(Копия записи из моего журнала.)
Недавно прозвучала официальная
презентация нового поколения Иксбоксов. Консоль объявлена под названием Xbox One (о котором следует сказать позже). Сначала мне хотелось бы проанализировать саму презентацию, потому что мы в некотором роде видим новое устройство через её призму.
И даже более того: поддержка производителя во многом определит качество взаимодействия с консолью. Это во времена 8- и 16-биток человек был наедине с приставкой, картриджем и, может быть, товарищем за вторым пультом. Производитель консоли вмешивался разве что лицензируя тех или иных разработчиков, тех или иных продавцов. Сейчас же, более чем когда-либо, консоль - это сервис настолько же, насколько железо и игры. Особенно когда говорится о том, что без регулярной синхронизации какие-то функции консоли будут отключен. Серверный парк (или технология распределённого вычисления и хранения), интерфейс магазина, политика цифровых прав - это окажет прямое влияние на использование консоли, и всё оно зависит от отношения производителя к своему проекту и потребителям.
Итак. Презентация. К сожалению, она меня очень разочаровала. Сравните её с тем,
как недавно презентовали новый BlackBerry.
Ведущие. Мне показалось, что только человек, открывавший и закрывавший презентацию, был более ли менее раскован, хотя и он явно не мог отступать от текста. Остальные - включая президента EA и Стивена Спилберга - с разной степенью убедительности читали едва не с бумажки. А вот, например, двое из BlackBerry звучат абсолютно раскованно, говорят скорее по плану, чем по тексту, шутят между собой и проецируют... как бы это описать? образ людей, которые сделали большое полезное дело, вовремя закончили труд и уверены в его качестве. Они излучают добросовестность. Конечно, есть шанс, что они просто прекрасные актёры, и в жизни их ничего не интересует кроме денег, а ребята из Майкрософт, наоборот, профессионалы разработки и просто не умеют вести себя на сцене - но работа организатора презентации состоит в том, чтобы каждый зритель чувствовал, что обращаются к нему и притом дружелюбно. У меня же ощущение, что репетиции выступления состояли муштровании ведущих и гостей чётко отбивать текст.
Текст. Лучше меня об этом скажет
следующее видео. Полная презентация звучит ничуть не лучше, составитель текста определённо злоупотребил модными словами вроде "experience" и превратил "TV" и другие ключевые термины в сплошную тавтологию. Описание каждой фишки предваряется долгим вступлением, в очередной раз повторяющим, какая эта фишка потрясающая, новая и как она представляет собой будущее - а мы ещё даже не знаем, о чём идёт речь. В ряде случаев фишку так и не показали, как, например, "социальное телевидение". Это не единственная фактическая ошибка. Например, якобы геймплейное видео Call of Duty в действительности было сюжетным роликом.
Искажение фактов. Нельзя сказать, что ведущие прямо соврали - они просто попытались представить некоторые давно существующие технологии как новинки. СмартТВ, мультизадачность, голосовое управление, рекомендации? Ничто из этого не появилось вчера, а кое-что реализовано ещё в прошлом веке. Некоторые из этих технологий известны самому последнему пользователю мобильного телефона. Новым является сочетание этих функций в одном устройстве на таком уровне мощности, но ведущие пытались представить каждую фишку как революционную инновацию.
Попадание в аудиторию. Насколько я понимаю, презентация показывалась по внутренним каналам Иксбокса, на официальном сайте, а также везде, где игровые издания и блоги ретранслировали её. В общем, смотрели презентацию геймеры и энтузиасты Иксбокса. А составлена она была для стереотипного американского обывателя, который признаёт только игры про спецназ и спорт, а вообще-то больше любит развалиться перед телевизором. Вопросы, интересующие геймеров, были настолько проигнорированы, что трансляция прямо сочилась сообщением: "Новый Иксбокс не для вас, вы, капризная требовательная геймерская аудитория". И как верно было замечено в одном из комментариев, таким образом они упустили двух зайцев, ведь "простые американские обыватели" узнаЮт о новинках техники от друзей-энтузиастов, в их пересказе. Теперь они узнАют о том, какой плохой будет новый Иксбокс.
Кстати, то немногое, что всё же было сказано для геймеров, морально устарело: теперь ключевое слово не "эксклюзивы", а "инди" или хотя бы "третьесторонние игры".
Американоцентрированность. Когда Нинтендо делает свои регулярные Nintendo Direct, рассказывая о новинках и планах, они умудряются перевести передачу на язык каждой страны, где вещают, и даже вставить блок с информацией, актуальной для местного сегмента. Майкрософт не сделали ничего подобного, по крайней мере для русскоязычных стран: ни перевода, ни информации о том, как заявленные фишки будут обслужены в СНГ или хотя бы Европе. Позже (?) запись передачи получила
перевод, достойный средней гнусавой кассеты. Можно сказать, что прямой эфир перевести трудно, но если тексты были зазубрены дословно, то могли бы излечь хотя бы такой плюс.
Вне презентации. После презентации представители Майкрософт ответили на несколько вопросов и сделали ещё несколько заявлений. Бизнес-чутьё, да простой здравый смысл, подсказывает, что в таких ситуациях нужно стараться рассказать о преимуществах консоли. На деле мы узнали, например, что у "Коробки" будет несменный, неапгрейживаемый жёсткий диск с объёмом, достойным 2010 года (500 гигов). И это при обязательной установке многотонных игр и функциониях видеорекордера. Перефразируя "Дело о реформе копирайта": представляете себе человека, который приходит в магазин и спрашивает "Хочу видеорекордер, но только чтобы его жёсткий диск был несменным!" ? Вот и я нет.
В завершение опять перескажу один меткий комментарий. Посыл этой презентации можно описать так: "Мы - элитный клуб, и вы должны быть рады привилегии быть причастным к нему. Мы не сомневаемся, что геймеры купят нашу консоль в любом случае, осталось донести нашу элитность до обывателей, которые ещё не в курсе." Представляете, каким с такой философией будет сервис консоли?