Недавно, почитывая "Лигу разработчиков видеоигр" на Пикабу, наткнулся на симпатичную пиксельную метроидванию Catmaze, ваяемую очередным МТР.
МТР, если кто не знает, это Молодой Талантливый Разработчик. Почти как МТА - Молодой Талантливый Автор с романами про попаданцев на Самиздате, но у МТР не всё уж столь тленно, глухо и безнадёжно. То бишь, у МТР, как мне видится, есть шанс, доведя своё детище до ума, начать питаться чем-нибудь помимо "великого триумвирата" (пельмени, яичница, макароны). Не могу с точностью сказать, что побудило меня купить игру, стоило только ей выйтив Steam. Всё-таки, метроидвании - не вполне мой жанр. Я больше по стратегиям и РПГ, да и то пошаговым, потому, вместо рук у меня иной раз будто отрастают клешни, а в платформерах необходимо сноровка. Возможно, свою роль сыграло желание поддержать МТА, ведь всегда приятно видеть завершённые проекты. Не исключено, меня привлёкла приятная пиксельная графика, львиная доля коей забила монитор ведьмами и котиками. А разве можно не любить ведьм и котиков? Есть вариант, всё произошло и сугубо по желанию левой пятки.
Так или иначе из доверху забитого списка желаемого в Steam я выбрал Catmaze. 24 мая 2018, в день релиза, я купил игру, и даже в неё и поиграл. Более того, даже прошёл часов примерно за 12, и сейчас же хочу поделиться впечатлениями от увиденного.
Сюжет.
Я действительно небольшой ценитель метроидваний. В теории процесс изящного перепрыгивания с платформы на платформу с сопутствующим виртуозным истреблением врагов не лишён привлекательности, однако, запас нервов-то не безграничен. Играть в метроидвании у меня получается только: если они более или менее дружелюбны к новичкам, и если, помимо основного геймплейя, в проекте есть сюжет, способный удержать игрока за монитором. В Catmaze оба условия выполнены.
Сколько людей столько и мнений, и восприятие любого сюжета - практически всегда вкусовщина, но именно что "практически" всегда. Catmaze - не тот случай. Со всей присущей мне объективностью могу заявить - сюжет в игре отличный.
Взяв на себя управление молодой волшебницей Алестой, геймеру предстоит отправиться в захватывающий путь - спасать маму юную ведьмы, которую владычица смерти Мара утащила из нашего мира (Явь) в холодную и промерзлую Навь. Проникнуть на "ту сторону" - дело непростое, и Алесте придётся заручиться помощью котиков - единственных живых существ, способных проходить между миром живых и миром мёртвых. По пути юной волшебнице предстоит проникнуться непростыми взаимоотношениями между: Лешим, Боровиком и Кикиморой. Познакомиться (и сразиться) с другими сказочными персонажами славянской мифологии. Помочь жителям местной деревни в решении их насущных вопросов.
Суммируя сказанное, тут есть: ведьмы, котики, и славянские мифы. Спрашивается, чего ещё надо-то? После такого, разве у нормального человека поднимется рука "выдолбить" на клавиатуре хоть слово критики?
Основная сюжетная линия, конечно, линейна, но в игре хватает побочных квестов, которые полезно выполнить. Во-первых, они интересные. Во-вторых, с их помощью открывается вторая (она же главная) концовка.
Котики в игре так, вообще, сверхсущества. Они могли бы и сами всех спасти, но у них есть веская причина, передоверить всё дело Алесте. Ведь у них же... лапки!
Графический стиль, диалоги и арты хорошо обрамляют рассказываемую историю, сплетая мир игры в нечто целое и самобытное. Отдельно хочется отметить, разработчик поступил правильно, не став "перебарщивать" со славянскими мотивами. Несмотря на присутствие Чернобога, алтарей Ярила и прочего, персонажи изъясняются на более или менее современном русском языке, с лёгким вкраплением старой речи. Кому-то это может показаться не вполне естественным, но... "бравируя говором дедов и прадедов": либо не стоит им увлекаться совсем уж на "серьёзных щах", либо, если уж увлекаешься, надо чётко понимать, что делаешь, иначе выйдет глупая халтура, а компьютерная игра - не историческая заметка. Она должна привлекать другим.
