Майя Орджоникидзе: «Россия в борьбе с непокоримым Кавказом» (наше интервью) - Haqqin
Jun 08, 2014 21:38
В Абхазии - неспокойно. Население этого сепаратистского самообразования соизволило протестовать. В итоге ушел в отставку президент Александр Анкваб. Грузинские эксперты полагают, что Анкваб категорически выступал против вхождения Абхазии в состав России. А Хаджимба начал готовить процесс вступления страны в состав новой путинской империи. Неспокойно и в Южной Осетии. Пока во властных кулуарах, ибо «президент» Леонид Тибилов тоже умудрился сделать громкое заявление о том, что Южная Осетия войдет в состав России. Что стоит за всеми этими событиями, и как собирается реагировать на происходящее официальный Тбилиси? На вопросы haqqin.az отвечает известный грузинский общественный деятель и аналитик Майя Орджоникидзе.
- Как Вы прокомментируете заявление «президента» Южной Осетии Леонида Тибилова о том, что эта «республика» может войти в состав России? - Думаю, прошедшие двадцать четыре года после развала СССР, а также вся история этого «государства» дает возможность делать обобщения о методах, применяемых им по отношению к постсоветским республикам. Фактически ничего нового - древний принцип «разделяй и властвуй» являлся и до сих пор является главным инструментом «вставшей с колен» России и в эту парадигму вписываются абсолютно все так называемые этнические конфликты, разразившиеся под конец существования и сразу после развала большевистской империи. Идея «воссоединения двух Осетий» отнюдь не нова - еще в сталинское время особо рьяные большевики не только вынашивали эту мысль, но и готовили проект по ее осуществлению. Если мне не изменяет память, инициатором этого мероприятия являлся Анастас Микоян, которому не терпелось увидеть искусственно созданное большевиками новообразование «Южная Осетия» в составе России. После этой краткой ретроспективы, перейдя к заявлению «президента» так называемой Южной Осетии Леонида Тибилова, не так уж трудно понять, какие механизмы задействовал Кремль, а точнее - Владимир Путин на пути нового, а для России исторически третьего по счету «собирания земель». Ведь ясно, что факт признания путинской Россией независимости Абхазии и т. н. Южной Осетии реально сузил Кремлю поле политических маневров, поскольку признание им независимости части международно признанного суверенного государства - акт из ряда вон выходящий и в цивилизованном мире не практикуемый. Тем не менее Путин, как истинный политический «постмодернист», постарался оправдать свои действия «прецедентом» Косово, являющегося для него как бы международным оправданием своей имперской практики. Здесь не место вдаваться в абсолютную нерелевантность таких аналогий, но то что Кремль воспользовался косовским конфликтом в своих собственных целях - исторический факт. После признания независимости Абхазии и Южной Осетии рычаги воздействия на Грузию практически исчерпались, и своими действиями Россия загнала себя в тупик в отношениях с этой страной. Будто после всего этого какие еще могут быть рычаги влияния? Ведь ясно, что Россия, загнавшая себя в геополитическую ловушку сперва в 2008 году вторжением в Грузию, а сейчас уже гораздо более масштабным развязыванием войны против Украины, испытывает фантомные боли по причине несоответствия с одной стороны - своих имперских желаний, а с другой стороны - собственных и далеко уже не тех возможностей. Сегодня Путин находится в цугцванге, когда и вперед идти нельзя, и отступать чревато без ущерба собственному внутрироссийскому имиджу «великого собирателя русских земель». Реально же мы являемся наблюдателями начала конца 200-летней российской империи, которая входит, вернее, уже вошла в завершающую стадию своего существования. Да, мы присутствуем при ее агонии и сколь долго она будет длиться и сколь много крови еще прольет до своего исчезновения - на 99% зависит от политической воли и принципиальности западных государств. В свете вышесказанного, возвращаясь к вашему вопросу: заявления кремлевских марионеток типа «президента» Тибилова преследуют цель превентивного недопущения в данном случае государства Грузии к членству в НАТО и попытками помешать процессу ее интеграции в Евросоюз, которые тем не менее, по-моему глубокому убеждению, обречены на провал, ведь у истории свои законы.[Spoiler (click to open)]
