В продолжение о
квестоиндиане.
Оригинал взят у
voencomuezd в
Lost Horizon (2010) Квесты про Индиану от LucasArts являются классикой компьютерных игр, однако успех таких сюжетов не был закреплен в этом жанре. Тем приятнее встретить редкие исключения. Одному из таких и посвящен этот рассказ.
В свое время сценарная немощь и необычная глупость трилогии
"Тунгуска: секретные материалы" вселила в меня прочное недоверие к продукции баварской компании Fusionsphere Systems. Тем более, что кроме трилогии "Тунгуски" (и малоизвестного аддона к ней Secret Files: Sam Peters), а также теперь уже дилогии Lost Horizon у нее ничего и нет. Как оказалось, я был не совсем прав, поскольку Lost Horizon действительно достойна похвалы, несмотря на отдельные мелкие недостатки и по праву должна занять место тех квестов, которые хочется вспоминать добрым словом.
По сюжету это очередной клон приключений Индиана Джонса. В наличии восточный колорит, харизматичный авантюрист и одиночка с девушкой в главных ролях, загадочные иноземные артефакты и жестокие охотники-злодеи.
Надо сказать, игра приятно поразила уже с заглавного меню, оформленного в виде кинотеатра, причем рядом с ним ходят люди и проезжают автомобили. Более того, если навести курсор на окошки, нам покажут небольшие отрывки из роликов под музыки. Безусловно, очень атмосферно и добавляет игре обаяния.
Завязка проста, как и положено в такого рода сюжетах. Очередной Индиана Джонс - на сей раз не штампованный искатель приключений в скосплееной шляпе, а отставной британский офицер колониальных войск в Гонконге, промышляющий контрабандой - вынужден по заданию губернатора участвовать в поисках экспедиции, исчезнувшей в Тибете. Вскоре он понимает, что ввязался в жестокую и тайную историю, в которой замешаны нацисты, пытающиеся овладеть секретом мирового господства, буддистские монахи, тайные интриги британского двора и тому подобное. Естественно, нам необходимо спасти всех, кто оказался в немецком плену, разгадать тайну потерянных артефактов и спасти любимую девушку - азиатку Ким. Впрочем, этого и следовало ожидать: сценаристы компании идут по проторенному пути, взяв в работу, как и в серии Тунгуска, фабулы чужих сюжетов и заимствуя даже мелкие детали - например, главный герой игры побывает на немецкой Олимпиаде в Берлине и возьмет автограф у Гитлера, есть загадочный артефакт, притягивающий мелкие предметы как в Индиане-4... ну, и все, кажется. Ах да, что это за артефакт мы узнаем лишь в середине, но загадка в сюжете та же, что и у повести Джеймса Хилтона, у которой авторы игры именно по этой причине взяли название. Кто читал книгу или смотрел экранизации года - тот уже знает, за чем предстоит охота героям. Есть и другие моменты, заимствованные из этой книги, в частности, полет из Китая и крушение в горах Тибета. Но уточню на всякий случай - авторам действительно удалось соединить привычные штампы в достаточно самостоятельное полотно и не скатиться в болото второсортного повторения.
Но больше всего Потерянный горизонт напоминает ту же Тунгуску, только, в отличие от трилогии - нормально сделанную. По большей части, все построено по той же схеме: загадочная интрига в основе сюжета, огромное количество проверенных временем штампов повествования, геймплейная схема, интерфейс и т.д. Только сделано это куда более добротно, чем раньше.
Вначале о геймплее. Первоначально обилием кат-сцен и примитивных загадок с предметом по принципу "взял-вставил" игра напоминает интерактивное кино, а не квест - ты даже не успеваешь почувствовать игру. Но, видимо, это дань кинематографическому действию сюжета. К тому же казуальность является традиционным стилем студии.
