Виктор Фаддеевич Соколов (8 августа 1928 - 15 августа 2010) - машинист электровоза Локомотивного депо Москва-Сортировочная, первый и единственный в советской железнодорожной отрасли дважды Герой Социалистического Труда.
Весной 1980 года впервые в мире провёл грузовой поезд весом 10 тыс. тонн. В январе 1977 года первым в мире провёл грузовой поезд с углём весом более 6 тыс. тонн
Биография
Родился
8 августа 1928 года в деревне
Казинка Тульской области в семье крестьянина.
Русский.
Окончил пять классов школы, ремесленное училище, курсы помощников машинистов. В
1945 году, после окончания курсов стал помощником машиниста, а затем машинистом паровоза, тепловоза в депо Москва-Сортировочная. Продолжил работу на станции
Кувандык Оренбургской железной дороги, куда Виктор Соколов приехал по
комсомольской путёвке. Там после основательной обкатки в ноябре 1950 года начал самостоятельно водить поезда паровозами
СО. В 1954 году, после внедрения прогрессивных мощных видов тяги, депо Кувандык было закрыто, и Соколов вернулся в родное депо Москва-Сортировочная. С
1958 года, окончив курсы, продолжил работу машинистом
электровоза ВЛ22М Локомотивного депо Москва-Сортировочная-Рязанская. Водил электровозы до самой пенсии, установив несколько всесоюзных рекордов тяжёловесного движения.
С 1968 года начали заключать договоры между машинистами и поездными диспетчерами на вождение мощными электровохами поездов повышенных веса и длины, Соколов начал водить такие поезда строго по графику. В 1974 году Соколов сел за контроллер нового, ещё более мощного восьмиосного электровоза серии
ВЛ10. За счёт использования ресурса этих электровозов удалось существенно повысить вес и длину ведомых грузовых поездов, нарастить провозную способность самых загруженных направлений, прежде всего Москва - Рыбное - Рязань. Депо вышло на подготовку к установлению мировых рекордов тяжеловесного и длинносоставного движения.
По инициативе Соколова и его коллег-машинистов
5 марта 1980 года на станции
Рыбное впервые в мире был сформирован поезд весом 10 000 т (более 125 вагонов), ведомый от станции Рыбное до станции
Перово двумя локомотивами. Поезд вели машинисты Соколов (в головном локомотиве) и Дмитрий Богданов (в хвостовом локомотиве), между ними требовались исключительно слаженные действия по набору скорости и торможению, связь между машинистами поддерживалась по радио. Новая технология перевозок получила широкое распространение на
Московской железной дороге.
Подготовил более 40 машинистов и 200 помощников машинистов. По рекомендациям Соколова был существенно повышен уровень комфорта на рабочих местах машиниста, что отразилось на качестве работы вперёдсмотрящих.
С
1989 года В. Ф. Соколов на заслуженном отдыхе. Жил в Москве. Умер
15 августа 2010 года. Похоронен на
Хованском кладбище.
Награды
Свой первый орден - Трудового Красного Знамени Соколов В. Ф. получил в 1969 году.
Высшую награду СССР - орден Ленина Соколов В. Ф. получил два раза, а именно в 1976 году и в 1984 году. При этом оба ордена Ленина он получил вместе с двумя Золотыми медалями «Серп и Молот».
Соколов Виктор Фаддеевич награжден двумя Золотыми медалями «Серп и Молот», при получении звания дважды Героя Социалистического Труда 5 марта 1976 года и 13 июня 1984 года.
Еще Соколов В. Ф. имел медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина», медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», медаль «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», медаль «Ветеран труда».
Соколов Виктор Фаддеевич - единственный железнодорожник в СССР, ставший дважды Героем Социалистического Труда.