- Не с реализацией ли этих планов были связаны последние события в Абхазии, закончившиеся отречением Александра Анкваба? - Естественно, это так. Повторюсь - не только процессы в Абхазии и Южной Осетии, но и все «горячие точки» на постсоветском пространстве управлялись и управляются из единого центра и преследуют одну и ту же цель - поддерживать на этих территориях состояние управляемого хаоса, ведь закон и порядок нужен только там, где в нем заинтересовано политическое руководство. Для Грузии Александр Анкваб был меньшим злом, поскольку он мыслил Абхазию независимым государством, для которого было неприемлемым пребывание Абхазии в составе Грузии, но с другой стороны, также неприемлемым виделось вхождение Абхазии и в состав России. По всем имеющимся признакам, Хаджимба - прямой ставленник Путина, но главное - при нем над 40-тысячным грузинским населением, компактно проживающим в Гальском районе (часть Абхазии), нависает прямая угроза выселения со своих исконных мест проживания, что практически является осуществлением этнической чистки и до того уже имевшей место во время российско-грузинской войны в Абхазии в начале 90-х. В данном случае это может стать повторением того, что уже совершил Путин в т.н. Южной Осетии во время войны 2008 года, изгнав все грузинское население со своих исторических земель. Видимо, это и является одним из последних рычагов воздействия на прозападно ориентированную Грузию. - Но насколько выгодно содержание Южной Осетии для России? - Еще Николай Бердяев писал о двух типах имперского мышления, разделив его на западное и восточное. По Бердяеву - в основе империи западного склада заложено рациональное отношение метрополии к колониям, и если от последней уже нет практической выгоды, выражающейся в материальном измерении, к такой колонии интерес со стороны метрополии иссякает. По-другому обстоят дела в империях восточного типа - для них завоевание земель, территорий является самоцелью, вне зависимости от получаемой ею практической выгоды с колоний. Думаю, излишне добавлять, к какому типу империй принадлежит Россия не только географически, но и ментально. В эту схему полностью укладывается не только Южная Осетия со своей полной ничтожностью практической ценности для России, но и гораздо более интересные в этом ключе Абхазия, а сейчас и Крым, также дотационные от Москвы. Ведь реально, кроме громадных материальных убытков, связанных с содержанием искусственно созданных Россией же «государств» и их «правительств», они России ничего не приносят. Кстати, та же ситуация внутри самой России сложилась в Чечне, где взамен на личную «верность» Путину Кадыров получает от Москвы реальную дань в виде громадных контрибуций. Более того, сегодня де-факто Чечня - это независимая от России территория, где абсолютная власть принадлежит Кадырову и его клану. Но всему есть предел, если в «золотую» нефтедолларовую эпоху правления Путина - в 2000-2013 годы, Россия хоть как-то справлялась с содержанием марионеточных режимов и безмерным аппетитом ее ставленников, после вторжения в Украину - в свете международных санкций и общей рецессии российской экономики - эта обязанность ложится на нее непосильным грузом. А если ко всему этому добавить еще и содержание новоиспеченного «русского» Крыма, ситуация для российской экономики и для ее налогоплательщиков выглядит и вовсе чудовищной. Что касается Южной Осетии, она и так уже давно на содержании Москвы и материальной выгодой здесь для России не пахнет, одни сплошные убытки, ложащиеся кстати не на плечи членов клуба долларовых миллиардеров кооператива «Озеро», а на обычных, рядовых граждан России. Думаю, этим все сказано.
