Сердце мира. Обзор Undertale.

Nov 08, 2015 10:09



«Если гонится за вами слишком много человек
Расспросите их подробно, чем они огорчены?
Постарайтесь всех утешить, дайте каждому совет,
Но снижать при этом скорость совершенно ни к чему.»
(Григорий Остер «Вредные советы»)

«Ну а пока мы лишь тени где-то между сном и явью,
И строка наша чиста.»
(Олег Медведев «Вальс гемоглобин»)



Когда-то Землёй правили две расы - люди и монстры. Затем случилась война, и одержавшие победу люди изгнали монстров под землю, запечатав выход магическим барьером. Только преграда оказалась односторонней - выйти из подземной тюрьмы никто не мог, а вот попасть туда было не так сложно. Однажды один человеческий ребёнок забрался на запретную гору и случайно рухнул в расщелину…


(где ещё нас встретят с таким теплом?)

Интернет-бомба

...Сначала были картинки. Бесконечные рисунки на популярных сайтах, изображающие жутковато ухмыляющегося скелета в толстовке или утончённую человекообразную паучиху, предлагающую зрителю чай с пончиками. Потом музыка и фанатские клипы под неё, с теми же или новыми персонажами. А потом стало понятно, что если не пройти Undertale прямо сейчас, есть риск испортить себе впечатление валом спойлеров или выработать стойкую неприязнь на эффекте «перехваливания». Она, в общем-то, уже начала развиваться; поток картинок и похвал вызывал ощущение «форсед мема». Начало игры способствовало развитию скептицизма - никаких настроек, управление поменять нельзя, ну да, ну да, знаем мы современные инди-понты... Но сразу после своеобразного туториала и последующих за ним событий отношение к происходящему на экране постепенно сместилось на светлую сторону. А через полчаса уже пришлось заставлять себя, чтобы оторваться от игры.

Undertale - детище одного человека, Тоби Фокса, у которого в заслугах было написание музыки для небезызвестного веб-комикса Homestuck. Для создания игры использовался игровой инди-движок Game Maker: Studio. Звучит просто? На деле же сложно поверить, что бездна труда, вложенная в Undertale, принадлежит рукам единственного разработчика. Музыка, как и ожидается от талантливого композитора, практически безупречна, но ведь там ещё - графика, анимация, тексты, игровая механика, целый мир! И это за каких-то два года? Чёрт возьми! Да чтоб почти все другие проекты с Kickstarter содержали в себе хотя бы вполовину столько же контента!



(если хочешь себе добра, нужно просто найти... Ториель)

Добро без кулаков

Undertale - crpg, старательно притворяющаяся jrpg. В наличии знакомые до боли обозначения - LV, EXP, HP, присутствует инвентарь и предметы экипировки. Игрок примеряет на себя роль того самого ребёнка (неопределённого пола), неудачно свалившегося в подземный мир-тюрьму. Чем же здесь заняться после выбора имени? Наверное, всё как обычно - бродить по линейному подземелью, решать незамысловатые головоломки, убивать монстров, получать за это уровни и золото… погодите, что значит «не надо убивать монстров»?.. Почему NPC смотрят на игрока с жалостью и страхом? Почему рука сама уводит курсор от кнопки «Fight» (бой) к кнопке «Mercy» (милосердие)? Что тут вообще происходит?!

Один из главных принципов христианства гласит - «если кто ударит тебя в правую щёку твою, обрати к нему и другую». Основной принцип Undertale (по крайней мере, «доброго» прохождения) гласит - «если кто ударит тебя в правую щёку, увернись и разберись с его психологическими проблемами». Если же ты кого-то убиваешь, это делает тебя убийцей.

Не стоит думать, впрочем, что игра пытается обманом заставить игрока испытывать муки совести. С первых шагов она чётко расставляет приоритеты устами первых же встреченных персонажей.

Хотите «добрую» концовку? Забудьте про кнопку боя на 99.9% игры и решайте проблемы иными способами. Кого-то из встреченных монстров можно успокоить объятиями, кого-то - посмеявшись над его глупой шуткой, кого-то - просто отступив на пару шагов. Если ситуация совсем безнадёжная, не грех и сбежать, чтобы восстановить здоровье на ближайшей точке сохранения и заново наполниться решимостью. Решимость (determination) - это основной жизненный принцип главного героя, а также жирный спойлер в мире игры, раскрывающийся лишь в финале. Путь пацифиста не предполагает набора опыта, ваш LV навсегда застынет на цифре 1, зато вам ни разу не придётся оправдываться - ни перед игрой, ни перед самим собой.



(обнимаем милый вулканчик!)

Но враг навсегда остаётся врагом…

Думаете, добро - не для вас? Что же, Undertale предоставит наиполнейшую возможность открыть в себе маньяка. Вырезая всё живое на своём пути, можно получить не только экспу и уровни, но и множество уникальной информации от персонажей. Перед тем, разумеется, как вы их отправите на тот свет. Некоторые боссы режима «геноцида» окажутся слишком лёгкими, другие, напротив, словно вылезут из глубин ада. Но гораздо тяжелее просто заставлять себя убивать невинных или просто морально запутавшихся разумных существ. Даже если это всего лишь набор пикселей на экране. Даже если наблюдать за этим со стороны! Распиаренная Hatred со своей показушной жестокостью не вызывает даже крохотной доли таких эмоций, как «злой» путь Undertale.

Существует так же нейтральная градация между двумя крайностями, если случайно или намеренно расправиться с некоторыми монстрами и боссами. Концовка при этом окажется не столь впечатляющей, зато со множеством вариаций - в зависимости от степени проявленного игроком насилия. В итоге, Undertale под видом замысловатой jrpg представляет из себя стопроцентно качественную ролевую игру западного образца, пусть и крайне своеобразную.



