Пацаны не плачут (2005). Ocżen, ocżen polski kwest

Nov 20, 2023 11:03



Облачка при движении ухитряются закрывать активные панели...

Однажды я наткнулся на какой-то очень старый русский квест из 2005 г. с показательным названием "Пацаны не плачут". Название и аннотация обещали какую-то отвязную криминальную комедию про карикатурных бандитов в духе 90-х. Явно намечался трэш, а я такое люблю, особенно в русских квестах. Кроме того, на скринах была видна без шуток хорошая анимация, и я без долгих раздумий скачал игру и даже ухитрился ее запустить. Правда, она оказалась крайне капризной, ни в какую не хотела сворачиваться в окно и регулярно глючила - но об этом позже…



Запустив игру и посмотрев достаточно длинное интро, я по своей давнишней привычке запустил титры с именами создателей. Так меня ждало первое открытие - по непонятным причинам в титрах было много явно польских имен, а на фоне постоянно кто-то пшекал. С недоумением я сидел перед экраном, пока не пошли надписи: "Проект локализации Руссобит…" И тут меня осенило! После недолгого поиска оказалось, что я крупно влетел - игра на самом деле не русская, а польская! И даже более того - точь-в-точь как русские квесты из приснопамятных нулевых, поставлена по одноименному фильму. В польские квесты я раньше никогда не играл и из интереса решил продолжить эксперимент и в итоге не только осилил игру, но даже фильм для расширения кругозора посмотрел. Сразу скажу, что этот опыт никому повторять не советую, и данный отчет в итоге составлен исключительно в целях предупреждения и ради исторической коллекции - если вам это не интересно, сразу проходите мимо.



Игра основана на мотивах авантюрной комедии "Chlopaki nie placza" / "Пацаны не плачут" (1999), вышедшей на волне популярности в девяностых криминальных комедий в духе Тарантино. Слышали о фильме раньше? Вряд ли. А вот в Польше он в некотором роде культовый - его помнят до сих пор, часто цитируют и даже сняли быстро сиквел. В общем, по своему культурному месту он сравним с нашими "Жмурками" или, на худой конец, "Мама, не горюй". Фильм я посмотрел, и он мне совершенно не понравился - весьма посредственно, затянуто, с несвязным сюжетом, маленьким бюджетом и средне играющими актерами. Особенно уныло смотрелись штампы подобного жанра, понадерганные откуда только можно. Сюжет вертелся вокруг двух лохов, которых обвинили в пропаже очередного чемодана с наркотой из-под носа очередной парочки харизматичных бандитов в пиджаках, причём последние часто вели как бы искрометные монологи и подкидывали на выбор монетку перед убийством жертвы. Вот вам сразу заимствования из "Криминального чтива", "Карты, деньги, два ствола", "Настоящей любви" (оттуда даже один монолог о "нигерах" не постеснялись взять и переделать!) и даже "Бэтмен навсегда" (привет монетке Двуликого). Все это с довольно штампованными персонажами и плохо связанными сюжетными линиями, а также унылым юмором, который позабавил раза три за весь фильм.



Занималась созданием игры варшавская студия L'Art, в которой работало 25 человек. В основном она занималась локализацией западных квестов, таких как "Myst III", "Nocturne", "Hopkins FBI" и "Leisure Suit Larry 7". Потом перешла на собственные проекты и в итоге в 2003 г. заключила контракт с авторами фильма на создание игры по мотивам. Ну то есть, по идее, авторы были люди знающие достаточно о жанре, но-о-о... Впрочем, об этом позже. Действие начинается, судя по всему, сразу после фильма. В выкопанной в лесу могиле в себя приходит польский бандит Фред в дорогом пиджаке, который вспоминает, что его пристрелил его напарник Груша - то есть, идет прямая отсылка к финалу фильма. Именно Фред и Груша и станут нашими главными героями, в отличие от фильма, и в итоге их даже озвучили те же актеры. Выбор на самом деле логичный, так как они действительно были наиболее харизматичными персонажами в том киноподелии… И что же теперь делать Фреду, вернувшемуся с того света? Оказывается, он ожил не просто так! Его оживили по заказу аж лично Господа. По словам весьма буйного и язвительного бородача, который возник из воздуха, сам Всевышний хочет вручить ему некую важную миссию. А для начала надо во славу Божию завалить парочку наркобарыг, чтобы показать, что двое польских "мясников с Побережья" еще не заржавела без дела…



