2008 год. Всемирный экономический кризис еще только начинается, и человечество даже не подозревает, к каким последствиям он приведет. А среди прочего он привел и к возрастанию стоимости производства компьютерных игр, что окончательно обрушило и без того дышавший на ладан рынок трехмерных адвенчур, который к началу 2010-х в итоге бесследно растворился. Но все это будет потом, а пока в 2008 г. выходит квест Memento mori от чешской студии Centauri Production. К тому времени чехи были не новичками - они занимались игростроением еще с 1996 г. и большую часть их игр составляли именно квесты. Однако только вышедшая благодаря немецкому дистрибьютору Memento mori стала их первым (а, забегая вперед - и единственным) серьезным международным успехом. Игру и сейчас с ностальгией вспоминают многие поклонники жанра. По праву ли? Обо всем этом я подумал на днях, когда решил переиграть в старую-добрую классику.
Сюжет игры посвящен поиску произведений искусства, пропавших из Эрмитажа. Главный герой - молодая девушка Лариса Светлова, работающая в отделении Интерпола в Лионе. Ее бывший начальник Останкович, ставший главой охраны Эрмитажа, требует помощи от ее близкого знакомого, французского искусствоведа Максимиллиана Дюрана, в свое время попавшегося на продаже подделок, но отпущенного в обмен на оказание постоянных услуг Останковичу. И вот теперь как раз такой случай. Незадолго перед этим у Останковича случилось чрезвычайное происшествие - на несколько минут отключилась сигнализация Эрмитажа, и нетрудно догадаться, что это не может быть случайностью. Параллельно начинают загадочным образом гибнуть люди, связанные в той или иной мере с миром искусства. Поневоле вынужденные ввязаться в неофициальное расследование Макс и Лариса постепенно понимают, что впутались в опасную игру, в которой переплелись опасные и жестокие интриги неназванных мистических сил…
Да, Memento mori - это игра, действие которой посвящено мистическому детективу, связанному с историей и искусству, очередной сюжет а-ля Дэн Браун. Будут тут и музей, и загадочный беглый монах с татуировкой, и тайное общество с мистическими целями... В умелых руках это вполне неплохой жанр, в котором можно развернуть приключенческий боевик или детектив. Авторы игры пошли по второму пути - сделали простой, несложный и не слишком запутанный детективный сюжет, который к концу довольно неожиданно оборачивается мистической драмой наших персонажей. Такие вещи нельзя объяснить без спойлеров, но достаточно будет сказать, что этот прием сработал, несмотря на довольно большое количество логических натяжек, заметных при минимальном рассмотрении. Но это далеко не единственное достоинство этой игры.
Это непонятно, если не быть знакомым с историей развития жанра, но Memento mori имела сразу несколько источников вдохновения или как минимум предшественников. Основной сюжет мистико-детективной драмы напоминал вышедшие до этого квестовые хиты Still Life и его подражателя Art of Murder. Герои - молодой и красивый специалист и симпатичная самостоятельная девушка, которые ввязываются в приключения по всему свету из-за загадочной истории предметов искусств и исторических артефактов - стали традиционными еще с первого Broken Sword. Но самое главное - форму подачи Memento mori взял полностью у «интерактивного кино» Fahrenheit. В нашем детективе два действующих лица - Лариса и Макс - между которыми и поделен сюжет. Действие часто бросает нас из страны в страну, сделано максимально логично и стройно, с высоким упором на интерактивность. Придется осматривать локации, решать кое-какие головоломки, использовать предметы, отвлекаться на разговоры с другими персонажами. И пусть их немного, всего этого вполне хватает на 6-7 часов игры, чтобы развернуть свой скромный, но философски-мистически окрашенный сюжет, который, вдохновляясь предшественниками, смог дать свою достаточно незатертую концовку.
Чего также не отнять у игры, так это хорошей графики. Она тут по меркам тех лет и жанра - на весьма высоком уровне. Графика тут сделана полностью в 3D, включая и героев, и окружение. Последнее с помощью динамической камеры очень часто показывается с разных углов и в разном приближении. С помощью достаточно высокого разрешения и неплохого дизайна авторам удалось создать довольно красивую и симпатичную картинку. Визуала тут довольно мало - всего около пяти широких локаций едва насчитывающих 50 сцен: Лион, Санкт-Петербург, Лиссабон, Шотландия и финский монастырь. И тем не менее, отрисованы они ярко, симпатично и со вкусом, стараясь скрыть по мере возможности ограниченность охваченного пространства. Персонажи, хотя и лишены толком мимики, тоже двигаются достаточно естественно и детализированно - впечатляет, что у них прорисованы практически все действия, уже тогда это становилось редкостью. Очень часто сюжет прерывается заснятыми в происходящем окружении 3D-роликами с темноватой картинкой для саспенса и вполне приличной для такого бюджета режиссурой. Радует также эффектное использование использования локаций в разное время суток, что делает смену однообразных планов гораздо красивее. А еще тут немногочисленные, но очень красивые пейзажи - особенно в финале. Конечно, есть тут и недостатки, типа того, что у машин на улице не вертятся колеса, а в какой-то момент коса у Ларисы стала жить своей жизнью - но это мелочи. Музыкальная часть в целом тоже на хорошем уровне - драматические и мистические композиции исполнены хорошо, хотя их количество в игре очень невелико.
