Этика руководителя

Aug 03, 2011 20:54


"Мораль благородного мужа подобна ветру;
мораль низкого человека подобна траве.
Трава наклоняется туда, куда дует ветер."
- Конфуций
Многим кажется, что негодяй всегда имеет преимущество перед порядочным человеком. Поступки этичного человека ограничены рамками, в то время как поступки негодяя ничем не ограничены, и потому он в заведомо выигрышном положении.

В действительности, это, конечно же, не так. И более того - ровно наоборот. Люди, склонные так рассуждать, упускают простой факт - что человек животное общественное, и не может существовать сам по себе.

Если вы живете в одиночку на необитаемом острове, и людей вокруг вас нет - то вы не сможете быть неэтичным при всем желании. Само понятие этики возникает при взаимодействия людей. Этика - это правила, помогающие эффективно существовать в коллективе. Самое простое и универсальное из которых известно каждому, вероятно, с детства - «не поступай с другими так, как тебе не хотелось бы, чтобы поступали с тобой».

Люди, игнорирующие этику, со временем зарабатывают себе в коллективе «отрицательную карму». И их последующие поступки начинают оцениваться через призму этой «кармы», и иногда, иррациональным образом, вызывать в коллективе сильный эмоциональный отклик, даже если со стороны внешнего наблюдателя в этих поступках нет ничего особенного.

Можно было бы сказать - не «карму», а репутацию. Зачем ты, Гапертон, опять слова выдумываешь? Можно, но мы так не скажем - во-первых, слово «репутация» затерто, и на него у каждого из вас навешен свой ассоциативный ряд, он будет мешать. А во-вторых, я хочу обратить ваше внимание на очень специфический компонент «репутации». То, что я сейчас назвал «кармой» - это сумма всего эмоционального опыта взаимодействия коллектива с вами, не больше, и не меньше. Как положено настоящей карме, она бывает позитивной и негативной.

Понятие репутации - рационально и рассудочно, как все европейское. «Карма» же, напротив, от природы иррациональна, и обладает налетом мистики. Люди не смогут вам внятно объяснить, за что они, скажем, ненавидят некоторого человека. Они будут нести бессвязицу, приводя какие-то частные случаи, в каждом их которых вы не найдете никакого криминала, и они не сложатся в целостную картину. «Ложечки-то нашлись, а вот осадочек остался» - помните? Вот это оно.

Отношение отдельных людей - это еще не «карма». Отношение превращаются в «карму» тогда, когда отношение разных людей отчасти совпадают, и входят в резонанс (люди общаются между собой, и обсуждают других людей). «Карма» - это одинаковый «осадочек», оставшийся у группы людей от «украденных», а потом «нашедшихся» разных «ложечек».

Теперь самое время вернутся к этике. Этика - это в первую очередь отличное средство не только не испортить свою «карму», но и заработать положительную. Но это далеко не главное свойство этики - оно не объясняет, почему все «наоборот», и почему этичный человек имеет преимущество перед негодяем.

Главное же свойство этики, превращающее ее в контексте управления в мощнейшее оружие, состоит в том, что полагаясь на этику, можно эффективно управлять коллективом. Ибо, ничто иное, как этические нормы, и есть закон его существования, сохраняющий сообщество в равновесии.

Вышесказанное вовсе не означает, что злонамеренный «негодяй», или какие-либо внезапно-неблагоприятные события, не в состоянии на ровном месте испортить вам «карму». Однако, имейте в виду, что без вашей помощи они этого сделать не в состоянии. А правильные (этичные) поступки - они, как говорил Конфуций, - приводят к правильному результату.

Итак, руководитель должен быть этичным. Как это, спросите вы? Давайте вспомним наше универсальное правило. Не поступай с другими так, как ты не хотел бы, чтобы обходились с тобой.

Начнем с того, что никогда не ври. Почему же нет, спросите вы, врать это так прикольно, от этого может быть польза? На то есть масса причин.

Начнем с того, что люди прекрасно умеют чувствовать вранье нутром. И нет бы им сразу вам дать понять, что вы врете. Не. Они имеют поганое обыкновение далеко не всегда об этом говорить, а вместо этого - запоминать сам факт, и откладывать «осадочек». Чтобы грамотно врать - надо быть талантливым актером, и самому верить в то, что говоришь.

Но, к сожалению, этого не достаточно. Продолжим тем, что если уж браться врать, то надо врать одинаковое всем. В противном случае вранье довольно быстро вскроется, когда люди будут вольно или невольно, общаясь друг с другом, сверять показания.

