Я рассказал о Куусинене и Маннергейме. Оказалось, что между ними не так много различий, как кажется на первый взгляд. И тот и другой гнули свою линию на свой страх и риск. Что думали при этом - остаётся только догадываться. Ясно, что Куусинен не «русский рабочий» и не «советский чиновник». Маннергейм тоже имеет к Финляндии отношение весьма отдалённое. Аборигены до сих пор не понимают смысла и побудительных причин его действий.
Но всё-таки предположить, что эти люди вместе работали в одной конторе, пили чай и играли в шашки нельзя. Ведомства были разные, деньги они получали в разных окошках. Что-то, пожалуй, и соединяется, но на таком верху, до которого и тому и другому далеко настолько, что голова кружится.
Теперь я расскажу вам о человеке, который ОДНОВРЕМЕННО играл и на стороне Куусинена и на стороне Маннергейма.
То есть не просто покажу сделанность декорации, а декорацию разрушу. Отдеру приличные обои, за которыми копошатся металлические термиты. А вы по увиденному куску реальности реконструируете весь дивный новый мир прошлого века.
У немцев был свой Максим Горький - драматург и писатель Бертольд Брехт. После прихода нацистов к власти сей коммунист эмигрировал на Запад, в 1947 году вышвырнут пинком из Америки как коммунистический провокатор и шпион (КОГО там так называли и почему (например, сэра Чарли Спенсера Чаплина) - отдельный вопрос). После этого Бертольд Брехт поселился в ГДР, стал лауреатом Сталинской премии и членом «Всемирного совета мира» (это которые «люди доброй воли»).
После 1933 года Брехт поселяется в Дании. Наступает 1940 год, завершается советско-финская война. Из Дании антифашист и сталинист Брехт бежит - куда бы вы думали? В Финляндию. В гости к миллионерше Гелле Вуолийоки. О её муже «зоциаль-демократе» я уже упоминал. Брехт, впрочем, тоже не на помойке себя нашёл: его отец - директор крупной фабрики. Типичный «трудящийся». Гелла Вуолийоки, урождённая Муррик, кроме всего прочего известная финская писательница, автор правдивых романов о жизни простого народа. Почитает человечек газетки на семи языках, сыграет в гостиной Брамса, покалякает на светском рауте с английским послом, а то и с Черчиллем. Потом массажный салон, маникюр-педикюр, дорогой ресторан, а то и рулеточка (в разумных, конечно, пределах). А на ночь глядя можно отбарабанить страничек пять-шесть из жизни прачек, ждущих-недождущихся прихода доблестных советский войск во главе с товарищем Сталиным. В советское время по телевидению крутили спектакль «Господин Пунтилла и его слуга Матти». Это пьеса Вуолийоки, мастерски переработанная Брехтом. Брехт, в отличие от Вуолийоки был профи и смог придать незамысловатому «абличительному» тексту некоторую глубину и иронию. Думаю, это единственная финская литература, которую можно читать. Белые люди улучшили. То есть красные, но всё равно белые.
Кстати, о белых людях. Был такой чел в европах, от которого даже у советских коммунистов мороз шёл по коже. Он после 1956 бегал по улицам, стучал в окна клюкой:
- Суки, Сталина на вас нет. Все по 58-ой на Колыму пойдёте с чеэсами. Вместо шпал вас укладывать, падлы.
Даже после 22 съезда чел писал:
«Враги заявляют, что все судебные процессы, проводившиеся советскими органами госбезопасности,.. были, дескать, инсценированы. Эти чудовищные извращения и преувеличения возможны в настоящий момент на Западе лишь в силу того, что длительный процесс юридического пересмотра и расследования этих событий не завершён. Пока мы ещё не можем противопоставить этим измышлениям точные, полные данные».
Кто таков? Палм Датт, кадровый офицер английской разведки, наполовину индиец - наполовину швед. Учился в Оксфорде, главный редактор газеты "Дейли уоркер", заместитель председателя коммунистической партии Великобритании.
Сразу после убийства Кеннеди Датт написал в английской прессе теоретическую статью, где доказывал, что президента США убили сотрудники ЦРУ. Поскольку никаких фактов в защиту своей версии руководитель английских коммунистов не приводил, это должно было произвести на американцев нужное впечатление.
Так вот, женой Палма Датта была сестра Геллы Вуолийокки. В 1918-1920 году Гелла содержала в Хельсинки аристократический салон для иностранных дипломатов. Салон использовался для кулуарных контактов. В условиях дипломатического бойкота большевиков это был один из серьёзных узлов связи. В Москве для аналогичных целей использовался салон подруги Вуолийоки Каменевой (жены Каменева и сестры Троцкого). Существует романтическая история о том, что Вуолийоки завербовал для работы на ГПУ Меер Трилиссер, который типа её соблазнил и т.д. Думаю так оно и было. Только наоборот. Голубоглазая миллионерша дала прыщавому сыну сапожника несколько уроков шведского секса (см. «Секс, ложь и видео»)
Опубликовано письмо Вуолийоки Трилиссеру, которая хлопотала за сына своей подруги:
«Дорогой Анатолий, помоги моей подруге г-же Поульсен. Она датчанка, ее сын, граф Кнут девятнадцати лет, приехал в Россию, чтобы стать социалистом, как его милая мать, которую я очень люблю, - но мальчик попал в руки белой шайки. Твоя Хеля».
