Думаю, для любого поклонника Фаулза первая сцена этой книги вызывает своего рода культурный шок =) Совершенно неожиданно увидеть от общепризнанного гения пера описание банальной эротической фантазии немолодого мужика с обслуживающими его молодыми сексальными медсестричками. Конечно, этот эффект, как и многое остальное в его книгах, хорошо продуман
(
Read more... )
- Да, я не люблю пролетариата, - печально согласился Филипп Филиппович и нажал кнопку.." (с) Собачье Сердце
Да, я не люблю постмодернизм. Возможно, что мое понимание этого философского направления очень поверхностно, но я не понимаю, какой смысл может быть в полном отрицании всех тех многотысячелетних наработок человечества, всех сформулированных правил, постулатов, традиций, норм, то есть фактически всех своих корней, всего культурного пласта, который их самих же сформировал как личности. Своей идеей абсолютной свободы от каких либо догматов они всего лишь вводят несколько новых догматов - догмат первобытного хаоса и абстрактной свободы самовыражения =) Такая духовная анархия, полная бессистемность своих действий и мыслей, отрицание прошлого как раз гораздо больше напоминает подход коммунистов с их "..весь мир насилья мы разрушим до основанья, а потом.." Как правило это потом заключается в тяжелом и постепенном восстановлении того культурного багажа, который был растерян в результате деградации и бардака, возникших после того, как старые традиции были отброшены, и на смену им так и не предложено было ничего нового. Потому что нового и серьезного постмодернисты предложить в принципе, в силу своей идеологии, неспособны. Они способны лишь отрицать и процессировать. Но само собой это мое, частное, и возможно, сугубо ошибочное мнение.
Применительно к Фаулзу - в том же "Волхве" он взял на себя смелость сделать выводы - это знаменитая сцена суда. В "Любовнице" он уже сделал несколько концовок, то есть тоже был близок к тому, что мне так не понравилось в Мантиссе - отсутствию собственного суждения, но тем не менее, он дал некие результаты, которые можно было осбудить и принять либо не принять. В "Коллекционере" вообще все было однозначно, слишком однозначно =) "Мантисса" же разочаровала. Процесс, само чтение - доставило удовольствие, не спорю, но по прочтении книги осталось ощущение незавершенности, пустоты, недуовлетворенности.
И еще, Эврил, спасибо большое, цепляй меня почаще на рассуждения, мне нравится =)
Reply
Если честно, не совсем поняла, за что мне спасибо, но все равно приятно.
Возвращаюсь к постмодернизму в литературе. Странное у тебя какое-то о нем представление :)
Полностью не согласна с тем, что постмодернизм отрицает прошлое. Он всего лишь отказываются от канонов, которые ранее использовались европейской литературой. В постмодернизме нет строгого деления лексики на "штили" и запрета смешивать их, нет и "правила трех единств", столь любимого авторами классицизма, нет формулы "необычный герой в необычной обстановке" или наоборот "типичный герой в типичных ситуациях".
На самом деле постмодернизм постоянно использует созданное раньше, но при этом стирает грани между эпохами и стилями, создавая своеобразные художественные коллажи.
Если рассматривать романы Фаулза как пример произведений постмодернизма, то можно увидеть, что автор постоянно отсылает читателя к тем или иным образам, темам, персонажам английской (а то и мировой) литературы. В романе "Коллекционер" имена, ситуации и сюжетная канва очень напоминает шекспировскую "Бурю" по сути являясь новой интерпретацией пьесы, но уже без хэппи-энда.
"Женщина французского лейтенанта" - это коллаж из великого множества сюжетных ходов, ситуаций и персонажей английской литературы, причем узнаваемы не только главные герои, но и второстепенные (один слуга Чарльза Сэм чего стоит). Фаулз просто использовал наследие английских авторов как фундамент для возведения этого псевдовикторианского романа. Фаулз постоянно отсылает автора к персонажам и сюжетам Т. Гарди, Теккерея, Элиота и многих других.
Три концовки романа - это три варианта развития ситуации в зависимости от концепции произведения. Если я не путаю их последовательность, то первая- это концовка "классического викторианского романа" (как было бы если б это был истинно викторианский роман), вторая - дань экзистенциализму, а третья - собственно постмодернисткая. Так что это вовсе не отсутствие своего мнения у автора... Постмодернизм придерживается принципа множественности интерпретаций, что является всего лишь естественным следствием бесконечности мира.
Сорри за эту лекцию, если утомила. :))
Reply
Позволяя себе давать рецензии на фильмы и книги я на самом деле пытаюсь вызвать действительно понимающих людей на диалог, в котором мне откроют глаза на новые, интересные, многозначительные вещи, на которые я сам вряд ли обратил внимание при чтении или просмотре. Я всегда полагал себя полным профаном в искусстве, и любое мнение, подобное твоему, для меня очень важно.
Скажу больше - из тех людей, кто мне наиболее интересен по жизни - практически все являются теми, кто позволяет обратить внимание на новые грани и подтексты и в простых обыденных вещах и в серьезных продвинутых вещах, которые, видимо, существенно выше моего понимания =)
К примеру, твой ответ уже заставил меня: а) всерьез задуматься о том, чтобы более серьезно изучить постмодернизм, а не судить по вершкам того, что я запомнил по институтскому курсу философии б) заинтересоваться викторианским романом, то есть Гарди, Теккереем, Эллиотом в) всерьез обратить внимание на те суждения, что ты делаешь относительно тех или иных произведений.
Разве такой импульс к саморазвитию малого стоит? =) Спасибо за лекцию!
Reply
Последнее, что я хотела сделать, это опустить тебя и дать тебе "почувствовать собственное ничтожество". Очень жаль, если ты это так воспринял.
На самом деле считаю тебя одним из самых интересных и думающих людей, которых встретила когда-то на Оргиях, ну а потом в ЖЖ. И у тебя очень интересные посты + хороший стиль изложения, поэтому читать тебя одно удовольствие. Сама я, например, совершенно неспособна на рецензии на фильмы и книги в своем ЖЖ, но, может быть, когда-нибудь и дорасту.
Нет никакой моей заслуги в том, что я что-то еще помню о постмодернизме и англоязычной литературе - учеба в "институте благородных девиц" обязывает хоть немного знать такие вещи.
Reply
А что за институт благорожных девиц, который ты упомянула?
Reply
"Институт благородный девиц" - это моя альма матер. Нижегородский Государственный Лингвистический Университет.
Можно вот здесь немного прчитать о последствиях такого образования :)) Перл не мой, правда.
http://feline-tea.livejournal.com/238211.html
Reply
Leave a comment