Вам это не кажется знакомым? Два бандита, убивающие наркобарыг во славу Господа? Да, это же "Святые из Бундока", очередная криминальная комедия! Надо отдать должное сценаристам, они не так уж плохо стилизовали игру под источник, сделав его таким же бессюжетным и вторичным месивом, как и оригинальный фильм! Но если в оригинале герои пытались беседовать в духе фильмов Тарантино с помощью длинных и как бы юморных диалогов с широким применением обсценной лексики - тут на это наплевали. Говорят персонажи преимущественно как обычные бандиты, со скучным однообразным матом, ругательствами и агрессией в каждой второй реплике - в духе "ты чо, в натуре, попутал, типа?"



Многочисленные и бесполезные описания предметов вокруг персонажами делают только хуже - юмора в игре, несмотря на жанр, очень мало, и качественных шуток я почти не встретил. Описания сводятся в основном к произнесению очевидного: "это стол", "это стул", "это Груша". Ну действительно, зачем стараться... Спасибо и на том, что персонажам дали какой-никакой характер. Еще характерный признак наплевательства игроделов к собственному сюжету: оказалось, что хотя оригинальный фильм происходил в 1999 г. и содержал яркую атмосферу девяностых, в игре без раздумий сдвинули сюжет к моменту разработки, в нулевые - вокруг хип-хоп, диджеи, рэперы, на календарях мелькают даты 2001 и 2003, а также регулярно поминается война в Ираке. Обоснований вы, конечно, не получите.



Но о всем этом я узнал после, а пока я безнадежно застрял на первом же уровне из трех бэкграундов. Полчаса утомительного обшаривания окрестностей поражали колоссальным количеством бесполезных активных точек, бессмысленными репликами персонажа и полным отсутствием логики, при которой герой отказывался поднимать любые вещи, даже денежные банкноты. Спустя полчаса открытием стало, что у одного бэкграунда, ОКАЗЫВАЕТСЯ, есть проход дальше, за край экрана, где лежит куча веток! А еще через полчаса удалось совершить еще более революционное открытие! - выяснилось, что из кучи веток надо достать ОДНУ, строго определенную ветку, которую хрен с два нащупаешь курсором сразу, чтобы пройти по сюжету дальше!!!



Не знаю, делали ли этот уровень авторы как ознакомительный или нет, но весь геймплей дальше оказался ему под стать. Он всю игру один и тот же. Фред со своим приятелем-Грушей (которого он без вменяемого обоснования вытащил из тюрьмы) ходит по локациям, просто забитым активными точками. Каждый, даже самый мелкий и едва различимый объект активен при наведении курсором и содержит совершенно ненужное и неинтересное описание персонажем. Абсолютное большинство этих точек совершенно бесполезно и только мешает прохождению. Загадки по большей части примитивные и простые, предметов мало, все относительно понятно, но прохождению мешает совершенно зверский пиксельхантиг, когда нужную банку, розетку, блюдце и прочее приходится вычислять с лупой часами, особенно если ты не смотришь в прохождение. Иногда бывает еще более изощренная подстава - некоторые мелкие предметы появляются, только если сначала осмотреть предмет на локации… Под конец перестает помогать даже прохождение, потому что его составляли на тяп-ляп без нужных пояснений, например, как найти очередную локацию.



