Норвежские эскадрильи ВВС Великобритании во Второй мировой войне

Jan 31, 2021 13:58

Во время Второй мировой войны после оккупации в 1940 году Норвегии многие норвежцы бежали в Англию, в том числе некоторое число пилотов королевских ВВС Норвегии. Британская авиация в это время вела ожесточённые воздушные сражения против немецких Люфтваффе и испытовала недостаток подготовленных пилотов. Поэтому в составе Королевских военно-воздушных сил (англ. Royal Air Force (RAF)) Великобритании формировались подразделения, укомплектованные лётчиками из Польши, Дании, Чехословакии, Голландии и других стран, оккупированных Германией. В том числе была сформированна 331-я эскадрилья RAF (норвежская).



Истребители «Спитфайр» Mk.V 331-й норвежской эскадрильи британских ВВС на аэродроме Каттерик. Великобритания, весна 1942 года.

331-я эскадрилья RAF была сформирована как истребительная эскадрилья в Королевских ВВС Великобритании на авиабазе Каттерик в Йоркшире 21 июля 1941 года. Эскадрилья была укомплектована норвежцами, за исключением наземного экипажа и командира. Эскадрилья получила префикс кода самолётов RAF "FN", который часто называют аббревиатурой от "First Norwegian" или "For Norway", последний является официальным девизом эскадрильи (на норвежском для Норвегии ). Значок эскадрильи представлял собой меч норвежских викингов и британский меч в сальтире , связанные вместе кольцом, что символизировало дружбу между Норвегией и Великобританией. Первоначально эскадрилья была оснащена истребителями Hawker "Hurricane" Mk 1, унаследованными от польской эскадрильи британских ВВС. Они должны были использоваться для подоготовки до того времени, как 331-я эскадрилья смогла вступить в строй 15 сентября 1941 года. Она обеспечивала оборону северной Шотландии , перебазировавшись на авиабазу Королевских ВВС в Каслтауне 21 августа, а затем на авиабазу Скаэбра. 4 мая 1942 года эскадрилья передислоцировалась на юг, на авиабазу RAF North Weald , перевооружившись на истребители "Spitfires" в ноябре 1941 года. К 331-й эскадрилье вскоре присоединилось второе норвежское подразделение - 332-я эскадрилья , также летающая на "Спитфайрах". Вместе они были известны как "North Weald Wing" и были частью воздушного зонта союзников над районом высадки десанта в ходе рейда на французский порт Дьепп , а затем участвовали в операциях по сопровождению бомбардировщиков над оккупированной Францией и Нидерландами . В ноябре 1943 года 331-я и 332-я эскадрильи были переданы Второй тактической авиации ВВС Великобритании (2 TAF) и стали называться аэродромом № 132; позже крыло № 132 . После боевых действий истребителей-бомбардировщиков и тактических операций по установлению превосходства в воздухе, связанных с подготовкой ко « Дню Д» и фактической высадкой во Франции, в августе 1944 года эскадрилья перебралась в Кан (Нормандия). С сентября 132-й дивизион участвовал в освобождении Голландии и обеспечивал с воздуха поддержку переправы через Рейн. 24 апреля 1945 года эскадрилья была переведена в North Weald, а затем в RAF Dyce в Шотландии , где 331 и 332 эскадрильи были перевооружены на истребители "Spitfire" Mark IXe и Mk XVI.
После окончания войны крыло вылетело в Норвегию, и 21 сентября 1945 года 331-я эскадрилья была официально расформирована как подразделение Королевских ВВС Великобритании, и управление перешло к реформированным Королевским ВВС Норвегии (RNoAF). Всего за время войны 331-я и 332-я эскадрильи записали на свой счёт 180 подтвержденных уничтоженных самолётов, 35 вероятных и более 100 повреждённых. Общие потери составили 131 самолёт, погиб 71 пилот. В честь достижений эскадрилий Второй мировой войны RNoAF сохранил названия эскадрилий RAF, в том числе 331-й истребительной эскадрильи, ныне летающей на самолётах F-16 и базирующейся на главной авиабазе Будё.



Британский истребитель «Харрикейн» норвежского пилота Йенса Мюллера на аэродроме Скибри, 1941 год.



Группа норвежских пилотов 331-й эскадрильи британских ВВС на Оркнейских островах, февраль 1942 года.



Истребители «Спитфайр» Mk.V 331-й (норвежской) эскадрильи британских королевских ВВС.



Лётчики из состава 331-й (норвежской) эскадрильи Британских Королевских ВВС.



Лётчики-истребители 331-й норвежской эскадрильи британских ВВС, ноябрь 1942 года.



Норвежские лётчики британских ВВС у навигационных карт, январь 1944 года.







Норвежские лётчики во время освоения авиатехники на аэродроме Борден. Канада, 1941 год.
На переднем плане истребитель американской разработки Хок H-75A-8 (Curtiss Hawk H-75A-8). В течение Второй мировой войны база ВВС Канады Борден служила обучающим центром для норвежских лётчиков, и в Норвегии этот аэродром известен как «Маленькая Норвегия».



Норвежские лётчики осматривают повреждённый в бою руль направления истребителя "Spitfire" Mk Vb.



Норвежские пилоты британских ВВС у истребителя «Спитфайр».



Норвежский лётчик британских ВВС капитан Свен Хеглунд (Svein Heglund). Великобритания, август 1943 года.
Свен Хеглунд - лучший норвежский лётчик-ас Второй мировой войны. Летая на истебителях "Спитфайр" и "Москито" в составе No.331 Sqn RAF сбил 14 немецких самолётов лично и 1 в составе группы.



Норвежский лётчик британских ВВС Мартин Гран гладит щенка - талисмана эскадрильи. 1941 год.



Норвежский лётчик британских ВВС Оттар Мальм в кабине своего «Спитфайра».



Норвежский лётчик британских ВВС Эрик Хаабьорн с щенком в кабине своего «Спитфайра». Англия, апрель 1942 года.



Норвежский лётчик Эрик Хобьёрн готовиться к вылету на «Спитфайре» с аэродрома Катеррик. Великобритания, 21 апреля 1942 года.



Норвежский лётчик-истребитель британских ВВС Мартин Гран в кабине своего «Спитфайра». На борту нанесены отметки о 5 одержанных победах.



Норвежский пилот Вернер Кристи у истребителя «Спитфайр» на английском аэродроме, апрель 1942 года.



Разговор норвежских пилотов 331-й эскадрильи британских ВВС на аэродроме Норт Уилд.





Линейка истребителей американской разработки Хок H-75A-8 (Curtiss Hawk H-75A-8) с норвежскими опознавательными знаками на канадском аэродроме Борден. 1941 год.
В течение Второй мировой войны база ВВС Канады Борден служила обучающим центром для норвежских лётчиков, и в Норвегии этот аэродром известен как «Маленькая Норвегия».

авиация, истребитель, вторая мировая война, история

Previous post Next post
Up