"Мораль благородного мужа подобна ветру;
мораль низкого человека подобна траве.
Трава наклоняется туда, куда дует ветер."
- Конфуций
Многим кажется, что негодяй всегда имеет преимущество перед порядочным человеком. Поступки этичного человека ограничены рамками, в то время как поступки негодяя ничем не ограничены, и потому он в заведомо выигрышном
(
Read more... )
Этик много. Это только одна из них, к тому же, очень ограничивающая, которой следовать труднее всего.
Reply
А вот это следствие "условно северной" этики: "другие не должны поступать так, как не поступаю я". Объяснить отношение в этой этике чрезвычайно трудно.
Reply
Reply
Она уже не будет звучать так прямолинейно.
Reply
Для моего примера это будет "не дари подарки, которые не радуют".
Reply
Reply
PS А "нормальный человек" - спорная формулировочка вообще-то, особенно в силу того, что норма бывает не только эталонная имени тебя.
Reply
Цзы-Гун (ученик Конфуция) сказал, повторяя Учителя: "То, чего я не хочу, что бы делали мне, я не хочу делать другим". Конфуций на это ответил: "Этого добиться невозможно".
Что до множества этик, - это не интересно и не важно. Важно, какой из них следуешь ты.
Reply
Вообще-то, редко какая этика позволяет выбирать этику. Процитированная тобой фраза квинтэссенция "восточной этики": Вторая ("восточная") этическая система. Правило: "я не должен относиться к другим так, как они не относятся ко мне". Полюдье: "я не должен делать того, чего никто не делает". Понятие истины: "я не должен противоречить реальности"..
От этики зависит возможность изменения и развития тактик. Поэтому это важно.
По-моему, ты демонстрируешь "северную этику", с применением "восточной этики" "по месту". Вместо того, чтобы "отвечать взаимностью" ты предлагаешь выбрать асимметричный ответ в стиле "северной этики" ("если мне делают, как не делаю им я, я могу делать что угодно"), применяя "восточную этику" в качестве опоры для рассуждений.
Reply
Ключевое в том, что я не хочу, и я не должен, а не в том, что не делаю, и не в том, что должны.
Reply
Важно, какой этике следуешь ты (я). Это важно. А остальное ерунда.
Reply
По-моему, это художественное преувеличение. Дабы сэкономить мышление читателям поста. ;)
Reply
В этом действительно проявляется экономия мышления, выражающая максиму "понимание требуется для действия". Зачем гонять мышление в холостую?
Reply
Этики меняют поле деятельности.
"Я должен делать то, что делают другие" более ограничена, чем "Я не должен делать то, чего не делают другие". Которая, в свою очередь, более ограничена, чем "Другие должны делать то, что делаю я".
"Экономия мышления" - это пропуск цепочки логического вывода, в идеале для удержания внимания читателя, но в обыденной жизни для сокрытия проблем в логическом выводе.
Reply
Это ерунда какая-то не имеющая ни малейшего отношения к "золотому правилу". Что другие должны или не должны делать - это вообще не этика, а симптом невроза. Ибо другие тебе ничего не должны.
Для меня вообще загадка, почему ты так упорно цитируешь эту статью, и откуда ее автор эти рассуждения взял.
> "Экономия мышления" - это пропуск цепочки логического вывода, в идеале для удержания внимания читателя, но в обыденной жизни для сокрытия проблем в логическом выводе.
"Экономия мышления" - это отказ рассуждать о неинтересной и не имеющей практической важности ерунде.
Reply
Там ссылки есть, откуда что взято. Взято у умных людей, если что.
Цитирую потому, что с моей точки зрения её полезно цитировать в таких рассуждениях. Особенно, когда рассуждают ровно об одной этической системе, игнорируя все остальные, а также их взаимодействие.
Почему полезно? Про это мой второй комментарий в этой ветке.
>Что другие должны или не должны делать - это вообще не этика, а симптом невроза. Ибо другие тебе ничего не должны.
Я не вижу, почему это симптом невроза более, чем "я не должен поступать с другими так...".
Reply
Leave a comment