После того, как первая глава со вступлением и завязкой истории пройдена, вам начинают делать задачки немного посложнее и вскоре все возвращается к той же Тунгуске - герой проходит по трем-четырем локациям, собирая предметы и комбинируя их самым неожиданным способом, чтобы пройти на следующий уровень. Причем чем дальше, тем решение становится неочевиднее и безумнее и наконец логика все чаще уступает место тупому перебору предметов, которых все равно не слишком много. Лишь изредка нам дадут пройти пару-тройку несложных паззлов.
Надо сказать, в конце уже даже начинаешь немного жалеть о динамизме начала, которое, несмотря на всю свою казуальность, содержало больше эффектного экшна. Например, вполне изящная загадка при погоне на грузовике.
И все же эта схема вполне работает, надо сказать. Играется все это легко и быстро, и даже почти без скуки, ибо, в отличие от Тунгуски, здесь не надо отвлекаться на сумасшедший сюжет, идиотские загадки и абсурдизм происходящего. В Тунгуске сценарий вызывал все время вопрос "WTF?!!!", здесь же от сюжета можно получать удовольствие и даже можно за ним следить - хотя это, как и полагается в приключенческих боевиках, не особо и нужно. Как и в Тунгуске, как и в любой индиане, все завязано вокруг очередного великого артефакта и мировой тайны, связанной с основой Мироздания - см. оригинальную повесть. Конечно, явно провисающая середина повествования, где главный герой должен ходить по локациям и делать мелкие пакости и подставы, чтобы разобраться в сути происходящего, несколько скучноваты и отличаются от динамичного начала - но в конце, по крайней мере, это искупается вполне логичным и эффектным завершением сюжета. Отдельное спасибо за интересную и оригинальную технологию "двухвременной локации" в самом финале, которая действительно заставляет немного поскрипеть мозгами.
В конечном итоге, сюжет игры может быть, и не идеален, в нем есть моменты, кажущиеся весьма спорными (например, сбивание самолете снарядом из тыквы) или просто недоработанные, так что до гладкости и продуманности оригинальной франшизы это не дорастает. Диалоги тоже, в традициях студии, в части общения со второстепенными персонажами скуповаты - хотя и довольно многочисленны у главного героя, вплоть до комментария предметов в инвентаре. Но в конечном итоге это все мелочи, так как свою функцию - создание яркой истории с трюками и атмосферой а-ля Индиана - он вполне выполняет и критиковать тут можно разве что недостаток этот самых трюков во второй половине действия. Помогает и наличие небольшой дозы мягкого юмора - который, хотя и не слишком распространен в игре, все же намного удачнее, чем в Тунгуске с ее избитыми шутками, глупостями и немецким физиологизмом.
- Пэддок, стреляй! Нас атакуют!
- Как стрелять?! Вообще-то, это грузовой самолет, у меня нет оружия!
- Ты хочешь сказать, что мы полетели в Тибет без оружия? (примерный пересказ)
Главный герой Фэнтон Пэддок получился вполне удачно. У него есть щетина, пилотская куртка, харизма, безупречно действующая на женщин, здравый смысл и жизненные принципы - так что герой получился вполне приятный и интересный. В помощь ему дана, по традициям Индианы, девушка Ким - приятно, что она не просто смазливый балласт при герое, как это бывает нередко в такого рода блокбастерах, а вполне серьезная личность, хотя не без толики стервозности. Помогает нашему Пэддоку мозгами и кулаками, водит машину, стреляет и даже неплохо дерется кунг-фу. Кунг-фу!!!
Главный злодей - нацисты, как и в Индиане, поголовно носящие черные мундиры, автоматы МП-40 и форму с десантными касками. Предводительствует ими, как и положено в комиксах, женщина, графиня Хагенхилль или как там ее, которая занимается тайными эзотерическими разработками. Очень забавно, что делавшие игру немцы весьма аккуратно подошли к изображению всех наций в игре (это вам не клюквенная Россия в Тунгуске) и в итоге наиболее клюквенно изобразили в игре самих себя. Как вам, например, жестокая нацистская пытка... немецкими маршами?
