О психологическом механизме всестороннего влияния эстетических ценностей

Mar 03, 2011 14:16

Центральное место здесь занимают эстетические чувства. Они, во-первых,- показатель наличия у человека эстетического отношения к данному объекту, а следовательно, пребывания в активном состоянии его познавательно-оценочных способностей. Во-вторых, чувства имеют регулирующую функцию, «включают» в дело творческие способности; положительное чувство как результат удовлетворения потребности может стать стремлением, целью человека, отрицательное - стимулом к активной деятельности, направленной на достижение этой цели. Без эмоций человек перестает желать, обречен на пассивность - и двигательную, и умственную. Без эмоций нет человеческого искания истины. Без чувств идеи не способны «перейти» в дело.

Следовательно, чтобы воздействие красоты повлияло на содержание отношений человека с окружающим, оно обязательно должно проходить через чувства.



В научных исследованиях и художественных произведениях разных времен говорится о многообразном по характеру действии эстетических чувств на духовный мир человека: «очищение», «облагораживание», «мобилизация», «выпрямление» и т. п. Такие характеристики стали почти общепринятыми.

Но, к сожалению, вопросы, как и почему чувства, вызываемые эстетически ценными явлениями, могут существенно затрагивать другие человеческие отношения, ни в эстетике, ни в психологии не получили должного освещения. Опираясь на накопленный в последнее время общепсихологический материал по проблеме чувств (работы П. К. Анохина, А. С. Никифорова, К. К. Платонова, П. В. Симонова, Г. X. Шингарова, П. М. Якобсона и др.), попытаемся, не претендуя на всесторонность характеристики, высказать некоторые принципиальные соображения по этим вопросам.

Носителем эстетических ценностей является конкретно-чувственная содержательная форма. В прекрасном явлении смысл содержание выражены совершенно, выступают в своем наиболее развитом варианте.

Совершенство делает более «зримым» содержание объектов. Легче понять моральный и политический смысл, общественную ценность поступка прекрасного, чем того, где внутренняя и внешняя структура нечеткая, негармоничная; более усвояема сущность научного положения - именно в удачном по форме изложении, выражении. Уже благодаря этой развитости и «доходчивости» практического, научного, морального и т. п. смысла прекрасное явление может стать важным моментом в биографии человека.

Эстетическое чувство может выступить подкреплением тех процессов, которые актуальны сейчас в душе и сознании человека, довести до определенной зрелости его взгляды и решения, высветив в них наиболее важное.

...1919 год. Только что освобожден от белых Киев. Режиссер К. А. Марджанов поставил спектакль «Овечий источник» Лопе де Вега. Пьеса заканчивалась сценой восстания и триумфом народа-победителя. 42 дня шел спектакль и каждый день повторялось одно и то же: бурные аплодисменты после монолога героини спектакля Лауренсии и стихийное исполнение «Интернационала».

Многим спектакль помог яснее осознать сущность происходящего, почувствовать свою ответственность за судьбу революции, за будущее. Многих он утвердил в решении идти защищать завоевания народа - на фронт записывались прямо после спектакля.

Иногда то в сознании, к чему человек шел долго и мучительно, «внезапно» оформляется под воздействием созвучного ему, но прекрасно выраженного. «Часто один мощный художественный образ,- писал В. Гаршин,- влагает в нашу душу более, чем добыто многими годами жизни».

Но эстетическое чувство - не только «катализатор» уже происходящих духовных процессов. Прекрасное, удивив, может породить необычные для данного человека мысли, стать началом плодотворных раздумий. Чем, например, А. С. Макаренко в своих колониях «брал» беспризорников, привыкших к безалаберной «свободной», неустроенной, «самостоятельной» жизни? Прежде всего их поражала четкость строя, подтянутость во внешнем облике колонистов, организованность всей жизни колонии, всех взаимоотношений, атмосфера доверия и уважения. Как ярко, доходчиво выражен высокий моральный смысл в одном ритуале сожжения одежды беспризорников - «Вся твоя прежняя биография сгорела!» За всем этим угадывалось нечто ясное и значительное, в свете которого и начинали меркнуть прежние представления о моральных ценностях жизни.

