Эстетическое воспитание катализатор всестороннего развития

Mar 01, 2011 09:41

Чаще всего говорится о влиянии искусства на всестороннее духовное (интеллектуальное, нравственное, политическое и т. п.) развитие личности, всестороннего Это и понятно. Художественное творчество представляет собой наиболее специфическую и наиболее развитую форму эстетической деятельности, функционирование всего комплекса высокоразвитых эстетических способностей человека. Здесь поэтому заметнее, что именно дают эти способности их обладателю по сравнению с теми, у кого они менее развиты.

Известно, в частности, что подлинные ученые и во времена Лукреция Кара и Леонардо да Винчи, когда наука была сравнительно слабо развита, и во времена Ломоносова и Гете, Бородина и Менделеева, и в нынешнее время не чураются искусства, многие из них занимаются художественным творчеством.



Директор Института математики академик П. П. Еругин, отрицая точку зрения так называемых, «физиков», «технарей», будто в век научно-технической революции (НТР) нет места «лирике», говорил: «...Мне даже в голову не приходило, что НТР может покушаться, скажем, на Рафаэля. Представить Королева без Пушкина? Абсурд. Весьма крайняя и агрессивная точка зрения узкого специалиста. Современный человек призывает на помощь всю культуру - как бы «расширяет» свое сердце, чтобы выдержать гигантский напор новейшей информации, «безумных идей», потрясающего ощущения бесконечности мироздания, которое «захватывает дух» даже у астронома»

Да, ученый должен владеть фундаментальными познаниями в специальных дисциплинах, иметь гибкий ум, мышление, которое способно проникать в самые сложные противоречия объективного мира, обладать фантазией, интуицией, развитой способностью представления, чтобы воссоздать недостающие в экспериментальном исследовании связи явлений, выдвинуть смелые гипотезы. А «ничто, кроме искусства,- как справедливо считает известный советский художник Б. М. Неменский,- не приспособлено к развитию фантазии, интуиции, образного мышления так органично - именно здесь как бы пик этой «формы мышления» среди всех разновидностей человеческой деятельности». Конечно, эти способности формируются, оттачиваются также в активном общении и с эстетическими ценностями природы, предметов быта и т. п.

Эстетическое воспитание приучает нас видеть и ценить прекрасное в окружающем мире, его дивную гармонию. Принципы красоты, вошедшие в опыт ученого, нередко имеют в научном поиске эвристическое значение, играют важную роль при проверке правильности результатов и в отыскании новых законов. Известно, что в природе есть очень красивая симметрия. Именно идея симметрии в явлениях природы позволила английскому физику П. Дираку еще в 1928 году предвидеть существование «отрицательных протонов» и даже выдвинуть смелую гипотезу о парности существования элементарных частиц, где каждой частице соответствует противоположная ей по заряду - античастица.

Красота - всегда наиболее совершенное, развитое, оптимальное. «Химик, полюбивший совершенство классической архитектуры, не допустит в своих исследованиях аляповатых творений,- писал проф. Гильм Камай.- Он будет искать красоту формы и во внутренней упорядоченности веществ, и в структуре молекул. Не случайно один из творцов структурной теории, виднейший химик Кекуле изучал архитектуру. Знание архитектурных форм, бесспорно, помогло ему в поисках структуры молекул».

Теоретические выводы о наличии определенной зависимости между художественно-эстетической воспитанностью и интеллектуальным развитием человека, почерпнутые из наблюдений над жизнью и. деятельностью ученых, подтверждаются многими экспериментальными исследованиями, проводимыми психологами и эстетиками в школах.

Б. М. Неменский рассказывает, например, об экспериментах, проведенных в Венгрии, Польше, Эстонии. Они говорят, что в общеобразовательных школах с ежедневными уроками музыки «успеваемость по таким предметам, как арифметика, письмо, география и т. д., даже физкультура, значительно выше, чем в остальных школах». Аналогичное положение наблюдается и в школах с углубленным изучением изобразительного искусства.

Активизируя эмоции, искусство мобилизует интеллектуальные силы ребенка, тренирует не только художественные способности, но и внимание, память, мышление, воображение, развивает чувство ритма, меры, времени и т. п., что может «давать выход», в различные нехудожественные виды деятельности.

