"такая-сякая, сбежала из дворца", или обзор fable 3

Jun 09, 2011 09:36

Все еще не король.
(Арагорн)

Fable 3 - это классическая (но никогда не устаревающая) история о том, как "пацан к успеху шел". О том, как принц-изгой (а может - принцесса) смог возглавить революционное движение, свергнуть своего брата-тирана и стать королем. О том, как из команды класса "один старый дворецкий, один вояка в отставке и один оборванец с собакой" вырастает армия, способная пошатнуть фундамент дворцов и тронов. О том, как кому-то с самого детства предначертано стать Героем и изменить судьбы мира...

В общем, ситуация действительно классическая. Практически в любом другом исполнении она навевала бы скуку уже с первых минут. Но не в случае Fable.

Здесь ситуацию спасают две вещи.

Во-первых, интересная история - и юмор. Или юмор - и интересная история? Не важно. Рассказ про раздолбая-принца, который на пару со своим верным псом собирается исполнить номер "Ленин на броневике" действительно интересен. И наполнен мягким, тонким юмором. Задание, где мы попадаем в сборник пьес одного умершего, но все еще весьма активного писателя. Задание, где мы возвращаем к любящей строгой мамочке двух ее великовозрастных сынков, причем и мамочка, и ее сынки давно уже существуют только в облике зеленоватых привидений. Задание, где мы в качестве главного героя участвуем в ДнД-подобной сессии-настолке трех неумелых мастеров. Задание "следуй за белым вервольфом". И все дальше, и все любопытственнее.

Во-вторых - мир.
И тут все, тушите свет, сушите сушки. Этот мир покорил меня с первого взгляда, ибо еще со времен Arcanum я мечтала о таком мире. Все уже догадались, да? Это magic steampunk, он, родимый.



По Альбиону радостно шествует эпоха индустриализации, дымят заводы Reaver Industries, по подземным туннелям прокладывают монорельсы... Но на одинокий форт, затерянный в лесах, все так же неумолимо и неустанно нападают отряды полуразумных бродячих скелетов, здешние "гремлины" - мелкие шерстистые существа-хоббы - портят механизмы, заколдованные двери соседствуют с огромными фабриками, а магические перчатки - с пистолетами. Этот мир прорисован тщательно, до последнего винтика, до последнего оборванного ребенка с окраин Боуэрстоуна. В нем можно жить.

И, конечно же, плакаты - которые с самого старта игры изящно вводят тебя в атмосферу.
В смысле, они показываются при загрузке сохраненной игры или при входе в локацию, этакие load-screen.
Но какие там плакаты... Это надо видеть.



***

Мой король, о, что ты натворил?
(Мелиан)

Начнем с главного: Fable 3 - не РПГ, по крайней мере, в понимании большинства.
Спрячьте ваши помидоры и швырятельные тапочки, господа, успокойтесь, и умерьте эмоции по поводу "а-сфигали-на-коробке-тогда-написано". Написано, не спорю. И не зря. Слушайте дальше.
Для многих любителей РПГ суть ролевой игры, отличающая ее от экшена с переодеванием, вроде досточтимой Heavy Metal F. - это цифры. Статистика, параметры, броня, атака, защита, они самые. В Fable их нет. Нет практически от слова "совсем".

Есть заклинания. Мы их выучили, мы их знаем. Их, собственно, меньше десятка; чего там учить. Если выучили - можно смело кидаться фаерболами хоть в течение получаса, ограничений по "мане" и "выносливости" нет никаких.

Есть оружие. Какое-то нам выдано изначально (под предлогом "осталось от папочки"), какое-то придется добывать нелегким трудом. У оружия (слава богам!) есть цифры урона, оружие можно понемногу апгрейдить, выполняя определенные квесты.



Есть мы. Ну, то есть, наш персонаж. Никаких AC и Thac0 ему не полагается, параметры описаны несколькими полосками (определяющими весьма далекие от РПГ-стандартов вещи, вроде "привлекательности" или, о ужас, "веса") и несколькими звездочками. Звездочки показывают, насколько мы намастрячились в том или ином умении. Умений, собственно, три: магия, огнестрельное оружие, холодное оружие. Полоски здоровья тоже нет; состояние тушки героя мы определяем по всплывающей наверху в процессе боя подсказке "выпей хп-банку, дубина!" и по покраснению экрана. Впрочем, можно и не пить оную банку, а просто побегать от врагов кругами, ибо здоровье регенерится весьма активно.