- Можно показать, как открывшаяся красота труда иногда перестраивает прежнее отношение человека к своей работе, к профессии; как ощущение красоты достигнутого результата удесятеряет силы ученого в научном поиске и т. д.

В данном случае речь идет о влиянии переживания красоты поведения на моральные и политические представления и убеждения личности, красоты труда - на отношение к труду, красоты науки - на научное творчество, на познавательное отношение к миру и т. д. Эстетическое чувство подключается здесь к прежнему опыту в определенной сфере, накладывается на него. Если опыт согласуется с чувством, последнее выступает подкреплением, стимулируя к совершенствованию деятельности в этой сфере; если же эстетическое чувство контрастирует опыту, оно, при достаточной силе воздействия, способно его перестраивать, стать тормозом прежней деятельности, стимулируя к выработке новых ценностных ориентаций.

Однако воздействие эстетических чувств на человеческую личность может не ограничиваться только «зоной ближайшего влияния». Эстетическое чувство, вызванное явлением одной сферы, может привести к изменению идеалов, установок, к переосмыслению ценностей и в. совершенно другой сфере.

Вспомним рассказ Г. Успенского «Выпрямила». Разочарованный, растоптанный нуждой, унижениями и оскорблениями, провинциальный учитель Тяпушкин случайно попадает в Лувр. Скульптура «Венера Милосская» неожиданно настолько взволновала его, что буквально возродила к жизни, изменила мироощущение, вдохнула новые силы. Схематично цепь возникших ассоциаций можно представить так. Увидев изображение прекрасного женского тела, он восхитился талантливостью мастера, создавшего скульптуру, а через него - и творческими способностями человека вообще. «Как же могуч он, что превзошел мастерством самую природу!» Но ведь и я принадлежу к роду человеческому. Я не могу создать подобное произведение, но не только этим может быть велик человек - каждый должен стремиться к тому, чтобы остаться верным высокому назначению Человека. Каков же я? Что было достойного и недостойного Человека в моей жизни? «Встреча» завершилась раздумьем, полным высокого морального смысла: «Разве можно теперь, оставаясь верным себе, своему назначению в жизни, обидеть человека, быть безразличным к горестям и страданиям, мириться с ложью и несправедливостью?»
Восприятие прекрасной музыки на любую тему может затронуть не только наши музыкальные вкусы или ближайшие к теме представления, но и представления о жизни вообще, о красоте и т. п. И. О. Дунаевский говорил: «Какое счастье наслаждаться музыкой! И не только в этом счастье, счастье в том, что, наполняясь красотой искусства, я сам хочу быть лучше, чем есть, и хочу, чтоб мои товарищи, друзья думали так же, как и я, чтобы вместе мы жили и работали для этого лучшего. Наслаждение музыкой не самоцель, а путь к внутреннему совершенствованию во имя жизни, ее улучшения».

Почему возможно такое всестороннее влияние прекрасного? Критерии совершенства жизни, сложившиеся в нашем вкусе и эстетическом идеале, отличаются обобщенностью и универсальностью. Гармоничность, мера и тому подобные эстетические нормативы характеризуют не специфические, а разнообразные явления действительности (труд, быт, отношения между людьми, природу), а также искусство. Поэтому эстетическое переживание отдельного явления, вознеся нас на ступень общего, гармонии, высвечивает по-особому другие важные для нас явления, сопоставляя их с этим общим.

Ф. Э. Дзержинский неоднократно подчеркивал, что переживание красоты природы содействовало утверждению его в своих политических взглядах. Любуясь в Швейцарии Альпами, он восклицал: «Так прекрасен мир! И тем более сжимается мое сердце, когда подумаю об ужасах человеческой жизни!». И возвращаясь в Россию, принимал активнейшее участие в борьбе против самодержавия, сидел в казематах, учился, не прекращая революционной работы.

