почему мы такие и так замечательно живем?

Jul 14, 2011 15:46

Часто можно слышать о корупции, о воровстве и разгильдяйстве, о трусости и предательсве. Часто задаем (ну хотя бы некоторые) вопрос почему и от чего мы такие, почему мы так живем? Как мы докатились до такого? и тд. А я тут читая, наткнулся на небольшой отрывок из рассказа "Красный Крест", (надеюсь, у вас хватит терпения дочитать его до конца) В. Шаламова, из серии Колымские рассказы, который мне все объяснил (не значит оправдал). Учитывая то, что у человека есть генетическая память и половина страны с 17 года сидела, а вторя половина охраняла первую (потом они менялись местами), то не мудрено... на ваш суд:

__________________________________________________________________________________

" На вопрос врача о Красном Кресте и об убийствах медиков на приисках, совершенных ворами, сэр
Вильяме  ответил,  смягчая  гласные  после  шипящих,  как  выговаривают  все
блатари:
     -  В  жизни  разные  положения  могут   быть,  когда  закон  не  должен
применяться. - Он был диалектик, этот сэр Вильяме.
     Достоевский  в  "Записках  из  Мертвого  дома"  с  умилением  подмечает
поступки  несчастных,  которые  ведут  себя  как  большие  дети,  увлекаются
театром,   по-ребячески  безгневно  ссорятся  между  собой.  Достоевский  не
встречал и не знал людей из настоящего блатного мира. Этому миру Достоевский
не позволил бы высказать никакого сочувствия.
     Неисчислимы  злодеяния  воров в лагере.  Несчастные  люди - работяги, у
которых вор забирает последнюю тряпку, отнимает последние деньги, и работяга
боится  пожаловаться, ибо видит, что вор сильнее начальства.  Работягу  бьет
вор и заставляет его работать - десятки  тысяч людей забиты ворами насмерть.
Сотни тысяч людей, побывавших  в заключении, растлены воровской идеологией и
перестали быть людьми.  Нечто блатное навсегда поселилось в  их душах, воры,
их мораль навсегда оставили в душе любого неизгладимый след.
     Груб и жесток начальник, лжив воспитатель, бессовестен врач, но все это
пустяки по сравнению с растлевающей силой блатного мира. Те все-таки люди, и
нет-нет да и проглянет в них человеческое. Блатные же - не люди.
     Влияние  их морали на лагерную жизнь безгранично, всесторонне. Лагерь -
отрицательная  школа  жизни целиком и  полностью. Ничего  полезного, нужного
никто оттуда  не  вынесет,  ни  сам  заключенный,  ни его начальник, ни  его
охрана, ни невольные свидетели -  инженеры, геологи, врачи, - ни начальники,
ни подчиненные.
     Каждая минута лагерной жизни - отравленная минута.
     Там много  такого, чего человек  не должен знать,  не должен видеть,  а
если видел - лучше ему умереть.
     Заключенный приучается там ненавидеть труд - ничему  другому и не может
он там научиться.
     Он обучается там лести, лганью, мелким и большим  подлостям, становится
эгоистом.
     Возвращаясь на  волю,  он видит, что  он не только  не  вырос  за время
лагеря, но что интересы его сузились, стали бедными и грубыми.
     Моральные барьеры отодвинулись куда-то в сторону.
     Оказывается, можно делать подлости и все же жить.
     Можно лгать - и жить.
     Можно обещать - и не исполнять обещаний и все-таки жить.
     Можно пропить деньги товарища.
     Можно выпрашивать милостыню и жить! Попрошайничать и жить!
     Оказывается, человек, совершивший подлость, не умирает.
     Он  приучается к  лодырничеству, к  обману, к злобе  на  всех и вся. Он
винит весь мир, оплакивая свою судьбу.
     Он  чересчур  высоко  ценит  свои страдания,  забывая,  что  у  каждого
человека есть свое горе. К чужому горю он разучился относиться  сочувственно
- он просто его не понимает, не хочет понимать.
     Скептицизм - это еще хорошо, это еще лучшее из лагерного наследства.
     Он приучается ненавидеть людей.
     Он  боится -  он  трус.  Он  боится  повторений  своей судьбы  - боится
доносов, боится соседей, боится всего, чего не должен бояться человек.
     Он раздавлен морально. Его представления о нравственности изменились, и
он сам не замечает этого.
     Начальник  приучается  в  лагере  к  почти  бесконтрольной  власти  над
арестантами,  приучается  смотреть на себя как на бога, как на единственного
полномочного представителя власти, как на человека высшей расы.
     Конвойный, в руках у которого была  многократно жизнь  людей и  который
часто убивал  вышедших из запретной  зоны, что  он расскажет своей невесте о
своей работе на Дальнем Севере? О том,  как бил прикладом голодных стариков,
которые не могли идти?
     Молодой крестьянин, попавший в заключение, видит, что в этом аду только
урки живут сравнительно хорошо, с ними  считаются, их побаивается всемогущее
начальство. Они всегда одеты, сыты, поддерживают друг друга.
     Крестьянин  задумывается.  Ему начинает  казаться,  что правда лагерной
жизни - у блатарей, что, только подражая им в своем поведении, он встанет на
путь реального спасения своей жизни. Есть,  оказывается, люди, которые могут
жить  и на  самом дне.  И крестьянин  начинает подражать  блатарям  в  своем
поведении, в своих поступках. Он  поддакивает каждому слову блатарей,  готов
выполнить все  их поручения, говорит о них  со  страхом и  благоговением. Он
спешит украсить свою речь блатными словечками - без этих блатных словечек не
остался ни один человек мужского или женского пола, заключенный или вольный,
побывавший на Колыме.
     Слова эти - отрава, яд, влезающий в душу человека, и именно с овладения
блатным диалектом и начинается сближение фраера с блатным миром.
     Интеллигент-заключенный  подавлен  лагерем.  Все,  что   было  дорогим,
растоптано  в  прах,  цивилизация  и культура  слетают  с  человека в  самый
короткий срок, исчисляемый неделями.
     Аргумент   спора  -  кулак,  палка.   Средство  понуждения  -  приклад,
зуботычина.
     Интеллигент превращается в труса, и  собственный мозг подсказывает  ему
оправдание  своих  поступков.  Он  может  уговорить сам себя на что  угодно,
присоединиться к любой из сторон  в  споре. В блатном мире интеллигент видит
"учителей жизни", борцов "за народные права".
     "Плюха", удар, превращает интеллигента  в покорного слугу какого-нибудь
Сенечки или Костечки.
     Физическое воздействие становится воздействием моральным.
     Интеллигент  напуган  навечно.  Дух  его  сломлен.  Эту  напуганность и
сломленный дух он приносит и в вольную жизнь.
     Инженеры,  геологи,   врачи,  прибывшие  на   Колыму  по  договорам   с
Дальстроем, развращаются быстро: длинный рубль, закон - тайга, рабский труд,
которым так легко и выгодно пользоваться, сужение интересов культурных - все
это развращает, растлевает, человек, долго поработавший в лагере, не едет на
материк - там ему грош цена, а он привык к  богатой, обеспеченной жизни. Вот
эта развращенность и называется в литературе "зовом Севера".
     В этом растлении человеческой души в  значительной мере повинен блатной
мир, уголовники-рецидивисты, чьи  вкусы и привычки сказываются на всей жизни
Колымы."

1959
Previous post Next post
Up