- Возможно ли, что Абхазия тоже заявит о желании войти в состав России? - Если учесть, что руководители Абхазии никогда доселе не принимали самостоятельных решений, не согласованных с Кремлем, все зависит опять-таки от Путина. Захочет Путин - «захочет» и абхазское «руководство». Кстати, недавнее заявление Александра Анкваба о собственной отставке в этом плане очень показательно: последний очень долго сопротивлялся давлению Кремля, но в конце до него дошло, что его дальнейшее сопротивление прямо связано с угрозой его жизни. Он не захотел повторить судьбу Багапша и благоразумно сдался на милость Москвы. - Как официальный Тбилиси собирается противостоять этим действиям сепаратистов? - Трудно прогнозировать: возможно, это единственный ваш вопрос, на который у меня нет четкого ответа. С одной стороны новоиспеченное правительство Бидзины Иванишвили (который ушедши из политики, и сегодня является де-факто правителем страны!) в лице ее премьера Ираклия Гарибашвили декларирует приверженность прозападному курсу развития Грузии и ее интеграции в ЕС и НАТО. С другой стороны, налицо явная политическая амбивалентность правящей коалиции «Грузинская мечта», непоследовательность ее практических шагов, некомпетентность и нехватка интеллектуального ресурса на всех уровнях властной структуры. Когда в октябре 2012 года в результате победы на парламентских выборах к власти пришел Бидзина Иванишвили, он сколотил свою коалицию из совершенно разношерстных политических субьектов, которых объединяла не столько общность политико-мировоззренческих платформ и ценностей, сколько неприкрытая ненависть и соперничество по отношению к бывшей власти. Ведь не секрет, что правительство четко прозападного Михаила Саакашвили, пришедшее к власти в 2003 году вследствие бескровной Революции Роз, было революционно-эффективным и действительно стало символом того, что и на постсоветском, насквозь изъеденным коррупцией и непотизмом пространстве возможно заложить основы современного, демократического государства. Тот факт, что и при бывшем правительстве имели место случаи злоупотребления властью на местах, вплоть до нарушений в сфере прав человека и неприкосновенности частной собственности, отнюдь не льет воду на мельницу тех, кто эти нарушения с радостью провозгласил как системообразующий фактор бывшей власти. Представьте, когда к руководству страной пришла молодая реформаторская команда Саакашвили, Грузия практически загнивала в болоте разрухи и реально не представляла собой государство в классическом понимании этого слова. Все было в упадке - экономика, армия, полиция, разгул криминала, а политическая верхушка была занята исключительно личным обогащением, народ соответственно бедствовал и проклинал власти. Даже на карте Грузия существовала чисто номинально, поскольку она не представляла интерес ни для международного бизнеса, ни для туризма (и это при ее природных данных!), не говоря уже о геополитической значимости страны даже в узком региональном контексте. Так потихоньку и сползала страна в болото небытия, когда народ восстал и грянула Революция Роз. Через всего лишь три-четыре года после революции Грузию было не узнать, и я могу утверждать это, как бывший эмигрант - приехав на родину в 2002 году, там было все то же самое, как 7 лет назад, когда я уехала из страны. Дороги разбиты, электричество было роскошью, криминал совместно с полицией времен Шеварднадзе грабил сограждан. Одним словом, хрестоматийный совок.
