clio-historia.livejournal.com Истоки Первой мировой войны или Самая большая ошибка англичан. Рывок к мировому господству, или Во всём виновата Германия? Роковой 1914-й
Стремление Германии к мировому господству едва ли имело место и могло послужить причиной войны, а свою долю ответственности за начало войны несли и сербы, и австрийцы, и русские.
Довольно редко в числе виновников упоминают Великобританию (ведь, казалось бы, верные долгу британцы вступились за союзные Бельгию и Францию).
Привычный взгляд на позицию англичан перед войной резко раскритиковал более двадцати лет назад профессор Гарварда, британский историк Нил Фергюсон, который в труде «Горечь войны» (1999) возложил вину за катастрофу мировых войн на свою страну. На его взгляд, именно ошибки английских политиков ввергли Европу в чудовищную бойню.
Как и иные ведущие европейские державы, Германия готовилась к войне, однако не намеревалась начать её непосредственно летом 1914 года - глава Большого генерального штаба граф Хельмут фон Мольтке, генерал Вильгельм Гренер и другие высшие военные руководители вообще были в отпусках в июле. В результате июльского кризиса немцы всё-таки решились на большую войну, которой все давно опасались.
Как считает Фергюсон, «чашу весов в пользу войны» склонило поведение Англии. Так как в Лондоне боролись между собой партия войны и партия невмешательства, это давало немцам надежду на нейтралитет Великобритании в случае начала боевых действий (тогда шанс Германии на победу сильно возрастал). Союзные отношения с Бельгией и Францией не накладывали на англичан жёстких обязательств, и они могли уклониться от прямого вмешательства хотя бы на время и не потерять лицо. Французам в Лондоне обещали поддержку, но немцам не говорили ничего определенного.
Тем не менее встречи дипломатов и высказывания отдельных лиц в июле убедили Берлин, что британцы не хотят воевать на континенте. Чего стоит только беседа английского короля Георга V с немецким кронпринцем, в ходе которой монарх дал понять, что Англия хочет сохранить нейтралитет как можно дольше в случае войны, хотя и не сможет остаться безучастной к судьбе Франции.
Немцы интерпретировали позицию британцев так: если Германия быстро одержит верх в борьбе против французов, англичане просто не успеют ввязаться в войну и будут этому рады. И Берлин решился на мобилизацию (если бы англичане сразу заявили, что намерены воевать, вероятно, Германия бы не взялась за оружие).
А затем началась череда взаимного объявления войны - Австрия и Сербия, Россия и Австрия, Германия и Россия, Германия и Франция и так далее. А когда немецкие войска нарушили нейтралитет Бельгии и вторглись в её пределы, британцы (неожиданно для немцев) всё-таки объявили войну Германии - 4 августа в 23:00. Партия невмешательства потерпела поражение.
Так началась четырёхлетняя кровавая мясорубка.