Клубная жизнь в РФ по понятным (советским) причинам находится в зачаточном состоянии, как себя вести люди толком не знают. Но потребность в неформальном общении есть, клубы растут как на дрожжах.
Я создал клуб блоггеров ЖЖ
«Реальная Жизнь» («Real Life»), который существует больше года и насчитывает больше сотни членов. Под моим чутким руководством клуб провёл 74 заседания. Поэтому позволю себе немного философии. Надеюсь, это будет небезынтересно вообще, и может быть поможет новым членам клуба найти оптимальный режим общения.
1. Что делать в клубе
Ничего не делать. Клуб это не работа, а отдых. В РФ есть много контор, замаскированных под клубы. На самом деле это лавочки, где люди работают. Как правило, там царит скука смертная и разворовываются небольшие суммы. Люди читают какой-нибудь доклад, доклад иногда оплачивается. Параллельно съедаются бутерброды с колбасой и конфеты, каждый бутерброд-конфета проводится по смете. Поскольку одно дело есть конфеты, а другое - «осваивать», то и халява получается какой-то унылой - с подкалыванием фантиков к отчёту.
Всё это последствия больничной трудотерапии и лагерной самодеятельности СССР.
Иногда возражают, что в клубах ведётся подспудная работа, люди нарабатывают связи и подтверждают свой статус. Так считают нувориши, изо всех сил имитирующие в Москве гольф-клубы. Платят они за них огромные деньги, а вместо отдыха опять же работают. «Членами гольф-клуба». Ясно, что никаких связей там никто не устанавливает, да и гольф получается так себе. Кривляются люди, а кривляние это опять же работа. Тем более за свои деньги.
Если жежист приходит в «RL», то никто никогда не будет к нему приставать с «программой». Чувствовать себя не в своей тарелке он тоже не будет. Ритм общения задаётся обычным ресторанным времяпровождением: официанты, меню, трапеза. Даже если клуб новичку не понравится, он просто посидит в уютном кабинете, покушает и у него не будет чувства бесцельно потраченного времени.
У всех клубов есть интересы, но это лишь дополнение к самому факту неформального общения. Идеальный клуб - это клуб любителей погоды. Специализация клуба - это ПРЕДЛОГ, точнее - облегчающий бесцельное и ненапряжное общение ТРАФАРЕТ.
2. Как делать клубную карьеру
Клуб это некоторый коллектив людей. Подобно многим другим млекопитающим, человек существо социальное, склонное к карьере. Ему хочется занять более высокое место в иерархии, делает он это автоматически и всегда. Если человек «не высовывается», то лишь потому, что более высокое место кажется ему социально невыгодным, то есть в ЕГО системе ценностей - более низким.
В связи с этим могу дать несколько общих советов.
Во-первых, клуб это штука долгоиграющая. Не надо стремиться превратить своё первое появление в запоминающееся шоу. Просто придите и познакомьтесь. Сделать это легко. Зайдите в клубный зал «Контрабаса», представьтесь (можно ником), закажите обед или кофе. Через некоторое время Галковский обязательно подсядет к вам, расспросит о блоге, попросит заполнить небольшую анкету и два раза пошутит. Если сразу вступить в беседу с членами клуба не получается, для связки слов в предложение неплохо сказать председателю пару ничего не значащих комплиментов. Типа поклонник творчества. Дмитрий Евгеньевич сделает вид, что поверил.
Во время следующих посещений клуба комплименты неплохо сдабривать мелкими и прикольными подарками: кружками, майками, значками, утятами и т.д. (Э, э, всё это дарится не другим участникам клуба, а председателю.)
Всегда хорошее впечатление производят привод Вами в клуб гостей и новых членов. Хорошо смотрятся супружеские пары.
Стопроцентно удачный ход для клубного карьериста - прикинуться поклонником компьютерных игр и начать распрашивать завсегдатаев о МООРПГ. А записавшийся в клубный клан «Lineage II» почти автоматически попадает на средние этажи «RL».
Неплохо участие в клубных акциях, если это конечно акции КЛУБА, а не ваши собственные.
Ну вот, собственно, и всё. Да, ещё необходима регулярность. Думаю, низший предел активности, когда человек не выпадает из обоймы завсегдатаев - один раз в месяц.
3. Фрики
«Фрик» - это словечко новое и обозначает понятие, которое отсутствовало в советское время. Это не дурак, не идиот, не хам, и не неудачник. Это человек, который абсолютно не умеет общаться и постоянно создаёт для окружающих проблемы. За 15 минут фрик средней степени не даст высказаться десятку людей, совершит калейдоскоп бестактностей и спровоцирует пару конфликтов. Учить его бесполезно. Это не случай, когда у танцора «есть яйца». У него нет ног.
