Loretta (2023). Нуар на пшеничном поле.

Jan 07, 2024 09:54



"Loretta" - это вторая игра ростовского врача Якова Бутузова, который создал ее сразу после своего дебюта, детского хоррора про девяностые "Дом русалок", чтобы, как он сам заявил, отдохнуть от прежнего сеттинга. И он небезуспешно успел сделать игру всего года за полтора-два - и тем самым выдал одну из наиболее заметных отечественных адвенчур 2023 г. На сей раз неутомимый Бутузов решил обратиться к проверенному жанру - нуару. Его игра рассказывает про красивую женщину Лоретту Лу Харрис, которая в 1947 г. живет на уединенной старой ферме где-то на Восточном побережье США. Потеряв былую благополучную жизнь в городе, Лоретта медленно сходит с ума в американской глуши и наконец по первому же поводу убивает ради страховки своего мужа Уолтера, занимающегося писательством. Однако не все идет по плану, и вскоре на заполненных пшеницей просторах американских полей появятся новые трупы, загремит под ночным дождем револьвер и жутковато заблестит под светом звезд заржавленный серп…



Единственный человек, который перед смертью думал о самом дорогом...

С первого же взгляда видно, что "Loretta" очень сильно повторяет "Дом русалок". Технически она почти полный его клон. Перед нами снова предстают плоские, чудовищно пикселизированные, но атмосферные фоны, на которых движутся 2D-персонажи в виде спрайтов без лиц. Чтобы хоть немного дать понять, как выглядят герои, они обычно представляются в первый раз в виде более-менее прорисованных портретов на фоне… а дальше все равно остаются спрайтами без лиц. Передвижение - скроллингом с помощью кнопок A и D. Активные предметы подсвечиваются подписями. Перемещение и взаимодействие проходит с помощью мыши. Иногда надо нудно жать пробел, если персонаж уныло что-то тащит по земле. Зачем-то есть инвентарь, в котором особенно смотреть нечего. Есть много визуальных эффектов с целью разбавить возможное однообразие скроллинг-перемещения. Со звуком - спорно. Как и в прошлый раз, денег на композитора было очень мало, поэтому композиции - это в основном классическая музыка и треки с бесплатного аудиосайта. Есть пара симпатичных джазовых мелодий, а также неплохая озвучка звуковых эффектов от студии-издателя Dangen Entertainment.



Как и раньше, текст выходит внизу побуквенно и пропускать его можно только мышкой, из-за чего она грозит сломаться к концу прохождения. Некоторые пройденные диалоговые отрывки можно пропускать пробелом, но почему-то только некоторые. Оптимизация игры, кстати, просто отвратительная - на половине уровней движения персонажей и анимация нормальные, быстрые - на другой половине персонажи еле тащатся и анимация ужасно тормозит. Особенно в этом отношении чудовищно получился уровень в мотеле. Никакой системы в этом нет - на одном фоне так, а на другом может быть этак. Когда спрайты в кат-сценах ме-е-е-едленно, по две минуты, вылезают на экран, становится тошно и тоже хочется кого-нибудь убить.



Глядите, двойник Рональда Рейгана из телевизора сбежал!

Словам автора, что этой игрой он-де, хотел отдохнуть от мрачного сеттинга России девяностых, не слишком верится. Потому что в этой игре, точь-в-точь как в "Дом русалок", чернухи тоже хоть отбавляй. Мало того, что общий антураж отдаленной и затхлой фермы посреди бледных полей пшеницы сознательно сделан депрессивно, мало нам ультрамрачных переходов и фонов в мини-играх, так еще и в сюжете полно убийств, льется кровь, половина персонажей померли еще до основных событий от банальных болезней, а также вам прямо покажут избиения, пьянство, тошноту и прочие радости. Все переполнено мотивами смерти, распада, сумасшествия, отчаяния, злобы, предательства и т.д. и т.п., продолжать список можно долго. А, ну и конечно же, как и раньше, персонажи активно используют обсценную лексику где надо и где нет. После "Loretta" окончательно стало понятно, что матерящиеся дети в "Доме русалок" Бутузова это не художественный ход, а личная прихоть автора, который писать диалоги по-другому не хочет. Тут - то же самое. Обычно простые американские обыватели говорят нормально, но когда их пробивают эмоции, они начинают материться как портовые матросы. Без этого вполне можно было обойтись, но автор пока не настолько поднаторел в сценарном мастерстве… Да если честно, он даже не все опечатки вычистил, хотя ему и помогали.