Сказанное подтверждается анализам опыта многих учителей. -Там, где систематически и целенаправленно развивают образное мышление детей, удается избежать одного из существенных недостатков знаний школьников - формализма, то есть усвоения понятийно-словесного материала без представления. Замечательный советский педагог В. А. Сухомлинский «тысячу раз убеждался: без поэтической, эмоционально-эстетической струи невозможно полноценное умственное развитие ребенка. Сама природа детской мысли требует поэтического творчества. Красота и живая мысль так же органически связаны, как солнце и цветы».

Эстетическое воспитание сказывается, разумеется, не только на интеллектуальном развитии. Человек, у которого не развито образное мышление, чутье к совершенству, не может быть хорошим конструктором, инженером, даже хорошим рабочим, умеющим выполнить дело качественно. «Давайте посмотрим,- писал М. Раковский,- как рождается костюм. Модель предложена художником и одобрена художественным советом. Она поступает в производство... в «массовку». Если бы всем технологам с детства прививали понятие изящного, они и нитки подобрали бы лучше, и пуговицы красивее. Если бы все швеи с детства усвоили законы гармонии, то они не искажали бы порой замысла художника-модельера. Если бы все гладильщицы с ранних лет обладали развитым эстетическим вкусом, то они своей глажкой довели бы этот костюм до совершенства».

Но дело не только в том, что развитые эстетические способности, накладываясь на специальные, «облагораживают» их. Само развитие специальных способностей и навыков, без чего немыслимо мастерство и творческий труд в избранной практической сфере, стимулируется не только материальными и моральными факторами, но и эстетическим отношением человека к делу, сформированным стремлением сделать красиво. В этом эстетическое воспитание оказывает большую помощь трудовому воспитанию, профессиональному обучению. И столь же ощутимую - моральному воспитанию; ведь если эстетическое чувство не позволит мастеру «сработать» вещь плохо, неряшливо, это так или иначе отразится на формируемом отношении к труду, на понимании своей чести, на воспитании других нравственных черт.

Переживание прекрасного больше, чем что-либо, дает ощущение и понимание бесконечной ценности жизни и человека. Двадцатичетырехлетний Феликс Дзержинский писал жене из тюрьмы: «Меня очень радует, что нашего Ясика так восхищает природа, что у него есть слух, что и лес, и цветы, и все богатство природы его так интересуют. Ибо кто чувствует красоту, тот может уловить и понять сущность жизни настоящего человека... Если он способен видеть, слышать и чувствовать, быть может, впоследствии, когда он вырастет, жизнь еще более заострит его зрение и слух и расширит чувство любви к людям, и он в действительности сольется с миллионами, поймет их, и их песнь станет его песнею, и он проникнется музыкой этой песни и поймет, осознает подлинную красоту и счастье человека».

Все великие революционеры в душе были подлинными художниками. Из чувства красоты жизни шло страстное желание видеть весь мир построенным по законам красоты, а значит - бороться против всего, что уродует жизнь.

Поэтому глубоко прав был В. А. Сухомлинский, проводя и в трудах своих и на практике мысль, что высокие морально-политические идеи должны придти к детям не заучиванием непонятных им, хотя и правильных слов, не пустыми клятвами-обещаниями первоклашек «быть патриотами», «быть достойными строителями коммунизма», к чему нередко, к сожалению, склоняются некоторые учителя. Особое значение должно быть уделено освоению детьми красоты и березовой рощи у родного села, и ароматного запаха степных трав, пронзительной родниковой свежести, красоты верной дружбы (вспомним «С чего начинается Родина?»), посильному участию их в созидании красоты для родных, друзей, односельчан. «Если ребенок... вырастил розу для того, чтобы любоваться ее красотой, если единственным вознаграждением за труд стало наслаждение красотой и творение этой красоты для счастья и радости другого человека,- он не способен на зло, подлость, цинизм, бессердечность». Через красивое - к человеческому - такова закономерность воспитания советского гражданина, горячего патриота и интернационалиста, личности высокой нравственной и политической активности.

Формируемые в процессе эстетического воспитания способности проявляются в ряде существенных качеств человека. Скажем, многочисленные наблюдения показывают, что высоко развитое я ярко выраженное воображение обусловливает такую черту личности, как одухотворенность. Вся деятельность такого человека, отношение его к жизни эмоционально приподняты. Он полон оптимизма, склонен видеть новое и прекрасное в повседневно окружающем, что позволяет человеку жить полнокровной, целеустремленной и внутренне содержательной жизнью в обычных, повседневных условиях.

Качество, противоположное одухотворенности,- прозаичность натуры. Она проявляется в отсутствии возвышенной мечты, высоких гражданских идеалов, бескорыстных чувств. Такой человек живет лишь обыденными заботами, его интересы и потребности - в повседневных мелочах жизни.

Не удивительно, что подобные люди часто озлоблены, раздражены, мелочны, пессимистично настроены, не удовлетворены жизнью. Трудно и им самим, и тем, кто рядом с ними.

Наше время - не только век атома, кибернетики, покорения космоса, но и век общения. Все больше и больше люди оказываются связанными друг с другом. Каждый контакт сказывается на физическом, психическом и моральном самочувствии человека. Поэтому особое значение приобретает формирование умения человека общаться с другими людьми, развитие такого качества, как общительность.

Общительность - сложное моральное качество. Оно предполагает не только знание принятого в обществе этикета (правил, норм культурного поведения), но и уважение к человеку, способность к самооценке, доброжелательность, чуткость, тактичность и многое другое, в чем выражается отношение к людям и себе.

Непременным условием становления этих черт личности является воображение. Чтобы быть чутким, нужно на основе знаний о жизни и характере человека представить себе его душевное состояние в данный момент. А тактичность предполагает способность не только воссоздать в воображении настроение и переживание другого человека, но и предвидеть, какое впечатление могут произвести на него наши слова или действия. Способности представить, понять и сопережить настроения и чувства другого человека лежат в основе сочувствия.

Общительности во многом способствует развитие в человеке и чувства юмора. Подлинный юмор и остроумие, в отличие от цинизма, пошлости, очень высоко ценятся в обществе. Они всегда и результат и признак развитого интеллекта, ассоциативного мышления, нравственного и эстетического здоровья человека, показателем которого выступает его идеал.

Чувство юмора придает людям добродушие, как правило, мягкость и доброжелательность в отношениях с окружающими. Без него человек становится тяжелым в общении, мелкие недоразумения повседневной жизни превращаются в его глазах в серьезные проблемы, незначительные столкновения - в конфликты, шутки - в оскорбления. Все это ведет к потере самообладания, усложнению отношений с людьми и т. и. Развитое чувство юмора не только упрощает, облегчает и украшает общение, но и помогает разрешению конфликтов.

Эстетически воспитанный человек, умеющий видеть, понимать красоту, творящий ее, отличается и более высоким жизненным тонусом, оптимизмом, поскольку утверждает себя как человека - преобразователя жизни. Поэтому еще В. Г. Белинский писал, что чувство изящного «есть условие человеческого достоинства... Без него, без этого чувства, нет гения, нет таланта, нет ума - остается один пошлый «здравый смысл», необходимый для домашнего обихода жизни, для мелких рассчетов эгоизма... Эстетическое чувство есть основа добра, основа нравственности».

Итак, эстетические способности имеют не только узкоэстетическое значение. Они благотворно влияют на все духовные, творческие потенции личности. Это значит, что эстетическое воспитание не только «шлифует», развивает эстетические способности, но может усилить, активизировать другие виды воспитания (идейно-политическое, трудовое, нравственное, физическое, интеллектуальное). Справедливо утверждение: «Ни одна форма воспитательной деятельности не является полноценной, не достигает большого эффекта, если она не включает в себя элемент эстетического воспитания».

Чтобы успешно реализовать возможности эстетического воспитания, педагог, организуя общение воспитанников с эстетическими ценностями, должен представлять себе механизм влияния эстетического отношения на содержание других отношений человека с миром.

одухотворенность, общительность

Previous post Next post
Up