http://pirks.ru/7/78/85Что такое ГЗК?
Градостроительно-земельная комиссия г. Москвы (ГЗК) образована Постановлением Правительства Москвы от 16.11.2010 № 1019-ПП "О создании Градостроительно-земельной комиссии города Москвы". Этим же постановлением было утверждено Положение о ГЗК.
По действующему Положению ГЗК является «постоянно действующим рабочим органом Правительства Москвы, созданным для оперативного решения вопросов в области градостроительной деятельности, инвестиционной деятельности, земельных отношений, осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства, проведения работ по сохранению недвижимых объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия.»
Руководство ГЗК состоит из Мэра Москвы (председатель ГЗК) и заместителей Мэра Москвы:
по вопросам имущественно-земельных отношений (зам. Председателя ГЗК),
по вопросам градостроительной политики и строительства (зам. Председателя ГЗК, руководитель Рабочей группы по вопросам градостроительной деятельности),
по вопросам экономической политики (зам. Председателя ГЗК, руководитель Рабочей группы по вопросам завершения реализации инвестиционных контрактов).
В состав ГЗК входят руководители следующих органов Правительства Москвы:
Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы
Аппарата Мэра и Правительства Москвы
Департамента городского имущества города Москвы
Департамента культурного наследия города Москвы
Департамента экономической политики и развития города Москвы
Департамента внешнеэкономических и международных связей города Москвы
Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы
Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы
Департамента города Москвы по конкурентной политике
Комитета государственного строительного надзора города Москвы
Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы
Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы
Правового управления Правительства Москвы
Управления координации деятельности Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы
Комитета города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства.
Кроме того, в работе ГЗК участвуют префекты - по вопросам, касающимся их округов.
Регламент работы ГЗК утверждает Мэр Москвы (в качестве Председателя ГЗК).
Контроль за исполнением структурами Правительства Москвы решений ГЗК осуществляет Комитет города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства (Москомстройинвест). Он же осуществляет организационно-техническое обеспечение ГЗК. Председатель Москомстройинвеста является отвественным секретарем ГЗК. Соответственно, все обращения в Правительство Москвы и его органы по вопросам о деятельности ГЗК перенаправляются в Москомстройинвест, который на них и отвечает (или не отвечает).
Как правило, ГЗК заседает раз в неделю, ее заседания продолжаются около часа, и за это время принимается порядка 80-100 решений. Решения ГЗК оформляются протоколами и вступают в силу после подписания протокола секретарем ГЗК. Оформление протокола занимает, как правило, до двух недель.
Важно понимать, что ГЗК не относится к органам государственной власти, поэтому никакие ее решения не являются правовыми актами города Москвы и сами по себе не порождают каких-либо прав и обязанностей граждан или юридических лиц.
На это обстоятельство постоянно указывают арбитражные суды:
«В силу статьи 23 Закона г. Москвы от 20.12.2006 № 65 «О Правительстве Москвы», пункта 1 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 16.11.2010 № 1019-ПП решения Градостроительно-земельной комиссии города Москвы являются поручениями органам исполнительной власти города Москвы и не являются действиями порождающими, изменяющими либо прекращающими гражданские права и обязанности, вытекающие из гражданских договоров, заключенных Правительством Москвы с третьими лицами… не нарушают [их] права и законные интересы» (Постановление ФАС МО от 11 июня 2013 года по делу № А40-73725/2012).
В соответствии со статьей 23 Закона г. Москвы от 20.12.2006 № 65 «О Правительстве Москвы» полномочия рабочих органов Правительства Москвы ограничиваются лишь «изучением различных вопросов и выработкой рекомендаций по их решению». В то же время, согласно Положению о ГЗК его решения являются поручениями для органов Правительства Москвы (департаментов, префектур и т.п.) Поручения, в отличие от рекомендаций, обязательны к исполнению. Таким образом, наделив ГЗК полномочиями принимать решения, обязательные для иных органов исполнительной власти столицы, Правительство Москвы нарушило закон.
Смысл создания ГЗК очевиден и следует непосредственно из Положения о ней - обеспечить узкому кругу городских руководителей возможность в «оперативном» порядке принимать по своему усмотрению адресные решения по вопросам реализации инвестиционных проектов в столице в «ручном» режиме и без необходимости соблюдения установленной городскими законами процедуры издания распорядительных актов Правительства Москвы, причем так, чтобы максимально затруднить оспаривание этих решений в судебном порядке и исключить политически невыгодную перспективу признания судом незаконными распорядительных актов, подписанных лично Мэром.
По существу, ГЗК в его нынешнем виде представляет собой нечто вроде Верховного тайного совета времен Екатерины I и Петра II или Политбюро ЦК КПСС: ее решения принимаются узким кругом людей за закрытыми дверями по никому, кроме этих людей, не известным основаниям, эти решения не публикуются, их нельзя оспорить в суде, и при этом, являясь по закону лишь «рекомендациями», они, тем не менее, безоговорочно исполняются всеми городскими ведомствами. Более того, без решения ГЗК уполномоченные органы Правительства Москвы (ДГИМ, Москомархитектура) не вправе заключать, изменять и расторгать договоры аренды и инвестиционные контракты, а также утверждать градостроительные планы земельных участков (ГПЗУ).
Казалось бы, явно незаконный статус ГЗК как своего рода «градостроительно-земельного политбюро Москвы» можно оспорить в суде. Однако из-за особенностей процессуального законодательства (прежде всего, правил главы 23 Гражданского процессуального кодекса РФ) обратиться по этому вопросу в суд вправе только органы того же правительства Москвы или прокурор. В нынешних условиях вряд ли стоит ожидать, что кто-либо из них воспользуется этим правом.
02-08-13