Я открываю скрипучую дверь,
я выхожу из тьмы.
Я - это я,
зверь - это зверь,
мы - это мы.
(Ниру Бобовай)
Having the fear is power to my soul
Cuz I overcome them
That's how I roll
(Persona 4 OST)
Когда богиня Изанами, сильно пострадав от рождения ребенка, была вынуждена уйти в царство мертвых Йоми, ее супруг, Изанаги, решил отправиться следом и вызволить ее. Изанами, встретив мужа у входа в Йоми, согласилась пойти с ним, но попросила подождать и не смотреть на нее, пока она будет в своих темных покоях. Изанаги не послушался: он вошел в ее покои и зажег факел. Увидел он, что слишком долго пробыла в царстве мертвых Изанами, и непоправимо изменилась ее суть - вместо некогда прекрасного тела перед ним предстал ужасный труп. Изанаги в страхе обратился в бегство, а разгневанная Изанами гналась за ним по пятам. Изанаги успел первым добраться до выхода из Йоми, и завалил выход камнем, чтобы больше никто не мог выйти наружу. Изанами обвинила мужа в предательстве и сказала, что в знак мести будет убивать по тысяче человек в день. Изанаги ответил ей, что он будет давать жизнь полутора тысячам в день. По сию пору продолжается эта битва добра и зла; каждый день умирают люди, каждый день рождаются новые. Много ли правды в старых легендах?..
Persona 4, JRPG\Social simulation game. История про маленький городок Инаба, в котором стали происходить загадочные и жестокие убийства: жертв находят подвешенными на телевизионных антеннах. История про группу подростков, которые, обнаружив у себя странные способности, решили посвятить себя расследованию данного дела. История про Теней, которые рождаются из людских страхов, боли и комплексов, и про Персон, олицетворяющих внутреннюю силу. История... про вас тоже?
И выходит старик из воды, из огня
И выводит из леса гнедого коня:
Если хочешь - скачи, сколько можешь - держись,
Только это и есть настоящая жизнь!
Белая Гвардия
Старик, ага. И игра, и аниме (да-да, есть еще аниме, сделанное в точности по игре) начинаются одинаково: словами "Welcome to the Velvet Room" из уст Игоря. Вам непривычна его внешность? Не пугайтесь, Игорь никогда не причинит зла своим гостям. Бархатная Комната, таинственное место, где хранится информация обо всех Персонах, и где можно "смешивать" две, три, четыре и более карты Персон для получения новой, снова с нами. Теперь она приняла облик машины, длинного лимузина, едущего сквозь туман в неизвестность. Внутри нас приветствует Игорь и его ассистентка Маргарет. Отсюда берет начало длинный путь.
Наш герой - парень, приехавший в провинциальный городок Инаба. Родители героя отбыли в длительную командировку, поэтому ближайший год ему предстоит провести в этом захолустье, в одном доме со своим дядей и его маленькой дочерью. Встреча на вокзале, знакомство с родственниками, новая школа, приятели, сплетни - любого новичка сначала запугивают городскими легендами, верно? Все как обычно...
...но не совсем.
Истории про телевизионный Ночной Канал, который включается ровно в полночь сам по себе, оказываются правдой. В Инабе появился серийный убийца, который безжалостно расправляется со своими жертвами. И жертвами оказываются те, кто накануне появился в эфире Ночного Канала. А если коснуться телевизора - то можно пройти насквозь и оказаться по ту сторону, в мире, населенном гротескными и странными созданиями. Но если на Ночном Канале появился твой друг - что еще делать, как не отправляться туда, за ним, на помощь?
People will do anything, no matter how absurd to stop from facing their souls.
Carl Gustav Jung
У каждого человека есть своя Тень - его "темная половина", то, что он прячет от себя самого, не говоря уже о других. Ревность к лучшей подруге, ненависть к "семейному делу", которое должен унаследовать, осознание собственной слабости и никчемности, одиночество, страх, зависть... По ту сторону экрана Тень обретает плоть и встает лицом к лицу с тобой. Если отказаться от нее, не принять свою "другую" часть - она впадает в ярость и, скорее всего, убьет тебя. Но если ты достаточно смел, чтобы сказать "да, и это - тоже я" - Тень превращается в Персону, демона-защитника, рожденного из твоей души.