Поэтому при всей ограниченности локаций, выглядит тут окружение красиво и запоминающееся. Особенно стоит отметить действие в Петербурге, занимающее очень значительную часть сюжета. Благодаря взаимодействию автором игры с Эрмитажем, архитектура и быт тут действительно похожи на питерские, а часть сюжета проходит в довольно неплохо срисованных залах самого Эрмитажа - хотя, к сожалению, его тут очень немного. Радует также, что чехи обошлись без особенной клюквы в демонстрации России - она тут в основном в непривычных иногда фамилиях, обилии стереотипных в те годы такси из желтых ГАЗ-24 «Волга» и ошибках в написании некоторых надписей. Ну, и расписанный гжелью самовар и матрешки на квартире Ларисы, как и милицейские жигули-шестерки с крупной надписью «ДОС» вызывают улыбку. Зато в рок-клубе Петербурга «Убежище» играют мелодии самых настоящих питерских групп - «Пир Во Время Чумы», «Мамай», «Mo'Jah'Head» и «Scang».
Так как Memento mori во многом ориентировалось на интерактивное кино, то геймплей здесь весьма прост и полностью следует за сюжетом. В основном здесь понадобится писать записки и электронные письма, изучать книги, осматривать окрестности - в последнем случае авторы широко используют возможности своего 3D-движка и сцены показываются с разных углов или в возникающих «окнах». В основном приходится использовать предметы, как в классическом поинт-энд-клике. Однако предметов, как правило, очень немного, крупногабаритные вещи носятся сразу в руках, а не в карманах, шифров и головоломок крайне мало и много времени они не отнимают. В основной своей части игра довольно простая и щадящая, хотя до казуальности не доходит. Но при этом, как ни странно, особым динамизмом игра похвастаться не может. Постоянно мешают отдельные непродуманные моменты. То нужный предмет для прохождения слишком мелкий и не виден - то последовательность действий прописана неважно - то просто скучноватый процесс рассеивает внимание и мешает сосредоточиться. Вдобавок благодаря движку в случае подвисания анимация на локациях может быть немного замедленной, а курсор плавает, и кажется, будто ты со своими героями двигаешься в толще воды. Впрочем, эта проблема актуальна разве что для самых слабых ноутбуков. Да к тому же в настройках в меню всегда можно выбрать нужные параметры.
Интересными моментами являются дополнительные и необязательные элементы, введенные в действие. Например, варианты ответа в диалогах с персонажами - положительный, отрицательный и вопрос. Некоторые из них просто нужны для продолжения, некоторые же - сделаны только для влияния на зрителя. Можно также поговорить с бабушкой Ларой, которая сыграет вам в карты Таро, изучить ненужные вещи вокруг и сделать еще кое-какие мелочи. Отдельно стоит отметить на удивление логичные дополнительные ходы, с помощью выполнения которых можно скорректировать финал. Он тут всегда один и тот же, но вот озвучка с описанием финала наших героев может отличаться в деталях. Мне, например, было приятно, что я сам, без подсказки, догадался заранее подложить камень под дверь в подземелье, чтобы она не захлопнулась раньше времени, что в финале, как оказалось, избавило Макса от лишних проблем.
Я переиграл на днях в эту игру второй раз за последние пять лет и получил то же удовольствие, что и раньше - хотя и то же раздражение на тех же моментах. Передо мной вновь оказалось полудетективное-полумистическое окружение с красивым визуалом и не очень продуманным, но все же интересным и по-своему развернутым сюжетом с драматической концовкой. Да, действие нередко портили логические натяжки, занудность многих загадок, довольно простые действия большей части геймплея, попытка нагнетания впечатления там, где это было не к месту… Но в целом это по-прежнему весьма крепкая адвенчура своего времени с интересным и незатертым сюжетом, вполне ясной логикой действия и красивой картинкой. Она напомнила мне, что есть и продолжение Ларисы и Макса, до которого я в свое время не добрался, так как мне гораздо интереснее было играть в квест с событиями в Питере и Финляндии, чем в Южной Африке. Но теперь, пожалуй, я ознакомлюсь и с продолжением - тем более, что эту франшизу уж точно возрождать не будут: Memento Mori 2 оказалась, по сути, последней игрой компании Centauri Production, т.к. ее киберпанковый квест Alternativa не взлетел, и вскоре она была куплена другой компанией. А жаль. Конечно, это явно не самая вершина жанра и не вечная классика - но это была очень достойная игра, как минимум «серебро» в своей нише. И как соединение интерактивной истории и традиции поинт-энд-клик квеста Memento mori и сейчас выглядит лучше, чем пошедшие по тому же пути
Syberia 3 и
Black Mirror 2017 г. - и это я даже не говорю сейчас о вторичных сюжетах, а только о игровой механике…