Новые Бременские (2000). Давно не новые, давно хардкорные.

Dec 07, 2023 10:43



Пароль: на горшке сидит король! (с)
Воронежская студия "Сатурн" памятна любому, кто в начале 2000-х играл у нас в квесты. Именно они делали бесконечных "Петек", "Черный оазис" и много веселого трэша на выбор. Для многих они стали эталоном безвкусицы и низкопробности, но факт остается фактом - именно эта студия одна из очень немногих, кто выплывет в девяностые и займет место в своей нише. А время это было суровое и тяжелое для страны - и закончилось оно, по календарю и по факту, в 2000 г. В этом же году от компании "Киномост" вышел и мультфильм "Новые Бременские" - продолжение двух знаменитых советских мультфильмов про веселых музыкантов, которые мы все знаем, помним и любим. Мультфильм, как и все поздние сиквелы, славы не получил, хотя и делали его авторы оригинала - и ушел во тьму истории. Однако в тот год наша анимация выпускала продукты единичными экземплярами, поэтому такой фильм все заметили - его пиарили, пускали на кассетах и ТВ, в озвучке принимали участие поп-звезды и так далее. В общем, денег хватило не только для создания мультфильма, но и рекламы для него.

Подробности неизвестны, но в итоге для продвижения фильма "Сатурн" получил заказ на создание квеста по его мотивам. На Западе это было уже давно привычным делом, но для нищих отечественных девяностых это случай буквально уникальный - обыденностью такое станет уже потом, в двухтысячных. Почему заказали именно "Сатурну" - нетрудно догадаться: он был едва ли не единственной квестовой студией, которая пережила дефолт, имела у себя две какие-никакие, но сделанные игры, так что выбор был очевиден. И именно этот заказ не просто поможет студии выжить - а сыграет большую роль в том, что она свернет на тропинку коммерческих русских квестов, однообразных, но дешевых и приносящих доход. В последнее время об этой игре нередко вспоминают, и я после долгих проволочек тоже решил с ней ознакомиться.

Говоря об игре нельзя не затронуть и сам мультфильм: они тесно связаны. Нередко в жанре "игра по фильму" придумывают свой сюжет, оттолкнувшись от оригинального; но не здесь - "Сатурн" сделал, по сути, адаптацию мультика, хотя и со своими особенностями. Так что если вы по каким-то причинам не смотрели "Новых Бременских" (мало потеряли) или забыли (не радуйтесь, сейчас придется вспомнить), то вкратце напомню содержание. В Бременском королевстве прошли годы. Государство захирело, король обеднел и страдает. Тем временем Атаманша со своей троицей разбойников остепенилась, основала банк "Бяки-Буки", он же "БББ", и хочет выйти замуж за короля ради короны. Когда не получилось, она с помощью продажного Сыщика похитила внука короля, младшего Трубадура, который рос у своих состарившихся родителей и бременских музыкантов (кстати, состарились почему-то только они, в отличие от всех остальных персонажей). Конечно, план провалился, и добро восторжествовало.



Ни хрена себе особняк! В мультфильме шкета учили в заброшенной хижине разбойников - понятно, почему он сбежал!

Каждый вправе сам оценивать качество мультфильма... В принципе, мы не раз видели вещи гораздо хуже. Но очевидно, что до уровня классики первых двух частей этот фильм не дорос, даже несмотря на хронометраж почти в час, компьютерную графику, озвучку тогдашних звезд (Боярский в роли короля мне даже понравился) и вполне неплохие песни от тех же авторов (хотя лучше было бы обойтись без "современности" в виде словечек типа "окей", "достали" и "беспредел"). Оно и понятно - романтика и любовь оригинала сменились на прозрачную сатиру на реалии времени, с ее финансовыми пирамидами ("БББ" очевидная пародия на "МММ"), стремлением бандитов во власть, старым правителем и поиском нового наследника (сценарий написан аккурат в год президентских выборов 1996), нищим и продажным правосудием, а также разгулом попсы, чему в мультфильме уделено много внимания. Тем удивительнее, что "Сатурн" пересказав, в целом, такой неоднозначный материал, справился не хуже, а то и лучше!



Единственный момент во ВСЕХ адаптациях, когда охрана реально работает!