Сюжет и мир Catmaze привлекают, мотивируя проходить игру до конца. Уже ради истории стоит приглядеться к Catmaze. Остаётся вопрос: а хватит ли у среднестатического геймера скилла "прочесть" сказку про ведьм и котиков до конца?
Геймплей.
Карта в игре немаленькая и разбита на несколько разнообразных климатических зон. Как обычно не обошлось без зимнего биома с его пробежками по сколькому полу. Хотя меня лично порядком выбесили пчёлы - мелкие и быстрые твари, по которым трудно попасть, вдобавок, они ещё и постоянно респавняться из ульёв.
Бестриарий в игре разнообразен. Каждый уголок мира населяют разные типы монстров. В начале игры основную массу противников составят забавные грибы разных форм, размеров и расцветок.
В бою Алеста полагается на фамильяров - маленьких (а иногда и немаленьких) волшебных духов. Первый фамильяр доступен в начале игры, остальных предстоит найти и приручить. Как и принято в метроидваниях прокачка героя завязана на сюжет. Побеждая боссов, Алеста получает новые способности, помогающие пробраться в новые, ранее закрытые области карты. Со временем героиня обучится плаванью и двойному прыжку, куда уж без него, а также найдёт несколько полезных артефактов.
Однако главными трофеями станут фамильяры. Всего их 12. Прислужники деляются на два подвида: ближнего и дальнего боя. Последние при атаке расходуют ману. Соответственно, за ближнюю и дальнюю атаку отвечают две разные кнопки - A и S. Переключать фамильров можно в меню игры, включая паузу. Если хочется всё вложить в единственный удар, стоит призвать большого страшилу. Если частота ударов важнее силы, то целесообразно вызвать рыжую кошку. Снеговик, будучи фамильяром дальнего боя, умеет замораживать врагов, превращая их на короткое время в платформы. Весьма ценный союзник для поиска секретов.
При всём разнообразии арсенала и простых механиках у большинства боссов сама игра не показалась мне простой, правда, и в метроидваниях я откровенный нуб.
Благо разработчик позаботился и о новичках. Исследуя карту и забираясь во всевозможные места, Алеста время от времени будет находить: зелёные и фиолетовые сферы, повышающие уровень здоровья и маны. Так же попадаются алтари, дополнительно накладывающие броню.
С убиваемых мобов довольно активно супятся монетки, за которые, начиная с середины игры, можно покупать кузнеца апгрейгды на: атаку, защиту и скорость. Правда, сперва незадачливого умельца придётся найти и вернуть в деревню. Помимо кузнеца монетки можно тратить на покупку зелий у ведьмы Воронихи, тётушки Алисты. При прохождении трудного участка карты или битвы с живучим боссом "лишний" пузырек маны или здоровья станет вовсе и не лишним.
Дополнительно, убивая врагов, фамильяры накапливают и эдакий аналог "шкалы ярости", делая последующие удары сильнее. Временами бывает полезно не пробегать локацию сразу, а набивать на монстрах дополнительную ярость. Однако получение ответного урона сбрасывает часть накопленного прогресса.
Наконец, на карте разбросано достаточное количество точек сохранения (фонтанов со статуями котиков), а так же точек телепортации (гнезд человеко-птицы Селены). Не все из них удачно расположены, но, как правило, перед боссом сохраниться игроку дают.
Итого, даже будучи днищем не имея высокого скилла игры в платформеры пройти Catmaze смогут практически все желающие, только у некоторых процесс займёт больше времени.
Несколько раз я приостанавливал прохождение сюжета и отправлялся бродить по карте - фармить золотишко на зелья и апгрейды. Попутно выискал секреты и разговаривал с людьми в деревне на предмет новых дополнительных квестов. Как правило, трёх зелий лечения хватает на большинство боссов, даже если сильно подтупливать в бою.
Если подтупливать особо сильно, стоит подкопить монет и на зелья маны, атаки и защиты, а в точке сохранения перед боссом вызвать особого фамильяра, восполняющего шкалу мощи удара.
