Jun 10, 2007 17:32
Это было лет пять назад - я получила отпуск в Общинном центре, где тогда работала. Ну и полетела к себе в Алон-Швут, к Нете Урбах, как и всегда. И оказалась на нескольких семинарах, которые проводились в это время у нас.
Одним из них были несколько занятий, проведенных вечером в Центре Гуш-Эциона - в нашем моадоне. Эти несколько лекций и встреч были посвящены совершенно определенной теме, затрагивающей на самом деле всех: религии и современности, взаимоотношению религиозных и светских организаций и людей. Как нам быть? Как мы будем идти дальше? Первое занятие по расписанию дал рав Юваль Шерло, тема была обозначена интересно (сейчас мы уже к этому термину привыкли): «Религия и эпоха пост-модерна»…
Я опоздала к началу лекции, но успела услышать отрывок, который оказался для меня очень важным. Именно об этом я и хочу рассказать. Самое забавное в этой ситуации, что рав Шерло подчернул, что передает этот рассказ тоже с чужих слов… Т.е. никто из нас не был свидетелем этого разговора, но он совершенно очевидно имел место…
Так вот, это рассказ о раве Иеуде Амитале (стоявшем в свое время у основания движения Гуш-Эмуним, авангарда поселенческого движения; одном из руководителей иешивы Ар-Эцион, которого мне посчастливилось видеть и слышать…). Итак, рав Амиталь проводил один из шабатов в Цфате. По рассказам тех, кто присутствовал - это был волшебный шабат, как сказал рав Шерло - «Шабат ше-бе-ананим» (для тех, кто не знает иврит - ну прямо заоблачный, райский шабат…). Словом, все присутствующие были в замечательном расположении духа. И вот, уже в конце субботы, к раву Амиталю подошла молодая девушка со следующими словами:
- Рабби, я получила такое удовольствие от проведенного с вами шабата; я чувствую, что я не могу остановиться на этом и жить так, как я жила прежде. Я хочу стать религиозным человеком. Скажите мне, пожалуйста, с чего мне нужно начать?
Так вот что ответил рав Амиталь:
- Смотри, ты не первая, кто задает это вопрос. Первым, кто его задал - был весь народ Израиля, когда он стоял у горы Синай, когда он получил Тору. Вместе с этим он получил множество заповедей - но начал с трех: шабат, пара адума - и бейн адам ле-хаверо. Шабат - это заповедь соблюдения субботы, все ясно и понятно. Пара адума - это заповедь о красной корове, пепел которой очищает от нечистоты - ну совершенно никто не понимает, что это такое, и как это происходит. Заповеди бейн Адам ле-хаверо - регламентируют отношения между людьми.
Так вот, выбери и ты для себя три заповеди - одну, ясную и понятную тебе, которая доставит тебе удовольствие - вот как сегодняшний шабат. Выбери еще одну - которая будет тебе непонятна и даже трудна в исполнении - и начни их выполнять. И выбери одну заповедедь из тех, которые регламентируют отношения между людьми - и начни относиться к людям по-другому, с терпением и пониманием. И постепенно добавляй к этим заповедям все остальные …
Так вот, меня поразил этот отрывок. Даже не простотой и мудростью решения - а тем, как он помогает мне оценивать тех, с кем я сталкиваюсь в обычной своей «религиозной» жизни, в еврейских организациях и общинах. Я ( и ведь не только я) - встречаю множество людей, которые искренне считают себя религиозными, это и местные, и приезжающие из Израиля и многих других стран. Эти люди очень ревностно исполняют все заповеди - и понятные, и непонятные, и трудные, и легкие. И весьма осуждают меня за мою маленькую сумку через плечо в субботу. Но вот к окружающим людям они относятся - как к грязи.
И скажите мне теперь, пожалуйста, если человек придет к вам первый раз - что, его отношение к вам будет зависеть от того, какой вы серьезный религиозный человек, как вы строго выполняете заповеди? Нет, все будет зависеть от того, как вы примете этого человека, как вы будете с ним разговаривать, насколько по-доброму вы к нему отнесетесь.
Почему же так часто люди об этом забывают?
И не могу не вспомнить тут мишну рабби Ханины Бен Досы: «Кем люди довольны, тем и Б-г доволен; но кого люди не любят, того не любит и Б-г»…