Семейный ужин - он, она и цианид.

Как и в "Дом русалок", проект отличается довольно серьезным историческим погружением и старанием в аутентичности изображаемой эпохи. Антураж вполне историчен, есть мелкие хорошие детали для атмосферы и вообще, по этой части все хорошо. Хотя и не так качественно, как в отечественном "Дом русалок": имена и фамилии подобраны без особого старания, а также многие предметы крупным планом очень размыты, чтобы не париться лишний раз с подбором аутентичных референсов. Да и мелкие ляпы есть типа того, что в документах почему-то сокращенные имена "Том" и "Сэм", а телефоны в игре исключительно дисковые. Каждый, кто смотрел нуарные фильмы, отлично знает, что в 1947 г. в глухой американской провинции на фермах и в барах все еще торчали старые настенные телефоны 1910-х с рупором и наушником на шнуре. И вообще, похоже, автор забыл о существовании тогда телефонных коммутаторов с операторами. Ну да ладно, это мелочи.



Классический нуар. Скоро еще и труп в ванной будет, как у Раймонда Чандлера, зуб даю.

Как и в "Дом русалок", автор не удержался от хоррорных моментов, которые, в общем-то, криминальному триллеру не слишком и нужны. Вначале он просто заливает нас нагнетанием и саспенсом - дохлые крысы, жутковатые птицы, странные звуки из подвала, похоронные виды природы - да и вообще, игра начинается с приезда подозрительного детектива к женщине, после чего только дурак не поймет, что случится. Но дальше время от времени возникает самая натуральная мелкая чертовщина: жуткие сны, говорящие чучела, призраки в окне, голоса в голове и наяву, которые побуждают к убийствам - и все в таком духе. Один момент с посещением на лифте ада, аллегорически представленный как вечеринка 1940-х, вовсе отдает то ли Линчем, то ли мистическим нуаром "Сердце ангела", где тоже был лифт как метафора ада… Все это большого смысла не имеет и при желании это можно списать на прогрессирующее сумасшествие, галлюцинации и сны нашей героини - но истоки всего этого абсолютно понятны…



А у вас молоко точно здоровое?

Хорошо, а чем это ОТЛИЧАЕТСЯ от "Дома русалок"? Ну во-первых, у игры гораздо более продуманный и связный сюжет. В целом все подано хотя и запутанно (многие флэшбэки по ходу действия вообще на сценарий не работают, а просто показывают прошлое героини), но в сюжете все по итогам внятно и понятно. Если переиграть в игру с разными концовками, сюжет окончательно встанет во всей полноте, включая мотивы персонажей, логику их прошлых действий и так далее. В отличие от "Дома русалок", концовки тут ясные и все более-менее объясняют. Да, концовок тут сразу несколько - игрок сам может выбирать некоторые действия Лоретты и приводить ее к разным финалам своей борьбы за будущее - и разной степени несчастливости. Тоже прогресс по сравнению с "Дом русалок", где сюжет был линеен как в квесте, но концовка толком ничего не могла объяснить. Что же, в сценарном плане это безусловный шаг вперед, да еще и с множеством удачных оммажей на нуары и южную готику.



Яд марки "Яд" - лучшее решение ваших домашних проблем типа крыс и неверных мужей.

