядзаки сумел в "Бродячем замке" показать вполне обятельных чародеев. Хаул и мадам Салиман как личности милы и достойны, и даже Ведьма Пустошей, лишившись своей магической силы, оказывается вполне милой старушенцией. Но стоит им вспомнить о своей власти - и ой... В итоге инвектива Миядзаки против власти (а в контексте "Бродячего замка" - прежде всего власти чародейства) едва ли не более жестка, чем антимагические выступления Зерваса. В последнем случае мерзопакостность чародеев можно списать на их личную гадостность (на которой и базируется чародейство, но не о том речь...), но здесь все дело прежде всего во власти, позволяющей выбирать самый простой и не самый добрый вариант. Хоул бегает от долга, мадам Саллиман использует самый простой способ добиться того, что требует ее долг...
Четвертый главный герой фильма - Война. Причем даже не то, что считаем войной мы - люди XXI века, после Хиросимы и Освенцима вынужденные нарастить толстую кожу. А хтоническое чудовище, которым обернулась Первая Мировая для жителей благополучной Европы (не забывайте, мир фильма - это некое отражение Европы конца XIX-начала XX века в магическую реальность). И потому для жителей этого мира война с бомбардировками мирных городов и применением магического оружия массового поражения оборачивается редкостной жутью.
А дальше вступает в силу неумолимая историческая логика. Победи - или погибни. И все новые силы бросаются в костер войны. Линкоры, стальные левиафаны, которые, казалось, ничто не может повредить, возвращаются в порт грудами металла. Светлые чародеи пускают в дело чернейшие из чар (насколько понятия света и тьмы применимы к данному миру). И даже гений Миядзаки не смог найти выхода из этой ловушки. Прекращение войны у него - не эвкатастрофа (как в "Наусике"), а всего лишь Deus ex machina.
Есть и другие сюжетные линии, другие герои. Но эти линии оказались скомканными. "Бродячий замок" - это экранизация книги, а уместить в двух часах экранного времени все многообразие сюжета книги тяжело даже для Миядзаки.
Какое резюме? Если совсем коротко - то "торкнуло!". Если чуть подробнее - то "интересная и многоплановая вещь, хотя и не дотягивающая до лучших вещей Миядзаки. Рассчитано на подростковую и взрослую аудиторию, никак не на детскую". ИМХО, естественно.
[1] Как выяснилось, у Миядзаки есть еще и "Порко Россо", выполненный в схожей стилистике, но он мне попался на глаза гораздо позже... ;)
Кадры из фильма
Софи до проклятия
Софи после проклятия
Юный Хоул
Взрослый Хоул
Ходячий замок, вынесенный в название
Happy end. Ходячий замок развалили? Сделаем летающий... ;)
Бомбардировки городов. Война.
Мадам Салиман, королевская волшебница. Власть.
Остальные кадры из фильма - на "
Чердачке Гарета"