Новые заклинания мы приобретаем, открывая сундуки с ними в определенной локации под названием Road to Rule (Дорога к Власти); там же можно усовершенствовать свои таланты в пулянии из пистолета или, к примеру, обзавестись возможностью покупать недвижимость. Стоит все это определенное количество Guild Seals - печатей Гильдии, и эти печати выполняют в Fable ту роль, которую в других РПГ играет опыт. Чем больше печатей набрали, тем больше сундуков сможем открыть, тем большему количеству трюков научимся. Печати даются - что логично - за выполнение заданий, как основных, так и побочных, печати можно выудить из сундуков (не тех, которые на Road to Rule, а из обычных, раскиданных по миру) или получить за дружбу с НПС.

Все. Как мы видим, система чрезвычайно проста. А если еще добавить про светящуюся искристую дорожку, которая ведет нас к нужному по заданию месту или персонажу - то игру недолго и вовсе счесть детской. С первого взгляда. И решить, что это, собственно, вообще экшен. С первого взгляда.



Но... Всегда существует "но".

Со второго взгляда, а точнее, после пяти минут игры - после мягкого и вводящего нас в курс дела пролога, мы с разгону ударяемся головой о тяжелейший moral choice, моральный выбор. Если промедлим с решением - проиграем дважды. Время ограничено. Что это? Где детская игра? Где песочница?..

Это Fable, ребята. И да, это РПГ, пусть и без циферок-кнопочек. Потому что тут можно и нужно отыгрывать. Шагая по сюжету (пусть он и прямой как стрела) - мы все время будем натыкаться на другие такие же choice. И от наших действий будет зависеть не просто абстрактный "исход квеста" - а облик нашего мира. Починил приют для бездомных? Приходи в гости: вместо обшарпанной лачуги там теперь новенькое здание с живыми изгородями и ненавязчивой рекламой концерна Ривера на фасаде, все сироты умыты и причесаны, все бездомные накормлены. Привел цыганскому табору, который желает осесть на месте, требуемого плотника? Через некоторое количество времени вместо кучки грязных фургонов будет красивое поселение. Впрочем, можно и не приносить. А на месте приюта для бездомных открыть бордель. С блекджеком и всеми остальными причитающимися. Тоже будет весело.

И, разумеется, все наши действия двигают нашего героя по шкале good\evil туда или сюда. Жаль, что ангельских крыльев или красных рогов поносить не дают - только в конце игры и совсем ненадолго.

***

Куда идет король, большой секрет.
А мы всегда идем ему вослед!
(Охрана)

Персонажи. Персонажи великолепны.

Наш герой (или героиня) озвучен, но на удивление уместно, и голос подает вовремя; по крайней мере, ощущение "почему он это сказал? я не хотел, чтобы он это говорил!", сполна испытанное в Dragon Age 2, тут не посещает.

И, разумеется, какая же революция без соратников? Верный дворецкий Джаспер (от его озвучки - а озвучивает его сам Джон Клиз - хочется растечься лужицей по свеженатертому паркету). "Принцесса и ее собака... Что за парочка. Королевство обречено." Отдельный реверанс локализаторам, которые наконец-то (не прошло и многих лет! да здравствуют третий Fable и DA2!) сообразили, что стоит оставлять в играх оригинальную озвучку. В Fable, кстати, даже есть опция "оставить английские субтитры". Вот везде бы так, честное слово; а то приходится искать по интернетам кривые пиратки ради удовольствия поиграть на чистом и честном английском.



Но я отвлеклась. Кто у нас дальше по программе? Бородатый суровый вояка Уолтер, панически боящийся летучих мышей? Благородный и неунывающий солдат Бен Финн? Классическая "землю-крестьянам-фабрики-рабочим" революционерка Пейдж? И, разумеется, глава вездесущих Reaver Industries - сам великолепный Ривер, в белом пальто (да-да, на том демотиваторе вначале был Ривер, но он пристрелил художника, а остальные побоялись той же участи) и с тростью. С одной стороны - первостатейный evil, с другой - один из самых обаятельных персонажей. И кто, как не Ривер, позаботится о королевской казне? Остальные все растащить норовят, по крошечкам, по кусочкам... Только Ривер думает, как бы приумножить богатство.

Характеры, как мозаика, складываются из мелочей. Когда Уолтер, не переставая, болтает и ругает темноту пещер, чтобы подбодрить самого себя; когда Ривер играючи отбивает пулю из револьвера тростью; когда Бен Финн осторожно кладет руку на плечо плачущей героине... (на этом месте я тоже предсказуемо расшмыгалась носом). Это мелочи, но они создают живых людей. По-настоящему живых.

Минутку, носовой платок достану...