По этой части автор неплохо поработал, представив довольно хороший сюжет и, что немаловажно, не затертый антураж. Как и утверждал автор, заполненные пшеницей фермерские пустоши Восточного побережья, при всей примитивности, навеяны картинами Эндрю Уайета, Эдварда Хоппера и других авторов, рисовавших сельскую Америку. По части источников вдохновений Бутузов также называл книги "1922" Стивена Кинга и "Лолита" Владимира Набокова и фильмы "Отражающая кожа" и "Дни жатвы". Правда, если влияние фильмов хорошо видно, даже в сюжетах, то вот что там от книг, я не знаю. Странно еще, что автор не упоминал в аннотациях "Соломенных псов", хотя на них есть прямая отсылка - вымышленный детектив "Соломенный бык". Есть и другие аллюзии - например, фигурирующее в сюжете похищение неприкрыто навеяно делом Чарльза Линдберга.



Наверно, не надо было избивать незнакомую женщину, а потом уходить от нее далеко в амбар посреди ночи...

Во-вторых, здесь куда более интересные идеи и персонажи. Если в "Доме русалок" все герои были безликими картонками, то тут у нас есть проработанный образ как минимум у Лоретты. И… все. Остальные персонажи ушли по проработанности недалеко от прежних картонок. Они более взрослые и серьезные, но в целом шерифа-выпивоху, рыжую любовницу, глупую девушку с женишком-итальянцем, наемников-детективов и прочих персонажей - трудно назвать яркими героями. Некоторые из них мне вообще остались непонятными - особенно жертва Уолтер, который вращался в политической тусовке, стал писателем, создал книгу, которую даже Голливуд экранизировал - но в то же время был связан с беззастенчивым криминалом и женился на первой попавшейся парикмахерше, которая даже колледж не закончила. Соперница Лоретты, рыженькая Маргарет, тоже странная - то склочница и негодяйка, то в одной из концовок голос разума и благородства.



Женские взаимоотношения в провинции.

Лоретта на этом фоне, конечно, выглядит получше. Судьба у нее классическая для детективной чернухи - из бедной семьи, без образования, без перспектив, вышла замуж за первого попавшегося мужчину. Ненавидит свою жизнь, ненавидит свое прошлое… да и вообще трудно сказать, что она НЕ ненавидит. Презирает свою глухую провинцию, сходит с ума, горюет из-за несчастий, семейных трагедий, люто ненавидит любовниц мужа - и так далее и так далее. В общем, по сюжету она классический для нуара "человек на дне", который ради денег идет на преступление, а потом пытается выпутаться из наступивших проблем. Ее злоба, отчаяние, а местами откровенная истеричность на фоне явных психических проблем позволяют ей с легкостью как пойти на очередное убийство, так и отказаться от него. По меркам литературы - не самый яркий персонаж, а вот для игры очень даже неплохо. Хотя трудно представить человека, который всерьез будет сопереживать безработной и необразованной обывательнице и истеричке с поехавшей головой, которая убила мужа, едва узнав о его страховке. Автор на сей раз несколько развил свое умение сценариста, и текст от первого лица теперь сделан получше, чем в "Дом русалок": местами даже в литературно-книжном стиле, с претензией на психологизм, что смотрится приятно - жаль, маловато. Но стилизацией речи персонажей автор так и не овладел, по диалогам они почти одинаковые, просто некоторые матерятся больше.



Лоретта о своей новой родине.