При этом управление в игре просто чудовищное. Делали его тоже по всем заветам девяностых, поэтому курсор в ней переключается кликами мышью: посмотреть - взять - говорить. Инвентарь вызывается кнопкой I (на клавиатуре!!!!), а субтитры пропускаются ТОЛЬКО пробелом, причем сразу вся реплика, которая показывается в облачке речи персонажа и целиком поэтому сразу не видна. Курсор ужасно капризен и регулярно не дает щелкать по активным зонам предметами, или глючит, или забывает поменяться, или просто пропадает без всякой причины. И скажите спасибо, если игра не зависнет при очередном переходе на локацию, потому что вы случайно нажали пробел. Понятно, что спасительный перебор при таких условиях совершенно исключен. Какой уж тут перебор. По локациям элементарно трудно ХОДИТЬ. Рисуя локации, польские недоделы даже и не подумали о элементарной и очевидной вещи - нельзя, чтобы путь персонажу преграждали активные объекты, на которых меняется курсор. Тут на это просто наплевали - в итоге чуть ли не на каждой второй локации приходится целиться, чтобы персонаж прошел мимо цветов или поля, не застряв на активной точке. Также художники полностью забили на другое важное правило - необходимо, чтобы на каждой локации были видны выходы на соседнюю. Плевать! Добрая половина локаций в итоге сильно больше вашего монитора, но вы этого не заметите, пока не сможете с превеликим трудом нащупать проход к краю и таки кое-как передвинуть камеру. По моему опыту, обычно на это уходит полчаса игры. Иногда час.



Логикой же здесь тем более даже и не пахнет. Персонажи регулярно совершают совершенно не мотивированные (реже интуитивно просматриваемые, но совершенно не обоснованные) действия. Особенно меня поразил момент, когда надо сделать дырки в крышке от банки с помощью трюка с ножом оголтелого капитана. Казалось бы, все в традициях жанра, вот только… У нас в инвентаре УЖЕ БЫЛ нож, и ничего не мешало сделать это нам самим!!! Каким больным надо быть, чтобы это не понимать? Ситуацию особенно затрудняет то, что персонажи упорно не желают давать подсказки даже в самых трудных местах. Никаких намеков в духе "чтобы завести мотоцикл, мне нужна какая-то проволочка…" или типа того - практически нет, сами думайте, какой очередной мини-объект вы должны нащупать на локации. Такое чувство, что диалоги с подсказками вырезали сознательно, иначе трудно объяснить, почему герои регулярно делают какие-то внезапные действия и при этом общаются так, будто это ими уже обсуждалось. То, что сюжет писали и переписывали на ходу, доказывает наличие сразу нескольких неиспользуемых объектов на всех уровнях, которые явно имеют отношение к сюжету, но вставить их более вменяемо просто поленились или забыли.



При этом в полном отрыве от ужасающего геймплея история в принципе подкупает и держит интерес, хотя и тут все не идеально (внимание, спойлеры… потому что ни один дурак, кроме меня, в это играть не будет). На криминальный сюжет сценаристы просто наплевали. Он кое-как виден в первом акте игры, где наши ребята таки находят с помощью первого попавшегося дилера явку наркобарыг и устраивают пафосную перестрелку. К слову, нам ее так и не покажут - из соображений большого насилия и ничтожного бюджета.



Второй акт - это один большой филлер, в котором герои после аварии застревают в лесу около простой деревни и должны выбраться оттуда, общаясь с колоритными персонажами. Заодно мы узнаем, что бородач явно не тот, за кого себя выдает. Между актами вместо кат-сцен идут иллюстрации в виде дешевого комикса на три плашки (вау, "Макс Пейн" просто отдыхает…). В третьем и последнем акте герои доезжают до городка "Эль-Ассо" (типичное польское название…), где после выполнения заданий кучи левых персонажей они таки добывают стремному бородачу какой-то артефакт из монастыря, некую шкатулку - но тут приходит настоящий посланец бога, архангел Герасим, и устраивает большую разборку против этого адского беспредела.



И-и-и-и-и… На этом игра обрывается. Без шуток - мы видим синий экран, и персонажи, задолбавшие меня постоянными шутками с разрушением четвертой стены, после переругиваний просто уходят пить пиво. Еще и послали напоследок. Козлы. Все! Да, вы правильно поняли, эти бездари даже концовку придумать поленились… Вот ведь гады. И после этого еще кто-то жалуется, что пираты не платят за игры. Впрочем, зачем авторам вообще стараться: судя по польским отзывам, оставшимся в сети, для них даже такая игра оказалась удачным и ярким квестом с приятным юмором. Люди... Как же мне вас жаль, право слово.



