Наверное, применяя ко мне субкультурные лекала, со всем цинизмом применения оных, можно в каком-то смысле обозвать меня сонибоем (сонименом? Сонидедом? Сонифагом? Сониолдфагом? Whatever). Однако ж, я с дюжим энтузиазмом ожидал конференции Microsoft - просто потому, что очень люблю, когда меня удивляют. И я очень хотел, чтобы меня удивили, заманили, соблазнили. Вот честно.
Понимаете, наблюдение за рождением и битвой нового поколения игровых консолей всегда захватывает. Неважно, на чьей ты стороне. Появляется ощущение сродни тому, что, наверное, испытывал Дарвин на Галапагосских островах: ты как будто живой свидетель свершающейся эволюции. Схватка консолей сама по себе - уже потрясающее развлечение (должна быть таковым!), своего рода зрелищный ритуал, как, скажем, выборы американского президента, или замес папок в Soul Calibur, или придуманная Карлом Поппером школьная игра "Дебаты" времён моей солнечно-хрустальной юности.
Несмотря на всё ехидное сомнение к предыдущим поколениям чудоящика, я ждал прорыва и даже постарался погрузиться в корпоративную атмосферу: посмотрел летсплей последнего Хейло, дабы проникнуться космизмом и величием, например. Уложил малыша спать, оборудовал пространство чаем и вкусняшками.
Да ничего!
Самое удивительное, что было на презентации нового чудоящика - его название и его дизайн. Да, Xbox One действительно похож на VHS-ный видак, что всплыл из моей солнечно-хрустальной юности, как и школьная игра "Дебаты". Но это по-своему круто, в нём есть что-то от дизайна из фильмов Нолана: эдакий лапидарный, перпендикулярный реализм. И контроллер, весь такой весьма, с красивыми, похожими на бэтмобиль, стиками.
Всё остальное же неумолимо повергло в смертный грех уныния. Люди выходили на сцену, размахивали руками и говорили: "Иксбокс, поди туда! Иксбокс, стой! Иксбокс, сядь! Ляг, Иксбокс! Иксбокс, почеши мне задницу!" При этом складывалось ощущение, что "content" и "experience" были у всех выступающих чем-то вроде слов-паразитов или матерной связки, которые вставляются в речь при дефиците вокабуляра.
Я не буду ничего уже говорить про отсутствие игр. Интернеты кипят гневом по этому поводу. Хорошо, я даже готов поверить, что это такая грамотная многоступенчатая стратегия, рассчитанная на инвесторов - только если вы потрудитесь объяснить мне её сущность. Но есть факты, которые нам известны, и которыми мы можем оперировать.
Факт первый. Сразу после конференции Microsoft акции Sony подскочили аж на 9%.
Да, можно предполагать, что связано это вовсе не с провалом презентации конкурента, а всего лишь с решением Sony структурно разделить свои ветки развлечений и электроники. Но даже если это и так - очевидно, что вера инвесторов в успех Entertainment-ветки Соней, как самостоятельного подразделения, возникла не вдруг и не на ровном месте!
Факт второй. Продажи консолей текущего поколения.
Можно сколько угодно говорить о перспективности и эффективности социально-казуального вектора в электронных развлечениях, однако, давайте взглянем на продажи и сопоставим цифры с фазами жизни нынешних платформ. Xboх 360 стартовал круто и в первой половине цикла на голову обогнал PS3 в продажах. Вспомним, как была устроена при этом рекламная политика? Xbox 360 - игровая консоль для геймеров! Перед нами развесили букеты эксклюзивов (и не только традиционных MS-ных, но и внезапно свежих, как огурцы, вроде Lost Odyssey и Blue Dragon), бурлящий хардкор, массу японских игр, поддержку инди-сцены (такие бриллианты, как Limbo и FEZ, долгое время оставались Xbox-эксклюзивами). Цифры совершенно однозначно показали, как отреагировала публика. Она отреагировала долларом.
Что происходит во второй половине цикла? Sony одумались и в спешном порядке взялись плодить уникальные, сочные эксклюзивы на все лады, придумали подписку PS Plus, чтобы была возможность играть в кучу игр подешевле, под конец усиленно ухватились за инди. В итоге, PS3 догнала, а по некоторым подсчётам и перегнала Xbox 360 (77,3 млн. юнитов на январь текущего года).
Да, есть ещё Wii, которая продалась тиражом 99,6 млн. юнитов и которая, судя по всему, как раз сыграла на социальщине-казуальщине, разрекламировав свою консоль, как удобную и понятную для бабушек, дедушек и тётушек. Но, позвольте, это абсолютно не исключает прочной, добротной и качественной хардкорной игровой базы, которая у Nintendo всегда была и никуда не подевалась. Помимо традиционно любимых Марио и Линков - масса уникальных эксклюзивов.
Итого, вывод один: какую ни возьми консоль текущего поколения, она всегда выигрывала и продавалась, лишь имея, развивая и поддерживая игровую составляющую. Это не какая-то там прихоть меньшинств-геймеров, которыми можно пренебречь при определении целевых аудиторий и прогнозировании прибыли. Это свершившиеся показатели.
Поэтому, пожалуйста: на пальцах и в простых экономических терминах объясните мне, чем продиктована стратегия Microsoft по превращению игровой консоли в мультимедиа-хлеборезку?
Я же пока могу сказать только одно: чтобы пересилить всю эту нелепицу, сказанную и показанную на reveal-презентации, и соблазнить кого угодно (хоть портфельных инвесторов, хоть рюкзачных геймеров) ребята должны показать на E3 очень - ОЧЕНЬ! - крутые игры. Не просто 15 эксклюзивов, не просто 8 новых IP, а таких, чтобы мы все сразу обкакались и упали со стула. Точнее наоборот: упали со стула, а потом обкакались.
Чтобы не испачкать стул, знаете ли.
Не просто Хейло 5-6-7-8-9, не просто Маркуса Феникса в стране лилипутов, а действительно сумасшедшие, инновационные, внезапные проекты, грамотно цепляющие за самое живое. Хотя бы Killer Instinct 3, но даже его одного будет явно не достаточно, чтобы продать консоль.
Xbox, take out the trash!