Студия всегда славилась крайне продуманными и проработанными алгоритмами решений. Так что если вы забыли взять шлем - возвращайтесь за ним в город, а потом проходите мини-игру заново.

За что я всегда уважал и буду уважать эту студию, которая отнюдь не клепала шедевры - им хватало сил придумать хотя бы одну-две оригинальных идеи... хотя сил на то, чтобы их развить, обычно уже не оставалось. Так и здесь - нашим главным героем стал внезапно сам Сыщик. Шаг на самом деле логичный, так как в мультике он был чуть ли не самым харизматичным персонажем. Тут он, правда, не так крут: не летает по небу, не дерется в кимоно, как там, да и меньше маскируется - но дел ему все равно хватит, и своей харизмой он будет давить до самого конца.

Первая половина игры - по сути, пересказ мультфильма вплоть до мелких деталей - Сыщик нанят Атаманшей, проникает во дворец, выясняет состояние короля, помогает похитить сынка и т.д. Это все понятно и ожидаемо, просто тут добавлены некоторые шаблонные препятствия для преодоления. Так, начинается игра с того, что Сыщик почему-то не может пройти в банк, который его же и нанял, и должен придумывать схему для проникновения. Собственно, дальше в сюжете в основном придется только и делать, что пролезать мимо различных персонажей, которые не хотят вас куда-то пускать. Поэтому локации открываются медленно и постепенно, по очереди. Неоригинально, конечно, зато понятно. Квест, похоже, был ориентирован на детскую аудиторию - поэтому в нем часто чистейший казуал, линейный сюжет, яркие цвета, а также полностью вычищены все мало-мальски "взрослые" моменты из оригинала (типа озабоченной Атаманши, которая часто смахивала нарядами на страшную стриптизершу).



В отличие от мультфильма, на эту версию Атаманши у меня реально чуть не встал... интерес. Так что качество рисовки проверено независимыми средствами диагностики.

Также из плюсов в глаза сразу бросается на удивление симпатичная и яркая рисовка, которая сделана, как ни удивительно, заметно лучше ВСЕГО полнометражного фильма и в разы лучше, чем "Сатурн" будет клепать потом. Все цвета подобраны ярко, сочно и ласкают взор. Фоны приятные, анимация проработанная. Я даже не думал, что когда-то студия так умела… При этом рисовка полностью оригинальная, хотя и ориентируется на мультфильм. "Сатурновцами" повторены оттуда только общие референсы и срисованы образы персонажей. Впрочем, типичные для "Сатурна" тех лет длинноногие фигурки среди них тоже регулярно мелькают, ой, мелькают. Да и вообще анимации для русского квеста из девяностых на удивление много, а Сыщик вообще анимирован поразительно старательно - практически каждое его действие отрисовано, что действительно заслуживает похвалы. Что до музыки, то она просто тоже взята из оригинального мультфильма. Благо, качество ее там было высокое, так что и тут все звучит хорошо. Разве что оригинальные песни из мультфильма, которые звучат на заднем фоне игры - немного лишние.



Японский турнепс, ключ в голове медвежьей шкуры?! Так вот откуда это спер "Ускользающий мир"! Плагиаторы!!!



Блин, почему такой рисовки в оригинале не было, я за такой дизайн даже Сергея Пенкина в озвучке бы простил!

Забавно, что в игре художники, недолго думая, развили и еще одну фишку мультфильма - в нем Бремен резко осовременился, и посреди его привычных средневековых улиц появились современные рекламные вывески, автомобили, рок-н-ролл и даже компьютерная техника (sic!). Ну, какие времена, такие и реалии - вы же не удивляетесь, что в оригинальном мультфильме шестидесятых Принцесса бегала в мини-юбке, а Трубадур с электрогитарой? Ну вот "Сатурн" даже стесняться не стал и сделал это основой ВСЕГО. Офис "БББ" - наитипичнейший современный, с компьютерами, электрочайниками и видеокамерами (а в мультфильме это была какая-то внушительная высокотехнологичная пирамида). Базар на площади - совершенно современный рынок, даже торговец-армянин есть. Скейтборды, факсы, хот-доги, телефоны - все в наличии, причем это показано прямо на фоне старинных улиц и одежд немецких крестьян. А сторожка королевской охраны - вообще узнаваемый отечественный клоповник с пожарным краном, ломом и ведром. В дальнейшем будут еще и современные моторные лодки, гостиницы и телевизоры - и это на фоне средневековых крепостей и ворот. Смотрится непривычно, но занятно.