Наш герой, как и все протагонисты серии Persona, обладает силой Дикой Карты, Wild Card. В то время, как другие ограничены возможностью вызвать только одну, "свою" Персону, герой может вызвать любую из нескольких сотен. Правда, для этого ее сначала надо "поймать" в мини-игре или "смешать" из нескольких других. Первая же Персона, которая приходит на зов героя - это Изанаги, да-да, как в той старой легенде.
Сюжет сочетает в себе "городскую фэнтези", мистику и детектив. Действительно, придется побыть и детективом - в определенных точках сюжета нужно указывать на подозрительные моменты, уточнять спорные ситуации, не укладывающиеся в теории, а ближе к концу придется даже назвать виновника некоторых бед, выбрав из более чем двадцати имен.
Less talk, more fight!
Minsk
Сама игра по строению похожа на свою предшественницу - третью часть. Есть обычный мир, мир спокойного городка, в котором мы учимся, общаемся с друзьями, ходим по магазинам и строим отношения со множеством персонажей. Последним не стоит пренебрегать: Soul Link, связи между людьми, во многом определяют силу будущих Персон и возможность их вызывать. Каждый человек, с которым ты общаешься, представляет собой определенный Аркан Таро. Каждый Soul Link растет в уровне, от одного до десяти. Десять - высший балл, нерушимая связь, дающая возможность создавать уникальную Персону данного Аркана.
И есть другой мир, мир-внутри-телевизора. Каждый пленник Ночного Канала, попав туда, создает вокруг себя лабиринт из собственных иллюзий, стремлений и потаенных желаний, населяя его Тенями. Сквозь эти лабиринты нам и предстоит прорубаться, чтобы вызволить потерянные души. Бои пошаговые, в бою можно использовать умения Персоны, предметы или драться обычным оружием.
Оружие, кстати, весьма своеобразное. Ведь в отличие от Персоны 3, здесь мы представляем не "боевой отряд под руководством директора и старших учеников", а горстку растерянных подростков; и лидер у этих подростков только один - собственно, наш герой (в третьей части - два сэнпая, Мицуру и Акихико, и председатель студенческого совета Шуджи Икуцки). Централизованного снабжения боеприпасами, как в третьей части, тоже нет: что натырили по подземельям - то и сгодится. Поэтому в качестве оружия поначалу в ход идет все, что угодно: доска, отломанная от парты, бейсбольная бита, гаечный ключ. Выглядит оригинально. Но бьет больно!
Я помню, кто вызвался идти первым, я скажу вам их имена -
Матрос Егор Трубников и индеец Острие Бревна.
Третий был без имени, но со стажем в полторы тыщи лет,
И прищурившись, как Клинт Иствуд, капитан Воронин смотрел им вслед.
Аквариум
Разумеется, львиная часть притягательности игры - это команда, или как ее по-исконному - "накама"? Герой, как известно, не должен быть один, как бы ни утверждали обратное. Команда, кстати, собрана на славу: раздражающих элементов в ней нет вообще (в третьей была Мицуру, к которой у меня никак не получилось проникнуться мало-мальски теплыми чувствами).
По порядку:
- Тедди. Маскот команды. Нет, он правда плюшевый медведь, без обмана. Хотя позже обретает и человеческий вариант облика, вот
такой. С первого взгляда - типичный "смешной друг героя", со второго - не только; Тедди полноценно ищет себя, пытается вспомнить, кто он такой и для чего существует, и его неунывающая натура поддерживает команду в самых тяжелых ситуациях.
Несмотря на общую комичность образа, некоторые сцены с Тедди, оставаясь юмористическими, в то же время весьма серьезны. Пример: будучи раздавлен до состояния буквальной
тряпочки, едва живой Тедди... помните старенький текст-мотиватор, заканчивающийся словами "Падай. И начинай отжиматься". Вот это самое, правда, он качает пресс. Это чертовски сильно бьет по восприятию. Так держать, Тедди. Многим из нас далеко до тебя.