Фриков до 1991 года в России не было, потому что не было самого общения. В открытых клубах фрики будут всегда, это неизбежное зло. Ведь общительность - их имманентное свойство. Если нормальный человек понимает, что общение не его конёк, он сидит дома или отмалчивается. Фрик же, потому что общаться не умеет АБСОЛЮТНО, считает, что он блестящий собеседник, любой контакт с которым - радость для окружающих. Причём именно клубы становятся единственным местом, где они могут показать себя во всей красе. Сослуживцы и родственники шарахаются от них как от зачумлённых. Фрик приходит в шахматный клуб, хотя не играет в шахматы, в клуб жежистов, хотя имеет пустой блог, и начинает кошмарить гроссмейстеров и тысячников историей консервирования фруктов или художественным щёлканием на счётах. При этом его ещё и бесплатно обслуживают - руководитель клуба волей-неволей обязан смягчать бестактности и помогать фрику «родить мысль».
В «RL» пока присутствуют два таких фрика. Это ingeniosus и zo_zo_le. Ходят они на заседания постоянно, несут какую-то пургу и все остальные члены общаются сквозь них. Особенно тяжело приходится новичкам, которые, не понимая что происходит, начинают вести с ними содержательный диалог и обрекают себя на многочасовое измывательство. Самое смешное, что одновременное присутствие ingeniosus’a и zo_zo_le как-то смягчает ситуацию, они склещиваются друг с другом, получается шумно, но безопасно. Остальным приходится только их перекрикивать или общаться записками, не отвлекаясь на диалог с безумцами.
Вообще-то рано или поздно фриков выносят на руках, но свято место пусто не бывает, и председатель «RL», будучи к тому же большим эстетом, уговорил оставить сладкую парочку в занятой нише.
В этом качестве они только консолидируют коллектив, а опытный модератор их сравнительно легко нейтрализует. Общение с Галковским для фрика превращается в постоянную кайфоломку - темы меняются как в калейдоскопе, фрик похож на лежащий на тротуаре отбойный молоток - вибраций много, а толку ноль. Взломать ситуацию и довести её до скандала он не может. К тому же в разумных пределах и в правильном огранении это забавно.
Так что страдают только новички, которых я тут сразу и предупреждаю. Старайтесь на парочку никак не реагировать. Любое движение, междометие будет воспринято как начало многочасового диалога об устройстве будильников или лекции о своём здоровье.
Вообще у нас в клубе тихо, а, учитывая, что он состоит из ершистых жежистов, - очень тихо. Был всего один случай - на Новый год (о нём ниже).
4. Дамы
Все клубы делятся на мужские, женские и смешанные. Клубное движение началось с мужских клубов, кроме всего прочего это произошло потому, что, - как это ни кажется странным на первый взгляд, - разнополые особи создают для клубной жизни массу проблем. Ничего не делать мужчине и женщине гораздо труднее, чем двум мужчинам и двум женщинам. Сама природа подсказывает сценарий незамысловатого дела, и клуб превращается в замкнутую тусовку обывателей, перемывающих косточки и ходящих друг к другу «в гости». Или ещё хуже - в конце концов, не случайно фабрика любви называется ночным клубом.
Мне кажется, «RL» избежал этих опасностей. В клубе создалась шуточная атмосфера всеобщего обожания председателя. Дамы дарят мне разные мелкие подарки и говорят комплименты, я не остаюсь в долгу. В то же время совершенно понятно, что Галковский уродливый лысый неудачник, не представляющий никакой пищевой ценности. Таким образом, создаётся пародийная прорисовка, превращающая эмоционально насыщенные взаимоотношения в клубную условность.
Правда человеку свойственно переоценивать степень подлинности позитивной информации, иногда Галковский увлекается, воспринимает томные взоры поклонниц за чистую монету и тогда стареющий Панталоне начинает лепетать любовную околесицу. Что тоже неплохо, потому что доставляет окружающим много весёлых минут. А одинокие вечера, бедный писатель, плачущий над портретом милой NN у пустынного пруда в Сокольниках, - кто их видит. К тому же даже это всё равно лучше, чем ничего.
С другой стороны, перед новом годом две женщины в клубе устроили из-за меня форменную драку. Мне кажется, это апофеоз моих любовных успехов, к которому я шёл долгие-долгие годы. Теперь я на законных основаниях могу говорить о благоприличной писателю бурной личной жизни.
***
Ну вот, так и живём. Сегодня у нас юбилейное 75 заседание.