В 2005 году, когда я вернулась насовсем, прошло всего-навсего три года после моего последнего визита, и я не узнала Грузию, это бросалось в глаза при первом же взгляде - порядок, чистота, полиция как будто из той западной страны, из которой я приехала, только не такая суровая как в США. Криминал, воровские сходки и беспредел на улицах - со всем этим было покончено. Люди перестали бояться выходить на улицу с наступлением сумерек, впервые за долгие годы люди не боялись оставлять на улицах свои машины без риска наутро найти их угнанными через Цхинвали в Россию. Были инициированы и воплощены реформы полиции, армии, образования, здравоохранения - не все было гладко, были проколы, но главное - страна проснулась от летаргии и начала успешно развиваться… Политика, проводимая нынешними грузинскими властями, банально напоминает политику страуса, который предпочитает видеть песок, лишь бы не замечать надвигающуюся угрозу. Политическая коалиция Иванишвили «Грузинская Мечта» с первых же дней прихода к власти декларировала нечто вроде перезагрузки отношений с Россией, то ли по наивности,то ли по недоумию полагая, что-де она-то сможет достичь тех высот в отношениях с путинской Россией, которые оказались недосягаемыми для правительства Саакашвили. Как циничный ответ на глупую самоуверенность новой власти - всего лишь через месяц после ее прихода к власти - российские оккупационные силы, и без того стоящие на территории т.н. Южной Осетии, начали передвигать «границы» вглубь остальной Грузии, оставляя все новых и новых грузинских крестьян без средств к существованию, без земли, а часто и без дома. Этот антигуманный процесс на международном новоязе нарекли «процессом бордеризации», что отнюдь не меняет бедственного положения грузинских крестьян, ставшими беженцами в «мирное» (!) время. Также обычной каждодневной рутиной стало похищение грузинских крестьян, будто-бы нарушивших мифическую границу, за которых русская солдатня получает выкуп и сделала это дело прибыльным бизнесом. Адекватной реакции на такие вопиющие случаи на высшем уровне не видно, нынешнее руководство молчит в тряпочку, трогательно считая, что отношения с Россией «улучшились» по той простой причине, что в партии вин и минеральной воды, милостиво допущенных на ввоз в Россию всемогущим Онищенко, последний не нашел цианистого калия или полония вроде того, которым был отравлен Литвиненко. После всего вышесказанного неудивительно, что мне трудно прогнозировать реакцию и контрдействия нынешних властей на те вызовы, которые могут исходить из России. - Ну и последний вопрос. Как Вы оцениваете перспективы развития азербайджано-грузинских отношений? -Я рада, что вы мне задали этот вопрос. Известно, что Грузия - миролюбивое государство и интересы национальной безопасности прямо диктуют нашей стране и ее властям стратегию добрососедства со всеми соседями, которые ее окружают.
Россия - единственная страна, которая не дает возможности не только Грузии, но и всем остальным своим соседям жить с ней в мире, не опасаясь с ее стороны всякого рода неприятностей. Что касается Азербайджана, думаю, что наши отношения уникальны, поскольку за всю историю Грузии Азербайджан был единственным ее соседом, который никогда не воевал с Грузией, никогда не проявлял агрессии и во все времена имел с Грузией добрососедские отношения. С приходом к власти Михаила Саакашвили эти отношения стали еще прочнее - из просто хороших соседей наши страны официально стали стратегическими партнерами, которые связаны не только узами дружбы, а также общими интересами - энергетическая безопасность обоих государств диктует нашим странам все новые формы сотрудничества в интересах обеих наших стран. Рада констатировать, что даже всесильная российская «политика» раздора между народами в данном случае потерпела полнейшее фиаско. Как известно, у нас в Грузии есть многочисленная азербайджанская диаспора, веками компактно проживающая в восточной части Грузии, радует, что наши азербайджанцы - это полноправные граждане грузинского государства, живущие и работающие на благо нашей общей Родины. И если пойти еще дальше, думаю, что недалек тот день, когда Кавказ будет реально свободным и независимым регионом, где чеченцы, ингуши, грузины, абхазы, азербайджанцы, армяне, осетины и дагестанцы - все будут жить в мире и согласии, строя наш общий дом -прекрасный и непокоримый Кавказ. Возможно, что сегодня мои пожелания звучат как красивая сказка, но я давно знаю, что в жизни невероятных вещей не бывает, стоит только действительно захотеть. Изуверская политика вечно имперской России - «разделяй и властвуй», - должна кануть в Лету. Я верю, что это возможно, более того - я верю что не в таком уж далеком будущем стану современником этих событий. Наша сила в объединении и все больше людей понимают, что Империю Зла победит лишь наше единство перед лицом общего врага.