Многие воспитатели замечают, что в красивой обстановке дети становятся дисциплинированнее - они, не сознавая даже того, подчиняются общему принципу упорядоченности.

Перенос воздействия с одной сферы в другую связан и с тем, что эстетические чувства базируются на образах, а они, как уже отмечалось, не только в искусстве, но и при непосредственном восприятии самой жизни несут практически бесконечную информацию, ибо бесконечны связи данного явления со всей действительностью. И в зависимости от уровня развития ассоциативной способности у человека переживание может по этим мосткам-связям «перебрасываться» на другие явления, причем ассоциации могут идти и по сходству, и по смежности явлений, и по контрасту. Этим объясняется кажущаяся иногда неадекватность между объектом и его влиянием на душу человека. Источником преобразующего переживания могут стать на первый взгляд несущественные предметы, явления.

Интересен в этом плане факт из биографии художника Б. М. Немеиского. Он ушел на фронт девятнадцатилетним пареньком, воспитанником студии военных художников им. М. Б. Грекова. Однажды ранним утром в прифронтовом лесу его разбудил шорох: маленькие листочки раздвигали старую листву. Родился голубой цветок - подснежник. Невероятно: все разворочено кругом, разрыто снарядами - и весна, голубые цветы, пение птиц. Цветок стал для начинающего художника открытием весны, открытием красоты, которую он до этого не замечал. Как он хрупок, этот цветок! А ведь завтра «по этому такому прекрасному, такому всему родному - может пройти враг и все уничтожить... Подснежник тоже Родина, которую нужно защищать от врага, та Родина, ради которой, если нужно,- и жизнью можно пожертвовать». Так в этих необычных условиях обычный цветок с неизбежностью становится выражением особого смысла: он - часть Родины, ее красоты. Благодаря этому обычное эстетическое чувство затронуло всю сущность человека, активизировало величайшую силу любви к родной земле, чувство ответственности за ее самую малую крупинку, помогло осмыслить свое место и как художнику, и как бойцу.

Сила и широта положительных воздействии чувства прекрасного на человека обусловлена и особым его содержанием, его бескорыстным характером. Потребность в совершенство, с позиций которой мы оцениваем мир, есть высшая потребность человека-творца, человека-преобразователя. У каждого она формируется через приобщение к деятельности и является одним из ярких показателей приобретения человеком общественной сущности. Поэтому переживание подлинно прекрасного вполне закономерно включает в себя удивление, восторг, «светлую радость» (Н. Г. Чернышевский), «ощущение счастья» (С. Т. Коненков), окрыленность, гордость за человека и человечество. Владимир Ильич Ленин, говоря об «Аппассионате» Бетховена, выделял й своем чувстве как самое существенное: «Я всегда с гордостью, может быть наивной, думаю: вот какие чудеса могут делать люди».

Один выдающийся хирург, прежде чем приступить к сложной и рискованной операции, запирался в служебном кабинете и слушал Баха. Музыка не только помогала сосредоточиться, ужать круг внимания. Интенсивное эстетическое переживание как бы подхватывало и сводило воедино все аспекты личности, поднимало их на ту ступень, когда операция ощущалась как нечто более значительное, чем техническая процедура. Мобилизовывались все духовные и физические силы.

Не перечислить всех оттенков и нюансов содержания эстетического чувства, да они не всегда и осознаются. Во всяком случае понятно: красота является самой гуманной из всех сил, созидающих в человеке человеческое,- она активнее других будит в нас радость бытия и ощущение счастья быть человеком. Именно благодаря этой радости, наслаждению от приобщения к высшим ценностям общества человек без всякого внешнего принуждения обращается к своему внутреннему миру, стремясь настроить его на «волну» красоты. И что важно: выводы, оценки, создаваемые в процессе эстетического переживания, как подчеркивал Б. М. Теплов, имеют «несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые».
Previous post Next post
Up