Геймплей, к сожалению - самое слабое место игры. Как обычно, нужно манипулировать с предметами, но их мало, нарисованы они примитивно и собираются достаточно быстро. Увы, львиная их доля понадобится только ближе к середине, а до этого они торчат в инвентаре балластом. Вместо этого в игре введена любопытная, вроде бы, фишка - Сыщик часто должен сделать задание на время: во что-то запрыгнуть, остановить кучера, захватить в плен официанта и т.д. Сделать это не так сложно, действия повторяются, а анимация в игре быстрая. Увы, из-за полного бардака и непродуманности взаимодействия персонажа с окружением самому догадаться до нужных действий почти невозможно. Предметами надо щелкать то на Сыщика, то на персонажа, то неожиданно на дверь, куда входит персонаж (что?!!!). Многие загадки вопиюще не продуманы и сделаны до кучи (зачем делать бутылку лимонада для подмены бутылки снотворного, почему не подменить ПУСТУЮ?!!!). Раза два-три есть совершенно зверский пиксельхантинг, когда объект почти не видно даже в упор… Никаких подсказок вам даваться не будет - догадывайтесь до всего сами или смотрите прохождение. И добавьте к этому типичную для русских квестов забагованность игры, которая норовит вылететь на рабочий стол каждые полчаса-час.



Сыщик делает лимонад из лимонной кислоты и воды из-под крана. Ну сразу видно, что игру делали в девяностые!



Типичные будни гениального сыщика - тыбздить белье на улицах.

При этом, в традициях "Сатурна", интерес держится, старание тоже видно - например, активных точек немало, Сыщик при клике на них всегда выдает реплики. Правда, как правило, одинаковые и стандартные - но есть и забавные моменты; да и в целом, при всей дешевизне, диалоги порадовали продуманностью. Озвучено нормально - причем озвучку персонажей "Сатурн" делал сам с помощью театральных актеров. Видно, конечно, что работали в спешке и задешево, но мне понравилось - для дешевого детского квеста сделано сносно. И всяко лучше, чем в мультфильме, где персонажи общались только песнями. Локаций, правда, немного - в Бремене их всего около 19, некоторые, правда, большие, на 2-3 экрана. Впрочем, нынешние квесты уже и до 20 на полнометражки докатились, и это считается нормальным… В общем, если бы не ужасные затыки в логике игры (фирменный почерк раннего "Сатурна"!), действие было бы почти казуальным, точь-в-точь для детей. А так - пройти это самому даже по прохождению большая задача даже для взрослого.



Как ни странно, в этой версии, В ОТЛИЧИЕ ОТ МУЛЬТФИЛЬМА, логично объяснено, как, зачем и почему Сыщик таскал во дворец свои яйца.



Также в этой версии логично объяснено, почему трусливая охрана пошла на штурм бандитов. Потому что это именно русский квест.

Но настоящая проблема игры даже не это, а мини-игры, которых тут очень много… аж три штуки. Сами-то они несложные - типичные паззлы; но так как видеодрайверы для них устарели, то игра просто показывает темный экран при их начале. Что делать в этом случае - неизвестно. Видимо, придется тупо качать сейв в интернете и избавить себя от невообразимого счастья составить бумажку по памяти. Что сказать, мини-игры "Сатурн" делать так никогда и не научился - это и в "Петьке-9" было видно. Вообще многое из игры видно такого, что станет потом для студии типичным: даже звуки при хождении персонажей и, по-моему, уже тогда они осваивали их липсинк.

Уже в середине игры, если не дальше, события делают внезапный поворот, резко расходящийся с мультфильмом. Так как тут Сыщика кинули с оплатой в лучших традициях девяностых, он моментально прозрел и вернулся на сторону добра. Это никак не влияет на то, что дальше все по мультфильму с планом спасения Трубадура - благо, этому нагловатому зажравшемуся пацану, как и его старым родителям, в игре внимания уделяется даже меньше, чем в оригинальном мультфильме, где они второстепенные персонажи - и все это не успевает надоесть.



Сыщик косплеит Ленина перед Вторым Съездом Советов, призывая народ на баррикады. ЖК-экран, масло, заливка.