- Ризе (ударение на последний слог). Кино- и телезвезда, молодежный идол, уставший быть идолом и раздавать автографы на каждом шагу; девочка, желающая, чтобы в ней видели не только "Ризетту с экрана". По характеру - непосредственный и открытый ребенок. Работает информационной поддержкой в бою.
- Йоске. Первый наш друг и напарник. Ироничный и неунывающий провокатор, вечная душа компании, любитель нестандартных розыгрышей и подколок. При этом в глубине сердца парень достаточно одинок; пожалуй, наш герой - первый образец для поведения и настоящий друг, который у него появился.
- Наото. Тут что ни скажи - все спойлер, фиг вывернешься. Ладно, пусть будет спойлер, все равно для игры в английской озвучке он очевиден: Наото - девочка. Вообще кроссдресс-персонажу завоевать мои симпатии тяжело; но Наото, Принц-Детектив, девчонка, одевающаяся парнем и отчаянно мечтающая стать взрослой только для того, чтобы полноценно работать в мужской и взрослой команде полиции - исключение. Она - он? - потрясающа сама по себе, независимо от пола. Детство, проведенное в мечтах о карьере детектива, "настоящий детективный блокнот и значок", сделанные в дошкольном возрасте... честно говоря, это чертовски напомнило мне - меня. А еще она - воплощенная логика и разум команды. Спокойный шерлок-холмсовский стиль разговора прилагается.
- Канджи. Если наш герой и Наото (и Йоске) - Мозг, то это, несомненно, Мускулы. "Чего тут думать, прыгать надо!". Впрочем, он не так агрессивен, как хочет казаться, и некоторые его привычки не присущи "суровому парню" - скорее откровенно девчоночьи.
- Герой. Ю Наруками, если брать имя из аниме. Начинает он, как немногословный одиночка со странным чувством юмора, постепенно раскрываясь как заботливый старший брат, верный друг и отличный лидер. Банально? Ни капли. Наш герой, вдобавок ко всему вышеописанному, еще и первоклассный невозмутимый тролль, сохраняющий покерфейс почти в любой ситуации. Команда от него перманентно фигеет.
Сцена с очень провокационными кадрами с Ночного Канала, диалог Йоске и героя:
Й: Ты видел?
Г: Да.
Й: Ты видел _ЭТО_?!
Г: Да. Я видел. Записал на кассету, хочешь копию?
Пожалуй, один из самых обаятельных и правильных героев, виденных мной.
- Чиэй. Девчонка-tomboy, фанат фильмов про единоборства, защитница любого обиженного, умеющая без сомнений и комплексов драться за то, что считает верным. Редкое качество, на самом деле. Еще у нее есть своеобразный талант внезапно говорить что-то очень верное и правильное, то, до чего Мозг Команды в полном составе еще даже не пытался додуматься. "Hey, did I say something important?.. Err, guys, it's just Chie being random, don't become all serious... right?"
- Юкико. Чиэй - "воительница", а Юки, без сомнения, "принцесса". Признанная красавица школы, пугливо и со смущением относящаяся к любым попыткам привлечь ее внимание. Девочка из династии владельцев знаменитой гостиницы. Отличница и тихоня, которая смеется над самыми неожиданными вещами и остается серьезной в действительно смешных ситуациях.
Если ты хочешь, сделай белой мою тень...
Наутилус Помпилиус
Что еще сказать? Всем любителям JRPG - играть, срочно играть. Всем любителям просто RPG с пошаговыми боями и отличным сюжетом - тоже. Всем любителям детективов и городской мистики - в обязательном порядке. Всем, кто шугается от любых платформ, кроме PC - специально для вас, ребята, придумали эмуляторы, в которых даже читерское сохранение-посреди-боя есть (я играла на PCSX2, десять минут настроек - и все отлично).
Все-таки Персона-мир - это нечто особенное. В ожиданиях у меня теперь Golden (переиздание четвертой части на Vita) и файтинг по третьей-четвертой частям - Arena.
Присоединяйтесь.