Стоит пофармить положенное время, и всё становится вполне проходимо. Надо сказать, собственная криворукость в кой-то веке сыграла мне во благо. Поняв, что на последнем боссе предстоит сидеть долго, я решил раскачать Алесту на максимум возможностей. В результате выполнил все побочные квесты и сразу открыл счастливую концовку, чему я несказанно рад, ибо не люблю, когда сказки имеют грустный финал. Правда, карту на 100% я не исследовал. Счётчик замер на 99%. Где-то я пропустил одну скрытую комнату, в результате не нашёл последний 15-ый артефакт.
Ещё из интересного по геймплейю: МТР (молодой талантливый разработчик) разнообразил прохождение собственного детища различными головоломками. Их не столь много, и они не сложные, но "пошевелить извилиной" временами заставляют, вполне справляясь со своей задачей - внести в игру приятное разнообразие. Так же в Catmaze есть дополнительный квест, когда ведьмы доверят Алесте полетать на их метле. Квест тоже вносит разнообразие и... если бы не орды пчёл, оно могло бы стать даже приятным. Впрочем, само задание довольно забавное. Главное, научиться метко стрелять в ненавистный пчёл с помощью умеющего плеваться огнём фамильяра.
Я не буду спойлерить сюжет или же растекаться "мыслью по древу", описывая свойства всех фамильяров и артефактов. Кому интересно, сами посмотрят.
Catmaze - типичный представитель жанра метроидваний. В игре есть все сопутствующие элементы. Что радует, управление с клавиатуры достаточно удобное. Внимание к потребностям ПК-борям, радует. Ведь как сказал один обзорщик:
"Я геймпад не беру из принципа, ибо полагаю, что наличие геймпада станет для владельца PC началом пути к нравственной и духовной деградации. Пусть, слабым и неуверенным, но шажочком в порочном направлении. Геймпады оскорбляют компьютеры, ибо геймпады пришли с приставочных консолей. Что есть приставочная консоль? Бездушная коробка для прожигания своего времени в видеоиграх, и, пусть, мы точно так же прожигаем своё время в тех же самых видеоиграх, сидя за компьютером, всё же, мы обязаны помнить и чтить тот великий момент, то судьбоносное когда-то данное родителям обещание о том, что компьютер нужен для учёбы! Ну, или для работы! Т.е. компьютер - это девайс развития, компьютер создан для совершенствования личности (пусть, на практике это и не всегда происходит). Посему негоже оскорблять USB-гнездо своего системного блока подключением геймпада, ибо сие есть надругательство над естественным порядком вещей. И ежели мы, братья и сестры, не сплотимся как один, и решительно не потребуем, чтобы разработчики, портируя игры на PC, в корне перерабатывали управление и интерфейс под клавиатуру, то мы скатимся в бездну, в которой PC окончательно потеряет свой сакральный смысл, и ни один ребенок уже не сможет выпросить себе «комп для учебы». Люди, опомнитесь, пока не стало слишком поздно!" (
Источник)
Вообще-то, тем обзорщикрм, я и был, а себя цитировать, так-то, не комильфо, но направление-то мысли правильное, и хорошее управление с клавиатуры делать надо, не надеясь, что надпись: "Мы рекомендуем играть в нашу игру на геймпаде" действительно кого-то извиняет.
Выводы.
Catmaze - приятная игрулька с милым, добрым сюжетом и симпатичной пиксельной графикой. Хорошее развлечение на 8-10 часов, если вы любитель метроидваний; или на 10-12 часов, если любовь к жанру проходит без особой взаимности (часик другой придётся уделить фарму монеток на апгрейды).
Я с уверенностью могу порекомендовать Catmaze тем:
1. Кто любит ведьмочек.
2. Кто любит котиков.
3. Кому нравятся русские сказки.
4. Кому не жалко потратить 250 руб. (цена игры в Steam) на забавную пиксельную метроидванию.
Короче... игра подойдёт всем нормальным людям.
PS. Если Вам понравилась моя заметка, приглашаю вас в свой журнал. По ссылке
Дайджест Вы сможете прочитать самые интересные обзоры, рассказы и статьи за моим авторством.