Однако НАСТОЯЩИЙ поворот от хитрых сатурновцев следует дальше. Сразу после спасения Трубадура, когда в мультфильме был, по сути, конец и подведение итогов, в игре все пошло иначе. Сатурновцы явно решили игру подзатянуть, поэтому Атаманша на кой-то ляд похищает корону (?) и бросившийся вслед за ней Сыщик вскоре оказывается на… тропическом острове под названием "Кипри". Нет, не Капри - именно Кипри. Ой, йес! Что, внезапно? Вам интересно, как это вообще можно было придумать? Извольте, я "ге-ни-аль-ный Сыщик" (с), и хоть мне помощь и нужна… в прохождении - но эту загадку я решил сам. А все оказалось просто - сценарий мультфильма сделан на основе книги "Новые Бременские", которую Энтин написал в девяностые. В конце было написано: "Разбойники подхватили свою Атаманшу, вскочили в автомобиль и дали задний ход. Говорят, что они удрали через ближнее зарубежье в самое дальнее. И ещё говорят, что они сейчас отдыхают от пережитых волнений то ли на Капри, то ли на Кипре". Прозрачная шутка про то, куда деваются из России беглые банкиры, не правда ли? Что же, порадуемся за "Сатурн", который не поленился как можно ближе ознакомиться с материалом заказчика - это действительно достойно уважения.





Во время игры нехило прет хитрая рожа Сыщика каждый раз, когда он что-то беззастенчиво тырит.



Если припугнуть крокодила, он начинает... боксировать. Так вот откуда это спер "Brok: The Investigator"! Плагиаторы-ы-ы-ы!!!

Этот уровень откровенный филлер, прохождение тут в целом казуальное и лишенное логики напрочь - дельфин приманивается кокосом, обезьяну пугают флагом, письма пишутся чернилами без пера, какой-то клад находится даже не случайно, а просто так и т.д. Если бы не зверский пиксельхантинг местами, это пройти было бы очень легко. Но по-прежнему радует веселая и яркая рисовка, атмосфера тропиков, бешеная энергия неунывающего Сыщика, и даже есть пара занятных квестовых идей. В частности, если вы попадетесь на причале охране, она посадит вас в тюрьму и придется выбираться через мини-игру (а, ну да, если у вас хороший драйвер). Филлер? Филлер. Но зато явно подсмотренный у классического "Toonstruck", так что на него и жалуйтесь!

Заканчивается все внезапно добрее, чем в оригинальном мультфильме. С помощью музыкантов, использовавших старый трюк, корона возвращена, Сыщик вернул себе доброе имя, у королевства наследник. А Атаманша даже получила бонус, что довольно неожиданно. Правда, титров мне не показали - игра намертво зависла на повторении последней катсцены.



Между прочим, доведение животины до обморока и использование ее в квестовых целях будут потом в "Петьке-4". Так рождается клASSика!



Доставляет негритяночка слева с обнаженными персями, которая весело пырится в экран и весьма двусмысленно покачивает бедрами. Детская игра, ога.

Что сказать. В отличие от многих, я не буду ругать эту игру. Я играл в зарубежные мультяшные "детские квесты" девяностых, и это был, честно говоря, тот еще кошмар - от забагованных аркад в "Эйс Вентуре" я все еще зверею, как и от филлеров "Розовой пантеры". "Сатурн" на этом фоне мало чем отличается от зарубежных аналогов: почти полное повторение стиля оригинала, копирование образов и деталей, наспех перекроенный простенький сюжет с кучей филлеров и корявый геймплей, который даже взрослый осилит дай бог за пять дней. Здесь даже тоже полностью отсутствуют субтитры. Но при этом игру вытягивают собственные плюсы - атмосферу авторам создать удалось, рисовка очень порадовала, Сыщик мне как главный герой весьма понравился, да и завершилось все мило и по-доброму. Конечно, лучше в это было бы играть в босоногом детстве, но и сейчас я не пожалел, что с натугой, но таки прошел этот исторический артефакт. Трудные времена требовали трудных решений, и не нам пускаться в критику, так как наши игроделы сейчас даже такого эксплуатационного продукта не делают. А то, что делают... В это переигрывать точно не будут.



.рубрика: когда компьютеры были большие, adventure time, .форма: обзор

Previous post Next post
Up