А еще у нас есть собака. Бордер-колли. И, поскольку другой партии нам не полагается, тут мы сами себе и танк, и лекарь, и дамагер - собака очень радует. Пес живо реагирует на все изменения окружения, рычит на врагов (хоть в драку и не вступает, но бросается на упавших, чтобы перегрызть им горло), лает, когда видит что-то интересное, в страшные моменты поджимает хвост и скулит. И его всегда можно потискать. Как можно вообще делать игры без собак? Не понимаю.

***

Завтра дальняя дорога выпадает королю...
(Разбойница)

Наверное, надо сказать что-то о графике.

Что тут сказать? Не Ведьмак, тут спору нет. И не Mass Effect. Графика скорее мультяшная, чем реалистичная, зато очень стильная. Полигоны на сантиметр честно не считала; подозреваю, что немного. Впрочем, это позволяет игре не тормозить даже в горячке боя.



Еще есть минусы, куда без них. Не у графики, к графике придираться было бы неблагодарно, а вообще.

Во-первых, это система сохранения в виде комнаты со статуями. Господа, я все понимаю: красиво, атмосферно, но зачем же изобретать педально-колесную систему, когда велосипед уже есть? Чем плохи старые-добрые строчки save и load с неограниченным количеством сохранений? Окей, пусть ограниченным, но пять сохранений, включая quicksave - это никуда не годится. Как же возможность засейвить самые нравящиеся моменты и переиграть потом?

Во-вторых, это управление. Оно, на самом деле, весьма интуитивное, и для меня гораздо удобнее, чем в том же Ведьмаке, но, массаракш, PC-шные игроки привыкли колесом мыши приближать и удалять камеру! А тут колесом прокручивается выбор оружия. Даже под конец игры, привыкнув, все равно забываешь. А камеру отдалять и приближать нельзя. Увы.

В-третьих, это система взаимодействия с НПС. Да, все как обещано, все по превьюшкам: можно жениться, можно заводить детей, можно и не заводить, а сразу усыновить готовых. Можно поймать на улице любого левого чувака и начать очаровывать. Если очаруете достаточно, он пойдет с вами к алтарю.



Но, елки-метелки, где это видано, чтобы в анимации танца моя хрупкая героиня кружила и поднимала над землей толстого купца? А еще она ему потом руку целует. Ох. Неужели было так сложно переделать анимации действий под женского персонажа отдельно? Вообще, как по мне, эта свобода "женись на любой третьей балерине в пятом ряду" даром не нужна, если честно. Переспать - ок, если так уж хочется, но связывать судьбу было бы интереснее с кем-то из знаковых персонажей. А с ними - ни-ни. Разве что с "детской любовью" героя, которой (которому, если вы играете за женского чара) в начале игры грозит гибель; но оный товарищ за время моего отсутствия (всего пару недель меня не было!) умудрился благополучно влюбиться в какую-то деву, и с ней я его и отпустила восвояси. В общем, не вижу смысла жениться или выходить замуж за рядового тоскливого НИП с десятью репликами. Мы король или где? Где наши королевские отношения? Романов, как в Dragon Age, никто не требует, но хотя бы что-то можно было бы придумать.

И главный недостаток: Fable 3 очень короткая. По отдельным отзывам, кто-то проходил ее за десять часов; не знаю, как оные таланты умудрились уложиться в задание "накопи ХХХ денег", ибо оно требует времени, подозреваю, что банально читерили с ArtMoney. Я прошла ее за неделю неспешной вечерней игры, выполнив почти все доступные побочные квесты, открыв кучу дверей и сундуков. Мало, господамы, мало. Хочется больше. И вторая часть игры, она же "я король, как жить дальше?" неожиданно быстро пролетает. И финальная битва заканчивается внезапно.

***

Итог? Баллы я выставлять не умею. Скажу кратко: игра заслуживает того, чтобы в нее поиграли. Хотя, конечно, хардкорным РПГшникам может не понравиться - ибо без формул и статистик, зато с подсказками, золотой дорожкой и двухкнопочным (редко - трех) управлением. Тем же, кто не считает себя очень суровым и очень хардкорным, советую обратить внимание. Ибо Fable. Сказание. Оно того стоит.

P.S. Скриншоты не мои, взяты из интернетов (старалась искать не очень примелькавшиеся). Еще один пинок в сторону управления - скрины должны делаться по кнопке PrtScr и прятаться в соответственную папку, ибо нефиг.

.содержание: картинки, .платформа: pc, .форма: обзор, материал для gamer.livejournal.com, fable

Previous post Next post
Up