Разумеется, просьба была мгновенно удовлетворена.
Что делает Вуолийоки в то время когда Маннергейм мужественно сражается с Куусиненом на Карельском перешейке? ОНА ПО ЗАДАНИЮ ФИНСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА ВЕДЁТ ЗАКУЛИСНЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ С СССР. То есть «советско-финская война» это «война» между Татарской и Башкирской ССР. Или война РФ и Чечни, если проводить сегодняшнюю аналогию.
Тут люди недоумевали, как же это финны по их словам могли из трёх разбитых советских танков собирать один новый. Почему бы и нет, если учесть, что в финской армии на вооружении были английские танки Виккерс-Е, а сражающиеся против них советские Т-26 были лицензионной копией Виккерс-Е. (Эти Виккерсы, кстати, были «пиджин-танками», ослабленной конструкцией, специально разработанной англичанами на экспорт.)
В январе 1940 года финны направляют своего министра иностранных дел Эркко послом в Стокгольм. Основная цель - возобновление мирных переговоров с доверенным лицом Сталина Коллонтай (Коллонтай, между прочим, наполовину финка). Вскоре в Стокгольм приезжает некто «Ярцев», он же «Кин». Считается что мистер Кин это вовсе даже Борис Аркадьевич Рыбкин. Может быть, может быть. Во время Ялтинских переговоров назначен официальным офицером связи со службами безопасности Великобритании и США, в 1947 году погиб в автокатастрофе под Прагой. Может быть, Рыбкин. А может и не Рыбкин. Может же быть такое? Таких «Эрнстов Генри» мы видели. «Рывкин Борух Аронович». И тоже не факт. «Шарик есть - шарика нет». Так вот - вести переговоры с мистером Кином командируется «товарищ Хеля». То есть советский шпион Кин беседует о судьбах послевоенной Финляндии с советским шпионом Вуолийоки. Поразительно! Как же при такой наивности финны всё время умывают коварного Сталина?
Есть опубликованные дневниковые записи Коллонтай о переговорах:
"Всё больше совещаются за моей спиной Ярцев и Вуолийоки. Часами строчат донесения в Москву, а о чём - не говорят. Она и Ярцев не доверяют искренности шведов. Тем более не доверяют мне... Зачем Таннер прислал сюда Вуолийоки? Может быть, у неё есть поручения не только из Хельсинки? Мне она не помощь, а эти совещания за моей спиной в секретной части советского полпредства меня нервируют и злят"
Впрочем, вскоре в Стокгольм приезжает и сам Таннер - новый министр иностранных дел Финляндии. Благо, что он кроме всего прочего хороший знакомый Коллонтай с дореволюционных времён. После обговаривания всех делателей, финская делегация едет в Москву подписывать договор. (Переговоры в Москве, между прочим, финны ведут на чистом русском, тогда они с финским так же кривлялись, как сейчас эстонцы.)
Может быть Вуолийоки плотно опекаемый финнами советский агент? Да куда уж такие сложности-то. И потом Финляндия страна маленькая. И повторяю, скандинавского типа. Там всем управляют «Скукотов, Никаноров, Картошкин, Федоренко, Сидоров». Куда ни плюнь, везде одно и то же. Политика: «Скукотов, Никаноров, Картошкин, Федоренко, Сидоров». Экономика: «Скукотов, Никаноров, Картошкин, Федоренко, Сидоров». Искусство: «Скукотов, Никаноров, Картошкин, Федоренко, Сидоров». Это север Европы. Для финского бизнеса существует устойчивый термин - «20 семейств». Не «500», не «100», а «20». Как вы думаете, кто такой Эркки Туомиоя, министр иностранных дел Финляндии и председатель ЕС? Внук. О бабушке книжку написал.
Если Вуолийоки и пасли, то «в обратную сторону». В 1943 году советско-финская разведка провела операцию по послевоенной реабилитации замечательного литератора. В Финляндии был сброшен советский парашютист, который по странному стечению обстоятельств укрылся в доме Вуолийоки. Шпиона с передатчиком и оружием арестовали, хозяйку «бросили в тюрьму» (в которой она не сидела), и после войны она сразу же стала депутатом парламента и генеральным директором финского радио (тогда - ключевое СМИ). На законных основаниях. Кстати, дочка Куусинена вела там позже одну из самых популярных политических передач: «Парламент в миниатюре».
Ну, вот, где-то так.
Добавлю ещё вот что. Ничего особо экстравагантного в Вуолийоки я не вижу. Это типовая английская шапокляк, выпускаемая с конвейера империи единой стандартной комплектацией (крыса Лариска - 1 шт., рогатка -1 шт., боты - две шт.). Сравните с Катриной-Сусанной Причард. Это тип английской «писательницы». Точнее вид. Тип это «крикун». Фильм такой есть фантастический.