Манифест "2083 - Европейская декларация независимости", многократно упоминавшийся в прессе, представляет собой не только программное заявление о том, кто виноват во всех бедах современной Европы (а именно мусульмане и марксисты), но и содержит многостраничное описание необыкновенной личности автора, Андерса Брейвика, составленное им самим же.
В этом полуторатысячестраничном документе норвежский борец за светлое будущее подробно и с ощутимым удовольствием рассказал о том, что он любит, чем увлекается, о ключевых моментах своей биографии, о друзьях, пристрастиях и прочих вещах, которые чаще можно увидеть в анкете на сайте знакомств, чем в политической декларации.
И там, как и на ныне удаленной странице Андерса Брейвика в Facebook, среди прочего упоминалась любовь к компьютерным играм, в первую очередь - к онлайн-проекту World of Warcraft и шутеру Modern Warfare 2.
Брейвик поведал, как он поставил на службу "будущего Европы" произведения современной игровой индустрии. Например, Modern Warfare 2 в его манифесте характеризуется как "один из лучших военных симуляторов", с помощью которого можно отточить свои "навыки" - очевидно, в стрельбе.
Несмотря на очевидную абсурдность подобных заявлений, они породили очередную волну обсуждения допустимости насилия в видеоиграх. Ничего нового сказано не было. С разных сторон баррикад высказались Австралийское христианское лобби (для которых видеоигры виноваты во всем и всегда) и Джон Кармак из id Software, признанный специалист по экранному насилию.
Кармак, автор эталонно-кровавых шутеров Quake и Doom, считает, что видеоигры, напротив, помогают выплеснуть агрессию в виртуальном мире, чтобы в реальном геймеры были более позитивными и добрыми.
Через неделю после двойного теракта, устроенного Брейвиком на острове Утойя и в Осло, тема получила развитие в самой Норвегии.
В пятницу, 29 июля, стало известно, что один из наиболее крупных норвежских ритейлеров, компания Coop Norway изымает из продажи более 50 продуктов, связанных с насилием. В "черный список" ритейлера попали не только две упомянутых Брейвиком игры, но и другие проекты. В их числе оказались несколько проектов из серии Call of Duty (Black Ops, World at War Platinum и Modern Warfare Classic), недавно вышедшая игра Homefront, проект Sniper Ghost Warrior и классический шутер Counter-Strike Source.
Директор Coop Norway Гейр Инге Стокке (Geir Inge Stokke) заявил, что таким образом компания выражает солидарность с семьями погибших и пострадавших от рук Брейвика. И добавил, что не удивится, если остальные ритейлеры последуют их примеру.
Вскоре стало известно, что по стопам Coop Norway действительно пошел еще один норвежский ритейлер. Компания Platekompaniet, специализирующаяся на продаже фильмов, музыки и игр, также убрала с полок Modern Warfare 2 и другие продукты, связанные с насилием. Представители обеих компаний подчеркнули, что изъятие игр - исключительно временная мера (правда, когда именно проекты могут вернуться на полки магазинов, пока не сообщается).
То, что сейчас происходит в Норвегии, является вполне закономерной реакцией на страшное потрясение, которое пришлось пережить стране. В этом смысле действия компаний, желающих убрать с глаз долой то, что напоминает о Брейвике, кажутся вполне логичными.
Но, с другой стороны, то, что из магазинов исчезли в первую очередь игры, является довольно тревожным знаком. Это означает, что за последние годы ничего принципиально не изменилось: и общество относится к тем, кто предпочитает проводить свободное время перед экраном компьютера, с прежним недоверием.
Пусть политики больше не требуют запретить все игры вообще, включая Пэкмена, как это было двенадцать лет назад после бойни в школе Колумбайн. Тогда, в 1999 году, два американских подростка-геймера, Эрик Харрис и Дилан Клиболд, застрелили 13 человек и затем покончили с собой.
И пусть пресса в этот раз скорее на стороне тех, кто предлагает не демонизировать игровые проекты. Но ведь всего четыре года назад, когда студент из Южной Кореи Чо Сын Хи убил из пистолета 32 человека в Вирджинском политехническом институте, СМИ практически в один голос утверждали, что во всем виновата его любовь к видеоиграм, и особенно к шутерам.
Но все-таки, в манифесте Андерса Брейвика упоминаются не только продукты современной игровой индустрии, но также известные кинофильмы, музыка и классическая литература. Только вот Оруэлла и Айн Рэнд из книжных магазинов никто убирать не собирается.
После нашего аэропортного теракта я уже писал про жестокость в играх (
"Домодедово" и Call of Duty 4: Modern Warfare 2. Кто неэтичен, СМИ или компьютерная игра?). Тема про жестокость в играх, видимо, нескоро перестанет быть актуальной у "охотников на ведьм".