Несмотря на наличие детективной интриги и хоррор-элементов, это не детектив и не хоррор, а чистый нуарный триллер. Причем нуар почти классический: правда, без его знаменитой визуальной эстетики. Действие абсолютно оригинальное, но классические детективные мотивы из нуаров тут в изобилии - бегство из города от мафии (смотри, например, "Убийцы"), желание красивой роковой женщины криминалом вырваться из провинции ("За лесом"), а собственно завязка - убийство мужа ради страховки и новой жизни - это вам гибрид завязок из "Двойной страховки" и "Почтальон всегда звонит дважды". Одна реплика - это вообще культовая цитата из нуара "Третий человек". Отсылок тут вообще достаточно - даже достижения в Steam названы в честь классических нуарных фильмов. В целом все знакомо: убийство приводит к тяжелым последствиям, встает вопрос о новых убийствах для заметания следов, а параллельно оказывается, что и у убитого были свои тайны, которые могут быть опасны… Будет стрельба после уговоров, будут трупы в ванной, сомнительные частные детективы, мотивированные и не очень убийства. Конечно, это не самый лучший в мире нуарный сюжет, но он достаточно проработан и в то же время прост, чтобы его внимательно изучить за 5-6 часов.



Ой, да ладно, эта идиотка даже по сюжету промахивается в упор.

В-третьих, геймплей слегка изменился. Если раньше автор делал нам примитивные и убогие загадки по одной и той же схеме - "возьми предмет на локации А и отнеси на соседнюю локацию Б", то теперь автор сделал иначе. Теперь геймплея нет вообще. Загадок на всю игру - где-то на трех или четырех уровнях, с точно такой же выдумкой. Старых-добрых кодов на три цифры, которые проще подобрать перебором, чем бродить, разглядывая цифры на стенках как подсказки - всего две штуки. В остальном это даже не адвенчура, а чистой воды интерактивная история, где надо скроллингом ходить по локациям, делая небольшие вариативные действия - ну или не вариативные. Антураж по возможности разбавлен - пройти туда, подобрать то, зайти или не зайти в комнату, посетить на автомобиле точку на карте - но в целом это именно однообразный интерактив. Разбавляют все это только мини-игры, вставленные между главами и оформленные в сюрреалистичном духе потухающего сознания наших персонажей - каждая отнимет по 2-3 минуты. Интересного немного, в основном это банальные "собери паззл". В общем, квеста опять не получилось, и автор вечно норовит сползти в визуальную новеллу.



С визуальной новеллой игру роднит еще и то, что тут можно проходить ее сегменты в виде глав (всего их 17). А это делать придется, так как в игре около 6 концовок (не считая некоторых небольших вариативных ответвлений). Разумеется, переигрывать во все и сразу с автоматическим сохранением и при убогой оптимизации половины уровней - удовольствие ниже среднего. Но отдельные главы, которые при этом необязательно проходить до конца, сразу облегают задачу. Тем более для получения разных концовок нужно, в общем-то, только одно - в разных комбинациях убить (или не убить) около 3-4 подвернувшихся под руку свидетелей. Вполне выполнимо, хотя и заметно занудно, особенно если экспериментировать.



Казалось бы, зачем убивать незнакомого мужика за невежливый вопрос, да еще и на глазах у фермеров - но вошедшую во вкус Ларку было уже не остановить...

"Loretta", строго говоря, не шедевр. Многие недостатки слишком видны. Главная интрига раскрывается почти независимо от стараний главной героини (она даже не удосужилась посмотреть в коробку с тайной своего мужа сразу как ее получила...). Персонажи тут не особо яркие. Некоторые главы весьма нудно переигрывать. Геймплея особенно нет, вместо него в основном интерактив. Да и чисто технически есть инди-игры и получше - вспомните хотя бы фантастический нуар "Gemini Rue", который тоже делал один студент без бюджета и с похожим стилем. Однако же для кустарного инди от одиночки-разработчика, которому помогают несколько человек, это серьезный и хорошо сделанный проект с продуманным сюжетом, интригой, вариативными деталями, достаточно большим количеством контента, да и в целом неплохого художественного и технического качества. Шаг вперед для автора, который вдобавок сделал его быстро и не задерживаясь. В своем ряду нуарных триллеров - игра вполне достойная. И учитывая, что много времени на нее не уйдет, ознакомиться с ней рекомендуется.



Совет - не оставляйте окровавленную лопату со свежими следами земли за спиной у приехавшего шерифа...

adventure time, .форма: обзор

Previous post Next post
Up