А, и еще, из-за знаменитых немецких ограничений на "пропаганду фашизма", из-за чего даже свастику без разрешения в игру не поставить, все немцы ходят здесь с Железным крестом.
Вообще, графика в игре - это отдельная тема. Сделана она по той же схеме, что и вторая и третья Тунгуска - нарисованное 2D-окружение с 3D-героями, перебиваемое заснятыми 3D-роликами. И хотя различие между трехмерными персонажами и двумерными локациями бросается в глаза, это не особо смущает, так как локации выполнены ярко, атмосферно и со вкусом. 3D-персонажи, кстати, тоже выполнены удивительно качественно для игры с не самым большим бюджетом. Хотя большинство второстепенных героев довольно однообразны в своих движениях, сами Пэддок и некоторые другие герои обладают очень детализированной анимацией. Буквально каждое их движение при действии с предметами продумано и прорисовано. Нередко в квестах бывает, что герой просто подходит, протягивает руку и материализует/аннигилирует предмет, и ничего, это работает - а тут такого практически нет. Конечно, очевидно, что движения "приставлены" к 2D-картинке и иногда герои зачерпывают локтями стены и тому подобное - но это же незначительные мелочи, не имеющие никакого значения. Судя по видеоматериалам в сети, для анимации некоторых персонажей даже использовалась технология захвата движения - подход, вызывающий уважение, даже сейчас в квестах такое бывает нечасто.
Атмосфера в игре, как я уже и говорил, прописана весьма добротно и является чуть ли не лучшим в прохождении. Здесь действительно есть дух оригинальной Индианы, может быть, немного другой, но очень похожий. Тут есть Гонконг, нацистский Берлин, марокканский Марракеш, Тибет - и хотя все эти локации насчитывают всего по несколько бэкграундов, прописано все это довольно ярко и симпатично, да и еще и с явным изучением исторических источников для антуражности. Так что уж что-что, а необходимый для таких индианоподобных сюжетов стиль отлично передан.
Музыка в финале вполне приятная, сделана на высоте, соответствуя характеру игры - работать на атмосферу, не отвлекая от геймплея. Главный же саундтрек в меню запоминается почти как тема из Индианы тем более что ее и напоминает, а финальная песня, вложенная по сюжету в уста китайской певицы 1930-х гг., по-моему, просто великолепна.
Перевод субтитров, сделанный квестомафией, мог быть считаться образцовым, если бы они не добавили туда ненужной отсебятины, портящей впечатление (к счастью, ее очень немного) и смогли бы перевести субтитры в боевых роликах поправка -
они так и сделали. Кстати, о боях - в финале есть очень хорошая придумка - традиционная драка девочек с помощью единоборств, в которой мы можем выбрать три варианта смерти главной злодейки. Зачет!
В конечном итоге можно констатировать, что Лост Хоризон - весьма приятная, не слишком сложная полуказуальная игра, опирающаяся на хорошо проверенные приемы с толикой своих наработок, хорошая штука для приятного времяпрепровождения на три вечера. Главное, что составляет ее достоинство - довольно грамотно воссозданная атмосфера очередной индианы, дух приключенческого боевика и хорошего ненавязчивого блокбастера. Учитывая, что в квестовой индустрии подобные сюжеты не самые частые, это дорогого стоит. Жаль, что вторая часть получилась иной. Но об этом я расскажу в следующий раз.
P.S. Ах да, к слову, после прохождения игры откроется раздел "Бонусы" в меню - там можно составить небольшой паззл, оставленный для фанатов Тунгуски, посмотреть все ролики, а также сыграть в первую версию прототипа - сюжет которого, как оказалось, был совсем иным и, видимо, еще больше напоминал по сюжету Тунгуску, только в экзотическом антураже. Во всяком случае, завязка, показанная в прототипе, была сделана вокруг Ким, которая в этой версии главный герой. Впрочем, желающие увидят сами.
И в заключение трейлер, половина кадров из которого в игре лукавых немцев отсутствует, хе-хей!
Click to view