Но если врать всем одинаково - много-ли в этом толку? Поэтому, придется иметь феноменальную память. Надо ведь упомнить, что кому наврал, чтобы случайно не запалиться. И избегать «очных ставок», которые злые люди специально придумали, чтобы палить врунов невзирая на феноменальную память.

Но, к сожалению, и этого недостаточно. Еще надо иметь феноменальную логику. Ибо, люди склонны рассуждать, и встраивать ваше вранье в свою цепочку рассуждений, и не дай бог, оно приведет к противоречию. И тогда, люди склонны сверять показания, или даже устроить очную ставку, которой вы не сможете избежать.

У вас есть сочетание блестящих актерских способностей, феноменальной памяти, и выдающейся логики? Вы уверены, что они есть только у вас? Вот, я вам и говорю - никогда не врите. Как профессиональный охотник на врунов, говорю вам - вы это делать не умеете, и от этого неумолимо страдает ваша «карма».

Говорите правду. Только правду. И ничего кроме правды. Не можете сказать правду - лучше ничего не говорите. Ибо даже если удалось грамотно соврать сейчас - нет никаких гарантий, что оно не выплывет потом.

Но упаси вас бог сказать всю правду. Это будет невероятная глупость. Право, лучше соврать. :) А еще лучше - ничего не говорить.

Этичным быть выгодно. Умный человек, избегающий вранья, всегда выигрывает у вруна, если есть хоть небольшой запас времени. А у умного он всегда есть, ибо умный работает на упреждение. И, конечно же, в отличии от вруна, имеет хорошую «карму».

Как мы еще не хотим, чтобы с нами поступали? Надо держать свои обещания, верно? Поэтому, не надо давать обещаний, которые вы не сможете сдержать.

Ситуация, когда мы заранее не собираемся их держать, но даем - является наглым враньем, но врать, как мы выяснили, нехорошо, и на самом деле мало кто так регулярно делает. Однако, это не единственный вариант, когда люди не держат обещаний.

Поэтому, никогда не обещайте и не гарантируйте то, что полностью не зависит от вас. Гарантии по процессу с долей случайности, на который влияют не зависящие от вас обстоятельства, можно давать только вероятностные. Если вы в такой ситуации что-то беретесь твердо обещать - на самом деле вы тоже врете, хоть и верите в то, что говорите. Ибо, лично вы в принципе не можете гарантировать, что сдержите обещание.

Это приводит нас к интересным выводам. Например - менеджер не может давать твердых обещаний по срокам работ и по успеху проекта. Если он их даст - он имеет шанс испортить себе «карму» перед руководством. А при попытке сдержать глупые обещания - до кучи испортит свою «карму» в коллективе. Не буду пояснять, как - вместо этого спрошу - знакомо? Ну конечно знакомо, если отработал в индустрии лет хотя-бы 5, не так ли?

Впрочем, говоря о сроках проекта, их можно «вероятностно» рассчитать, и таки выдать «как бы твердое» обещание, заложив в него риски. Но многие ли так делают? Слишком часто сроки являются предметом торга, а не расчета. Большинство выдает в ответ на просьбу оценить сроки одну дату или цифру, а не «вероятностный» коридор. Что в большинстве случаев, в условиях прессинга, означает оптимистическую оценку, то есть - вранье.

Но что сроки. Ситуаций масса. Не обещайте подчиненным премий, и повышений зарплаты, если принятие решения о ее повышении зависит не только от вас. Не обещайте, что сделаете сами работу к определенному сроку, если вы знаете, что может свалиться что-то срочное, на что вы будете вынуждены переключиться.

И вообще - обещайте поменьше. Только в самом крайнем случае, если припрет. Я понимаю, что порой очень хочется показаться хорошим парнем, и что-нибудь пообещать. Но - лучше побольше делайте. Будет людям сюрприз, а вам - положительная «карма».

Продолжаем разговор. Вы, вероятно, хотите, чтобы с вами обращались справедливо, не так ли?

Ну, то есть, если вздрючили, но за дело - то это не так обидно, а если уж за дело дали премию (да еще при этом сдержав обещание) - то она неиллюзорно доставляет. Но если вздрючили за что попало, не зачтя при этом предыдущие заслуги, и еще обещанную премию не дали, хотя результат налицо - то это, блин, плохо. Не по-человечески совсем.

И вы не одиноки. Несправедливость, это такая штука, которая обижает людей больше всего. Посему, руководитель просто обязан быть справедливым.

Но с этим есть проблема - справедливость каждый понимает по своему. Отсюда следует что? Руководитель обязан руководствоваться собственным, внутренним чувством справедливости, и доносить его до окружающих в мельчайших подробностях. Можно и нужно иметь на эту тему дискуссии с подчиненными. Ибо руководитель тоже человек, и может ошибаться - подчиненные могут его поправить.

