Немного из истории перестройки.
В юбилейный год переворота1993 будет уместно вспомнить, а когда же , в какое примерно календарное время начиналась уличная активность в солидной митинговой форме. Переворот1993 несомненно положил конец этой более или менее спонтанной активности, в силу чего (а также и по другим причинам) я считаю его настоящим завершением и концом перестройки, которую в самый её разгар иногда именовали "революцией без выстрелов". Тогда по легковерию очень много людей искренно поверили в этот лозунг, потому что русские люди весьма не любят учиться на "уроках истории" как своей, так и чужой. Общий принцип мало где был нарушен - любые глобальные преобразования, когда "на арену истории", т.е. на площадь выходит очень много разного народа, как правило, всегда должны завершиться хорошим кровопусканием. Правда, в процессе перестройки очень хотелось верить, что на сей раз произойдёт счастливое исключение. Но нет, не произошло. Поднимаясь 3 октября 93г. наверх Крымского моста с массами разгневанного народа, и услышав словно шум водопада характерный звук сбрасываемой вниз в реку амуниции омоновцев, я окончательно понял - вот оно завершение перестроечной революции с её классической кровавой концовкой. Правда, крови ещё пока не было, но уже было ясно, чем всё это закончится.
Однако я этим самым вовсе не хочу сказать, что поднятые проблемы и идеалы перестроечной поры были полностью устранены переворотом1993, наоборот, они были только заморожены на некий переходной период, но уже скоро вновь обретут и уже начинают обретать свою актуальность. Будем надеяться, что на сей раз протестные массы и их вожди будут разумнее.
Итак, возвратимся к нашим баранам. Одна из самых первых разрешённых уличных акций эпохи перестройки был очень знаменательный экологическо-правозащитный митинг в Центральном парке 11 февраля 1989г. Он был не слишком многочисленным, может быть было 1-1,5тыс. участников, но главной его особенностью было то, что в нём участвовали одновременно как представители национально-патриотической общественности (разные группировки "памяти", православные патриоты и т.д.), так и представители лево-либерально и "правозащитной" общественности (мемориал, экологи правозащитники). Последние и являлись официальными организаторами митинга, но патриотов было заметно больше. По факту митинг был скорее национально-патриотическим и либеральных ораторов почти никто и не слушал, разве что только при произнесении имени "Сахаров" возникал громкий негодующий гул. Тем не менее, пока были все месте, почти как на Болотной.
Запомнилась особо одна историческая встреча двух научных работников из какого-то несметного числа тогдашних московских НИИ и других институтов. К одной группе "памяти" с соответствующими плакатами подошло лицо либеральной национальности, и узнав в одном активисте своего коллегу по работе (уж не знаю, какого-нибудь младшего или старшего научного работника), громко его окликнул "Коля и ты здесь!" Но как только он разобрал что-то религиозно-патриотическое на его плакате, то доброжелательная улыбка буквально растаяла и появилось выражение высочайшего недоумения. Кажется, они так с друг с другом не стали и разговаривать. А что же стало потом на работе? - Риторический вопрос, скорее всего еврей этот уехал к себе в Израиль, институт сократили и разорили, а наш Коля стал осваивать какие-то другие профессии.
Впоследствии, митинги строго размежевались на два лагеря, как и эти два научных работника с одного московского института. Кстати, характерной чертой тех митингов было на удивление ничтожное присутствие милиции, так может быть в сторонке где-то гуляет несколько человек, но никоем образом не вмешиваются в какие-либо митинговые процедуры.
Далее выкладываю свои сохранившиеся фотографии: