Текст ниже написан моим товарищем Green Ivan - любителем старых квестов, с которым мы часто их обсуждаем. Вообще-то, я публикую у себя в основном свои рецензии, но игра, выбранная Иваном, меня так заинтересовала, что я попросил его написать что-то вроде обзора на неё. Этот его дебют в качестве критика, с моими небольшими поправками и дополнениями, я и представляю на суд публики.
Посвящается Дню знаний
Какой самый старый русский квест вы знаете? «Петька и Василий Иванович»? «Братья Пилоты»? А может быть, даже «ГЭГ: Отвязное приключение» или «Капитан Пронин: Один против всех»? Все эти игры датируются 1997-1998 годами и по праву считаются первыми в своём роде. Но сегодня речь пойдёт о чём-то более древнем...
Знакомьтесь - «Приключения Буратино» для компьютеров ZX Spectrum. Вышли эти приключения аж в 1993 году - за четыре года до «Братьев Пилотов»! Поэтому игра может считаться предком тех самых русских квестов, упомянутых выше. Авторы этой чудесной игрушки - братья Вячеслав и Алексей Медноноговы, которые вполне логично именуют свой дуэт Copper Feet. Основную часть игры выполнил Слава Медноногов, знаменитый в узком кругу «спектрумистов» десятком игр для ZX Spectrum; музыкальное сопровождение же написано Алексеем. Хотя музыкального сопровождения здесь с гулькин нос, но - об этом позже.
Игра эта не принадлежит к числу совсем уж малоизвестных, о ней в своё время неплохо знали и писали в игрожурналах, а в рядах ностальгирующих по Спектруму о ней помнят до сих пор. Журнал Romomania в своё время писал: "Вышедшая в 1993 году игра-бродилка «Приключения Буратино», написанная Вячеславом Медноноговым (автор музыки - Алексей Медноногов) была первой действительно профессиональной, красочной и интересной отечественной игрой для ZX Spectrum и, одной из первых качественных отечественных игр вообще. Вскоре после этого, написав ещё ряд работ, Вячеслав «Copper Feet» Медноногов становится всероссийским идолом и пророком для спектрумистов того времени. Но это будет позднее, ближе к 1995 году, а пока «Приключения Буратино» являются курсовой работой по предмету «Машинная Графика»".
Моё знакомство со Спектрумом, точнее, с его советским клоном, началось ещё в школьном астрономическом кружке. Помимо разглядывания в телескопы белок из сквера и изучения морзянки, излюбленным занятием большинства посетителей кружка была игра Exolon, считываемая с магнитной ленты. Это была обычная аркада про космонавта на чужой планете, и, как это раньше часто бывало, была она необыкновенная сложная и длинная: из 125 уровней мы не дошли даже до сорокового. После игры мы перепечатывали из тетрадки руководителя программы на Бейсике и смотрели, как на экране рисуются различные фигурки. А через год кружок закрылся. Много лет спустя я нашёл Exolon в интернете и поностальгировал с помощью эмулятора. После чего подумал: а ведь ещё столько хороших игр на Спектруме есть, о существовании которых я даже не догадываюсь!
И о «Приключениях Буратино» я узнал совсем недавно. Поэтому, как любитель старых квестов, я немедленно запустил её в эмуляторе и стал проходить. Должен сказать, при всех технических ограничениях ZX Spectrum: экран 256x192 с 15 цветами, процессор пару-тройку мегагерц, грубоватая пищалка - игра выглядит солидно. Ведь у неё есть большой открытый мир из города и леса, персонажи и предметы, неплохая рисовка и даже музычка! И всё это помещается в тридцать килобайт! За это большой респект разработчикам, ребятам из Copper Feet.
Итак, начнём игру.
* * *
Игра начинается с песенки Jingle Bells, исполняемая на шарманке папы Карло. Больше музыки в игре нет. Что же, негусто, но по тем временам это было неплохо. У многих компьютеров тогда даже динамиков не было, так что не все могли насладиться звуками «шарманки папы Карло». Впрочем, в том же классическом Maniac Mansion тоже почти нет музыки, ведь не в ней суть.
Сюжет довольно сильно пересекается с сюжетом сказки Алексея Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино», хотя и упрощён донельзя. Действие начинается с заставок, объясняющих завязку повествования. Как и в сказке, старый шарманщик Карло вырезал из полена куклу и назвал её Буратино, а потом отправил учиться в школу.
Попутно авторы дают нам пару советов: тратьте денежки экономно (если они у вас, конечно, будут), берегитесь разбойников и хорошенько изучите местность. И ещё раз перечитайте книжку «Золотой ключик», ибо она по большому счёту является руководством к действию.
Стартуем мы в каморке папы Карло. В инвентаре у нас есть только азбука. В углу лежит старое полено - «последнее, что осталось у бедного папы Карло». Видимо, папа Карло планировал сделать ещё одного Буратино, но его планам не суждено сбыться, потому что нам полено нужнее.
Для управления можно использовать четыре различных спектрумовских интерфейса, но мы воспользуемся самым простым и популярным - клавиатурой. Клавиши Q и A предназначены для хождения вверх и вниз, O и P - влево и вправо соответственно, M - для взаимодействия с объектами и открытия инвентаря. В целом, «Приключения Буратино» по геймплею сильно напоминают серию адвенчур Dizzy, тоже под ZX Spectrum. Авторы вдохновлялись этой серией в процессе создания этой игры.
Как только мы выходим из каморки, перед нами сразу открывается большой город с многочисленными поворотами, улицами и закоулками. Немудрено и заблудиться, поэтому лучше походить и поисследовать местность как следует.
Куда же теперь идти? Как уже говорилось выше, папа Карло хотел, чтобы Буратино вырос умненьким-благоразумненьким, поэтому послал его в школу. Хорошо, давайте сходим в школу. К слову, находится она достаточно далеко и её довольно сложно найти.
Обратили внимание на то, как выглядит школа? Эти каменные стены, решётчатое окно... Сразу видно, что с безопасностью здесь надёжно, никто не сбежит. Кстати, поэтому мы теперь отсюда не можем уйти, проход назад закрыт. Нам ничего не остаётся, кроме как пройти в школу, сесть за парту и стать умненьким-благоразумненьким. Пока однажды ваши усилия не будут вознаграждены.
Это и была, как ни забавно, одна из концовок нашей сказочной игры. Согласитесь, неплохая концовка? Но, по сюжету, нам в школу вовсе не нужно, к тому же, если мы хотели бы пойти в школу - нам не стоило бы садиться играть. Поэтому идём мы, как и в книжке Алексея Толстого, в театр. Без билета нас туда, естественно, не пускают. И мы идём к местному меняле... И это - кот Базилио! Да, теперь он больше не жулик, а честный торговец, заведует своей лавкой Bazilio & Co. Вы спросите, а где же лиса Алиса? С ней всё куда сложнее, но об этом позже...
По странному сюжету игры Базилио обменивает полезные вещи на бесполезные, явно об этом не догадываясь. Ну а нам-то что? Главное - что мы можем пройти в театр.
Чтобы открыть вход, нужно встать около двери и в инвентаре использовать билет в театр. Дверца откроется, и мы сможем войти внутрь.
Здесь, кажется, не хватает запятой: «Что, решил использовать Буратино?»
Но что это? За нами гонится какой-то мужик с красными ногами и длинной бородой! Должно быть, это и есть спектакль? Какой-то он очень жестокий в таком случае... Ай, споткнулся!
Это всё по сценарию, да? Неужели всё теперь начинать сначала?..
Конечно, поначалу ситуация кажется нелепой - слишком неожиданно выглядит переход от классического квеста к заданию на время. Однако это только первая задача на выживание, которую нам предстоит решить по сюжету. К счастью, если мы проявим достаточно смекалки, успеть задобрить Барабаса будет несложно. Взамен мы получим награду.
Итак, Карабас дал нам целых пять золотых монет. Мы богаты! Забегая наперёд, скажу, что больше нам денег никто не даст, поэтому тратить их нужно бережно. Иначе просто застрянешь. Теперь, когда есть деньги, наши возможности значительно расширяются. А что делать дальше, совершенно непонятно, даже с книжкой. Хотя, кто лучше может распорядиться нашими деньгами, как не коммерсант Базилио?
Чувствуете подвох? Нам только что продали простой рецепт обогащения всего за один золотой! Почему Базилио сам им не воспользовался, неясно. Одно из двух: либо он нас обманул, либо... он выше всех человеческих (кошачьих?) пороков наподобие алчности и вообще, работает за идею. Ну, посмотрим, посмотрим. Давайте почитаем, что там написано в рецепте.
Хм, всё как в книжке. Отлично, теперь нам надо попасть в ту самую Страну Дураков. Отправляемся в лес.
Хорошо в лесу. Ночь, звёздочки мерцают, гуляй себе свободно. Хотя фонарей в лесу нет, и непонятно, как в кромешной тьме нам удаётся хоть что-то разглядеть. Как и в городе, в лесу совершенно никого... АААААА!!! Кто это?!
Когда это игра превратилась в «Пятницу, 13»?!
За нами гонится какой-то то ли волк, то ли крокодил красного цвета с кинжалом в передних лапах. Он явно хочет нас догнать и вряд ли чтобы даровать богатство. Бежим от него!.. Ай, опять споткнулся!
И это лиса Алиса?!? Видимо, не пережив ухода Базилио в честную жизнь, она решила стать разбойником и теперь нападает на случайных прохожих в лесу, пугая геймеров своим внезапным появлением. А может, это был хитрый план кота Базилио? Тогда становится понятно, как он богатеет... Спасибо, что хоть один золотой отняли. Надо теперь немножечко прогуляться по лесу и отдышаться после такого. К счастью, есть и плюсы - в лесу можно подобрать всякие полезные мелочи.
Вход в Страну Дураков успешно охраняется полицейским бульдогом, который берёт плату в один золотой с тех, кто туда идёт. Делать нечего, придётся платить... Да что ж такое, опять эта безумная лиса!
Надо, кстати, учесть, что в игре мы движемся всегда с той же скоростью, что и наши преследователи, так что жать на кнопки тут бесполезно. Спастись можно только с помощью внезапных сворачиваний на соседние экраны или осуществления задачек. Так или иначе, мы оторвались. В Стране Дураков нас разбойники не найдут, потому что у них просто нет денег, чтобы туда попасть.
Попутно можно посмотреть домик Славы Медноногова. Как любой честолюбивый разработчик, он впихнул в игру множество пасхалок со своим именем и эмблемой фирмы Copper Feet. А на отсылки к классическим квестам - поскупился. Хотя, может, это и правильно: какое отношение «Приключения Буратино» имеют к какому-то заморскому «Дню щупальца»? Но, несмотря ни на что, домой к себе он нас не пустит, а жаль.
Итак, мы на месте! Правда, это Поле Чудес похоже больше на помойку. Может, это у них эвфемизм такой? Так, что там надо было сделать... Посмотрим в рецепте. «2. Вырой ямку». А чем же я её рыть буду? У меня же нет лопаты! (Смех в зале.) Придётся поискать. Уходим, не солоно хлебавши.
Кроме Славы Медноногова, в Стране Дураков живёт ещё и Мальвина, девочка с голубыми волосами и улыбкой до ушей. Да ещё и в дурацком наряде. И что ты нам посоветуешь? Чистить зубы? Фи, это удел неудачников вроде Пьеро. К слову, его в этой игре почему-то нет. Как и Джузеппе, и Дуремара, и Артемона. Здесь вообще никого нет, кроме Буратино и умалишённой Элис зе Фокс. Дальше начинается типичный русский квест. Мальвина в обмен на конфету даёт нам пустую банку из-под варенья! Где тут логика? Я здесь её не вижу.
Русский квест - опровергал логику ещё на Спектруме!
Также в игре можно отыскать странную черепаху, в которой отдаленно угадывается Тортилла... Невольно вспоминается Штырлиц: «То ли Тротилла, то ли...» Особенность этой пиксель-артной черепахи - меркантильность: мол, отдам ключ только тому, кто мне хорошо заплатит. Хорошо - это сколько?
Ах ты ж! Пять золотых ей, видите ли, мало. Зачем тебе деньги, старая жаба, ты же всё равно черепаха! Вся надежда только на старинный рецепт. Возвращаемся в город, обходим школу стороной (только свернёшь не в тот закоулок - и вся игра насмарку), подбираем тут и там нужные нам предметы.
Кстати, в городе есть два фонтана со скульптурой рыбы. Это одно из немногих украшений городка.
А вот и пресловутая харчевня «Три пескаря», где в книге, помнится, Буратино чуть не убили. Хозяин, низко кланяясь, просит зайти к нему и откушать вкусных яств. Знаем мы эти приёмы...
Собрав все необходимое, идём к Полю Чудес и завершаем начатое. Для этого мы снова пересекаем блокпост, заплатив мзду.
Тут стоит остановиться и сказать важную вещь. На самом деле, тратить деньги здесь особо негде, это можно только в трёх местах. Поэтому совет разработчиков «тратить деньги экономно» буквально означает не ходить в Страну Дураков лишний раз. Такое простое ограничение на количество посещений локации может сильно затормозить игрока в прохождении.
Подобная подлость использовалась раньше в классических квестах вроде Zak McKracken and the Alien Mindbenders или Space Quest. Правда, в LucasArts ещё в 1990 году догадались, что большинству игроков неинтересно играть в игру, зная наперёд, что ты можешь проиграть из-за какой-нибудь глупости. А в компании Sierra эту фишку использовали до конца их квестовой эпохи. Некоторые говорят, что без такой особенности игра становится похожа на кинофильм. Тут уж от вкуса квестомана всё зависит.
Но мы отвлеклись. Так, пора растить деньги!
И прочтём заклинание: «Крекс, пекс, фекс!»
Удивительно, но старый Базилио не обманул.
Мы посадили один золотой, а получили целых сто! А ведь богатый Карабас-Барабас или тот же Базилио мог заплатить Тортилле эти деньги и получить от неё золотой ключик... и захватить мир... и так далее. Что интересно, та полицейская собака на входе в Страну Дураков не пустит меня даже за сто золотых - нет, ей нужен только один. Видимо, сдачу нечем давать. Или тут просто плохо проработано взаимодействие с персонажами. Что ж, идём к Тортилле и покупаем у неё ключ за «100 СПБ».
«Наконец-то, шеф!» А что делать с Фуксом с ключом - снова непонятно. В книжке-то написано, что им надо открыть потайную дверь за холстом в каморке папы Карло, но кто его знает? Может, этот ключ нужен тут для того, чтобы открыть дверь в домик Славы Медноногова и попасть к нему в гости...
Уходим от черепашки и видим... Ау, факин щит, за нами погоня, копы на хвосте!
Эти страшные колобки с клыками, красным носом и надписью POLICE, конечно, не так страшны, как та крокодилоподобная лиса, но куда более опасны. Теперь от них придётся удирать по лесу. Обнадёживает лишь вечная улыбка на лице нашего героя... которая, правда, какая-то деревянная. Домой, скорей бы домой!.. Ой, это что? Пропасть посреди леса? Но...
Сдаюсь! Сдаюсь! Только не бросайте меня в терновый куст!
Это была самая обидная смерть за всю игру. Ведь мы были так близки к цели и перепутали всего один поворот. Признаться, раньше я не видел квестов, в которых была бы такая оживлённая погоня за главным героем. В чём-то эта игра, наверно, привнесла новшество.
После десяти (!) безуспешных попыток выбраться из леса живым маршрут уже помнишь наизусть. Но зато в городе нас уже никто не тронет, можно не бояться.
И вот мы дома. Делаем всё по книжке: срываем холст и, как говорили герои галактики Петька и Василий Иванович, вставляем этот огромный ключик в маленькую дырочку...
Ну что стоишь, Буратинка? Заходи!
Молодец, Буратино! Поздравляем! Ты получил театр «Молния»! Маэстро, музыку! (играет мелодия Jingle Bells на «шарманке папы Карло»)
Теперь можно не учиться и не работать! А вот и наш первый посетитель! И это... О, нет-нет-нет, только не это!!!
Так вот какие спектакли нынче в моде! Всё с вами понятно, господа маньяки.
После столь логичной концовки мне захотелось сравнить эту поделку с квестами того времени. К 1993 году большинство квестоделов ещё не отказалось от концепции смертей и тупиков в квестах. В этом плане «Приключения Буратино» соответствуют своему времени. Что же касается графики и музыкального сопровождения, то здесь, конечно, игрушка сильно отстала от своих современников. Хотя, с другой стороны, её современники жрали дисковое пространство мегабайтами, в то время как сама она скромно занимала несколько десятков килобайт на кассете. Интересно было бы провести конкурс на самый компактный полноценный квест. Можно даже без мышки и хорошей 16-битной графики, главное, чтобы интересно играть было. Уверен, эта игра стала бы серьёзной заявкой на победу в таком конкурсе. Да, игровое пространство состоит из однообразных элементов, но ведь это же не просто тупой бездушный лабиринт, а вполне себе симпатичный маленький игровой мирок. И главное, хоть это и русский квест со всеми его недостатками, но он явно сделан с душой, а не просто чтобы срубить бабла. Эх, побольше бы таких квестов.
В заключение стоит признать, что эта игра не зря была популярна в середине 90-х, когда ещё не у каждого дома был нормальный компьютер. У игрушки есть свои сильные стороны - яркая цветовая палитра платформы, неожиданные и весьма неочевидные задачки, атмосферный внутренний мир. И даже беготня на выживание, несмотря на возможность умереть, идёт прохождению в плюс, так как это добавляет в действие напряжённости и эмоциональности. Ну, и, конечно, ещё у игры есть серьёзная мораль. Спросите, какая? Очень простая. Не ходи ночью по лесу - ходи в школу и учись на пятёрки!
P. S. Если кто-то сможет назвать другие русские квесты до 1996 года выпуска включительно, это было бы крайне желательно. Кто знает, может быть, есть русские квесты старше «Приключений Буратино»?
P. P. S. Хотя игровой сюжет здесь короткий и довольно несложный, всё же не лишним будет приложить к обзору прохождение для желающих пройти эту игру.
Активные объекты и персонажи обозначаются римскими числами от I до IX, предметы инвентаря - числами от 1 до 13. При первом взаимодействии с некоторыми объектами может появиться рамка с текстом, после этого можно будет использовать инвентарь. Управление на клавиатуре: Q, A, O, P, M - вверх, вниз, влево, вправо, взаимодействие с объектами.
Мы стартуем на 3-м ярусе в месте, обозначенном BEGIN. Изначально в инвентаре есть азбука (1). - Подбираем слева полено (2). - Идём к лавке Базилио (I). Отдаём ему азбуку (1) и получаем взамен билет в театр (3). - Идём к двери театра (II). Применяем билет (3) и заходим внутрь. - Быстро идём вправо, у очага (III) применяем полено (2). Ждём, пока Карабас приблизится к нам, получаем пять золотых монет (4). Выходим из театра справа. - Идём к лавке Базилио (I). Отдаём ему золотой (4) и получаем взамен старинный рецепт (5). - Идём к ржавой лопате (6) и подбираем её. - Идём к харчевне "Три пескаря" (IV), отдаём хозяину золотой (4) и получаем взамен соль (7). - Идём к конфете (8) и подбираем её. Осторожно! По 14-му ярусу справа налево ходит лиса Алиса. При встрече с ней у вас пропадает один золотой. Если вы всё же столкнулись с ней, то обязательно найдите золотой в лесу (лиса его потеряет и он окажется в случайном месте леса), т. е. на ярусах 1, 5-16. - Идём ко входу в Страну Дураков (V), отдаём охраннику золотой (4) и заходим внутрь. Не забудьте о лисе! - Идём к Мальвине (VI). Отдаём ей конфету (8) и получаем взамен пустую банку (9). - Идём в город, применяем пустую банку (9) у одного из двух фонтанов на 3-м или 4-м ярусе (VII) и получаем банку с водой (10). - Снова идём ко входу в Страну Дураков (V), отдаём охраннику золотой (4) и заходим внутрь. Не забудьте о лисе! - Идём на Поле Чудес (VIII). Применяем на нём ржавую лопату (6), золотой (4), соль (7), банку с водой (10) и старинный рецепт (5). Забираем 100 золотых (11). - Идём к черепахе Тортилле (IX). Отдаём ей 100 золотых (11) и получаем взамен золотой ключик (12). Осторожно! Через несколько секунд справа появится полицейский. - Бежим в город по линии, указанной пунктиром на карте. На 2-м ярусе вы уже будете в безопасности. - Применяем золотой ключик (12) на холсте (END) и проходим в открывшуюся дверь. Конец игры.