Справедливость подразумевает некоторые вещи безусловно. Например, отсутствие «двойных стандартов», при разъяснении которых вам придется врать и выкручиваться. А также то, что перед законом и установленными правилами все равны, без исключений. В том числе, и сам руководитель не является исключением, а напротив - должен являть подчиненным личный пример их соблюдения. Крайне положительно влияет на «карму».

Поэтому, надо быть крайне аккуратным при введении правил, и думать не трижды, не семь раз, а двадцать пять, рассмотрев их с самых разных сторон, и половив на разные «дырки», понимаете, да? При введении правил хороша демократическая процедура, когда проект «правил» проходит публичное обсуждение в несколько «чтений», как в думе. Отлично ловит «дырки», и заодно придает правилам легитимность. Я, разумеется, не современную думу имею в виду.

Продолжим. Хотите-ли вы, чтобы ваши подчиненные обращались через голову к вашему руководству? Вероятно, нет. Баттхерт какой-то при этом испытывается, правда? А что насчет ситуации, когда ваше руководство ставит задания вашим подчиненным напрямую - в обход вас?

А пусть у нас обе штуки наблюдаются сразу. Нафиг вы тогда нужны, правда?

Субординация. Ее нельзя игнорировать. Никогда так сами не делайте, оно вредит «карме». Обратиться к руководителю через голову вы можете только с ведома вашего руководителя, если не хотите испортить с ним отношения. Выдавать задания подчиненным через голову можете (если такая необходимость действительно возникнет, это должно быть исключением) только в присутствии их непосредственного руководителя.

Частая ситуация нарушения субординации по рабочим вопросам может быть индикатором излишне глубокой оргструктуры, и искусственных, никому не нужных должностей. Поэтому, руководителям всех уровней следует думать не трижды, не семь раз, а двадцать пять, когда они вносят изменения в оргструктуру.

Продолжаем. Вам нравится, когда на вас орут? Обращаются с вами по хамски? Всячески подчеркивают, что он начальник, а вы дурак? Может быть, вам нравится, когда ваши подчиненные ведут себя с вами по хамски?

Уважение. Ваши подчиненные, в конце концов, могут быть старше вас, как и ваш руководитель. Для того, чтобы говорить правду, - а она может быть неприятна, и говорить ее может быть вашей обязанностью, - вовсе не обязательно проявлять неуважение к собеседнику. И вести себя как свинья.

Этому не может быть оправданий. Никакого мата и хамства, даже тени. В самой острой ситуации, вы должны быть вежливы. Примерно, как агент матрицы Смит при разговорах с мистером Андерсеном. Пересмотреть и заучить. Имейте в виду - руководители нижних уровней будут брать с вас пример.

Еще раз вернемся к нашему универсальному правилу, и рассмотрим пять принципов выше. Не врать, держать обещания, быть справедливым, соблюдать субординацию, проявлять уважение. И поймем, что для полноты картины в них чего-то не хватает. Человечности.

Не будьте к людям излишне строги, в том числе в части соблюдения данных правил. Люди - не компьютеры, и не механизмы. Они не так точны, как швейцарские часы. Вы ведь не хотите, чтобы излишне строго судили вас?

Есть ли одно такое слово, руководствуясь которым можно было бы прожить всю жизнь? - спросили у Конфуция. - Да, есть. Это - снисходительность.

Учитывайте их прошлые заслуги. Это справедливо. Проявляйте внимание к их личным проблемам и заботам, и учитывайте их. Закрывайте глаза на мелкие огрехи. Это человечно. Если вы цените их за их сильные стороны - так принимайте и слабости, являющиеся продолжением сильных сторон. Это разумно.

Постарайтесь понять людей. Не смотрите на то, что они вам говорят, и даже на то, что они делают. Смотрите на то, зачем они говорят, что говорят, и почему делают то, что делают.

Все понять, как говорят французы, значит все простить.

- Что же с тобой делать, Бородач, а?
- Понять и простить!

Но есть исключение. Если действия человека вредят коллективу - вы должны быть непреклонны. Вы должны уметь жертвовать малым ради большего - интерес группы всегда важнее, чем отдельной личности.

Это, в частности, касается и интересов вашей личности как руководителя - у нас, как вы помните, двойных стандартов нет. Из этого есть интересное следствие - если вы по какой-то причине скопили критический объем отрицательной «кармы» (в этом может не быть вашей вины) - вы должны уйти, ибо вредите группе, находящейся в вашем подчинении.

Это седьмое правило. И этим, последним правилом, заканчивается урок этики для руководителей.
Previous post Next post
Up