(убить всех человеков!)

Неважно, ступит герой на путь зла или добра, лёгкой жизни он не получит в любом случае. Монстры, пока их не убить или не успокоить, будут пытаться достать его всеми правдами и неправдами. Сражения проходят на прямоугольном поле, где игрок управляет сердечком-«душой», уворачиваясь от многочисленных летящих на него снарядов. Цена смерти невысока - лишь возврат к контрольной точке, но вызов вполне реален. Если атакующих несколько, их атаки комбинируются, заставляя внимание и рефлексы обостряться до предела. А уж стычки с некоторыми боссами могут вызвать полнейшую фрустрацию. С другой стороны, нет ничего приятнее, чем с умилением смотреть на страшнейшего врага, в бешенстве ревущего «ПОЧЕМУ ТЫ ЕЩЁ ЖИВ?!», уклоняясь от ударов и раз за разом предлагая тому сдаться.

Undertale не признаёт полумер. Если драться, то отчаянно, до последней единички здоровья, до десятков «загрузок» на тяжёлых моментах. Если рассказывать историю - то захватывающе и искренне, знакомя с необычными и многогранными персонажами, погружая в мир игры с головой. Если рвать шаблоны, то в клочья, раз за разом подкидывая обалдевшему игроку новые сюрпризы.



(тройная пудинговая атака)

Сеанс телепатии без разоблачения

Сказать, что игра ломает четвёртую стену - не сказать, по сути, ничего. Для некоторых персонажей Undertale не существует четвёртой стены в принципе, настолько точно сценарист предсказывает действия игрока. Более того, вы не получите привычного чувства контроля над игрой посредством манипуляций с сэйвами или файлами. Случайно убили приятного персонажа и в ужасе начали заново? Будьте уверены - вам очень скоро напомнят о преступлении «прошлой жизни». Умудрились взломать игру? Готовьтесь к тому, что вас назовут «грязным хакером». Не решились портить «доброе» прохождение (профиль-то единственный!) и полезли смотреть «геноцидный заход» на Youtube? Даже этот, вроде бы совершенно беспроигрышный вариант, будет обнаружен и безжалостно высмеян. Undertale, конечно, не читает ваши мысли, но иллюзия этого потрясающе правдоподобна.



(сделанные пауками, для пауков, из пауков!)

Undertale умеет как следует подать сюжет. Она принимает на себя несколько ролей, умудряясь сочетать несочетаемое. В один момент она комедия, выдающая убийственные остроты, сплеча пародирующая жанр, щедро рассыпающая плохие и хорошие каламбуры, захлёбывающаяся самоиронией. Следующий шаг - драма, выжимающая душу и ведущая за руку к сияющему катарсису. Ещё шаг - хоррор, да такой, что даже кости, кажется, покрываются густым слоем мурашек. А вот героическая история о спасении цивилизации, преодолении любых препятствий и силе жертвенности... Слои сменяют друг друга, плавно перетекая из одного в другой и сливаясь воедино. И не забудьте - всё это можно рассмотреть как минимум с двух сторон. На каждое или почти каждое действие игрока последует ответ, никакой п(р)оступок не окажется незамеченным. Чтобы прочитать каждый кусочек текста в Undertale потребуется около дюжины прохождений и не один десяток часов, или же тщательно подобранная выборка на Youtube.

Наконец, Undertale, являясь инди до мозга костей, остаётся при этом отличной игрой. Бои напряжённые, но не превышающие меры. Головоломки скорее всего не заставят лезть в гайд, при этом неплохо развлекая. Исследование мира щедро вознаграждает новой информацией. Точки сохранений раскиданы с идеальной точностью - они появляются ровно на следующем экране после мысли «ну когда уже будет сэйв?!». Не считая зоны пролога, даже от самого последнего босса можно вернуться любую точку мира - к дьяволу «сюжетные стены»! Монологи боссов после проигрыша и повторного захода сокращаются десятикратно или быстро пропускаются. Управление четырьмя стрелками и двумя клавишами - «Z» и «X», хоть и нельзя сменить, но настроено безукоризненно. К тому же, игра сразу подхватывает подключённый геймпад.



(к этому моменту уже можно понять, насколько Тоби Фокс любит померанов)

Но давайте на минуту успокоимся и включим объективность. Пусть вас не обманывают заоблачные оценки на Metacritic и Steam, восторженные отзывы от критиков и не стихающий рёв восхищения десятков тысяч фанатов, умоляющих непременно вступить в их число. Undertale - вещица отнюдь не для всех. Посмотрите на скриншоты - вас не смутит специфическая стилизованная графика? Пройдитесь по персонажам (не вчитываясь в биографии) - не испытываете неприязни к фурри? Учтите, что игра является смесью crpg, jrpg, адвенчуры, а временами натурального bullet hell-а. Возможно, один из этих жанров вам не по душе? Если ответ на все эти вопросы «нет», вы знаете английский язык на уровне «вебкомиксы читаю без проблем» и готовы потратить от 10 до 20 часов времени... ТО ЧЕГО ВЫ ЕЩЁ ЖДЁТЕ-ТО, ХВАТАЙТЕ ИГРУ НЕМЕДЛЕННО!! Шедевры выходят вообще нечасто, а уж шедевры, претендующие на уникальность и настоящую свободу выбора обычно и вовсе не сыскать. Нам повезло - Undertale вышла, и она подозрительно близка к безупречности. Для тех, разумеется, кто захочет её оценить.
(обзор написан для портала gamerulez.net)

.платформа: pc, .форма: обзор

Previous post Next post
Up