А в целом сюжет толком не завязан на криминал, а представляет обычные хождения по Польше, населенной городскими обывателями, тупыми подростками, обкуренными наркоманами, хиппи, пьяницами и фриками всех мастей - короче, персонажи в лучших традициях трэша "русских квестов"; нередко попадаются даже харизматичные. Вот так я узнал из игры и фильма, как выглядела в те времена Польша. Как оказалось - никаких отличий от России: те же улицы, деревни, колхозы и автостоянки, обкуренные наркоманы, наглые школьники в рэперских шмотках, бритые бандиты в цветных спортивках, точно такие же компьютерные клубы в подвалах бывших заводских цехов с утепленными трубами на потолке, совершенно аналогичные нашим школы советских времен и так далее. Даже селюки в ватниках и ушанках точно такие же.



Что же, спасибо студии Руссобит-М, которая честно и добросовестно перевела и локализовала весь этот трэшак - в субтитрах, надписях и культурных отсылках, бережно сохранив весь оригинальный мат-перемат и даже переделав его под наш великий и могучий (ну не оставлять же оригинальные ругательства "курва" и "дед шелудивый"?). Причем качество их работы полностью соответствовало оригинальному! Куча опечаток в субтитрах; местами откровенно кретинский перевод, лишающий слова смысла; местами же неверная интонация актеров, читавших с листа и не знавших контекста диалога; а также опять же местами отечественные реалии и русские имена вместо оригинальных польских.



Последнее полностью лишено смысла, так как польские следы остались в колоссальном множестве - персонажи регулярно называют друг друга "панами", мелькает разок "курва", кое-где есть пара непереведенных польских подписей, на фонах совершенно польские костелы и архитектура… а особенно мне запомнилось, что на локации с военными играет аранжировка "Запорожского марша" (украино-советская мелодия почему-то очень полюбилась полякам). При этом - безупречная игра профессиональных актеров, которые играют в десять раз харизматичнее оригинальных польских. Увы, актеров мало, и все пятьдесят персонажей озвучены одними и теми же людьми, что вбивает очередной гвоздь в крышу гроба этого польского ходячего мертвеца. Отдельную премию в виде огрызка яблока я дам за хохла-кузнеца, который говорил на ужасно озвученном суржике. Это, между прочим, личная инициатива наших локализаторов! В оригинале кузнец - такой же "сшери польский пан", как и все остальные.



Самое печальное, что у игры безусловно был потенциал. Ее сильная сторона - это графика в лучших традициях старой школы. В ней несколько десятков фонов, нарисованных вручную акварелью. И это в 2005-то году! Смотрится все на удивление ярко, мило и приятно - даже сейчас визуал радует глаз. Анимация персонажей местами довольно примитивна, но в целом сделана стильно и тоже качественно, в духе старых польских мультфильмов про пса Рекса и... что там еще у них было… Особенно много анимации у главных персонажей, которые довольно активно себя ведут, да и вообще обладают кое-какой харизмой и химией взаимоотношений. Ну и наконец, в игре неплохой саундтрек, особенно заглавная композиция в меню - гитарный запил в лучших традициях "Криминального чтива", который хоть немного радовал меня при частых перезапусках из-за зависаний.



В общем, если вы не любите старые "русские квесты" из тех времен - порадуйтесь, у поляков вышло еще хуже. "Квест по фильму" с путанным и нелепым сюжетом, взятыми с потолка загадками, ужасным управлением и багами, трэшем, отсылками к фильмам и играм (даже "Full Throttle" помянули, беднягу) - притом с добротной рисовкой и музыкой, которым позавидует нынешний Союзмультфильм. Короче, полный аналог русского квеста в худших проявлениях. Но даже у нас подобные дешевые квесты про криминал и "а-ля Тарантино" делались лучше - чему примерами "Агент: Особое задание" и "Мама не горюй". Надо будет переиграть.
Previous post Next post
Up