"Семья Грей", МТЮЗ, 04.05.23

May 05, 2023 10:45



Так сложилось, что в Московский театр юного зрителя я второй раз подряд попадаю на постановку одного и того же режиссера - Андрея Гончарова. Режиссер один и тот же, а спектакли абсолютно разные. И не только потому, что разные сцены (спектакль "Семья Грей" идет на сцене во флигеле, которую очень люблю за ее атмосферу и уют). Они разительно отличаются абсолютно всем.
Ну, во-первых, если "Бесконечная история" никак не хотела заканчиваться, то "Семья Грей" пришла к финалу очень быстро, я бы даже сказала, внезапно. Да, на сайте театра было указано, что спектакль идет всего 1,5 часа, но тем не менее зритель настолько погружается в эту тягучую атмосферу американской семьи, настолько начинает казаться, что это будет продолжаться долго, как сама неторопливая жизнь фермеров, что когда актеры начинают кланяться, не до конца веришь, что это всё)).
За эти 1,5 часа перед нами проходит значительный кусок человеческой жизни. И если в начале спектакля зрителей настраивают на легкий, я бы сказала, юмористический, лад (хотя речь, вообще-то, идет о серьезной проблеме - пороке сердца), то потом ты окунаешься в непростые отношения членов семьи Грей.


Порок сердца одного из сыновей, Теда, идет через всю жизнь семьи такой не то что красной нитью, а я бы сказала, колючей проволокой. Тебе ничего нельзя, потому что умрешь. Получается, что и пока ждешь смерти - не живи. То, как переживает мать, по-человечески понятно, и все-таки ближе всех Теду оказывается сестра, способная переступить через эти ограничения, но и взявшая на себя часть боли брата. Их любовь и близость - пожалуй, самые теплые в семье. Настолько, что в какой-то момент подумалось про историю Калигулы)), хоть в спектакле это обозначено одним единственным легким штрихом.


Остальные любят друг друга, скажем так, по-своему. Глава семьи - на мой взгляд, все-таки самодур. Меня не убедили никакие ни его, ни моей спутницы )), доводы, что надо было переступить через чувства членов семьи и уничтожить одну из семейных реликвий. Не буду спойлерить, просто поверьте, что для остальных это было настолько важно, что другой сын, Дон, вынужден был на какое-то время разорвать связь с семьей.
В общем, не буду углубляться в содержание истории. Она затягивает зрителя внутрь, в нее погружаешься и там живешь с героями эти 1,5 часа. И было бы очень здорово, если бы тебя постоянно из действия не выдергивала возня с реквизитом. ИМХО, избыточного реквизита и избыточная возня. Очень мешало смотреть вот это бесконечное перестилание травяных ковриков, перестановка мебели и перекладывание бумаги. Я, наверное, не поняла символизма многих предметов. Вероятно, режиссер что-то хотел донести до зрителей, но я только отвлекалась от действия, наблюдая, как рабочие отвинчивают стеновые панели или как актеры пытаются справиться с заворачивающимися краями дорожек из искусственной травы. И если про траву хотя бы было понятно, к чему она там, то про серую бумагу не поняла совсем. Ну только если дать в какой-то момент главе семьи эффектно запрыгнуть на рулон. Я не шучу. Прям впечатлил).
Вообще, Андрей Максимов, исполняющий роль старшего Грея, Джона, задает спектаклю тон своей тихой, внешне невыразительной, но создающей всю атмосферу, речью. Такой Дон Карлеоне местного масштаба, которому никто не смеет перечить, а если смеет, идет вон.




И даже жена, родившая ему пятерых детей и принесшая в приданое все, что у него есть, практически безропотно подчиняется его решениям... Ну, не безропотно, но подчиняется. Мне, кстати, очень понравилось, как играла здесь Полина Одинцова, очень достоверно. И отчаяние, и смирение, и любовь.


Вообще, актеры вчера все отыграли отлично. На малой сцене трудно, но всем верила. Однако, задавая себе свой любимый вопрос, кому бы подарила цветы, если бы они у меня с собой были))), ответила, что они достались бы Дмитрию Агафонову (Дон Грей).


У него не так много реплик и вообще сцен, но все они отыграны изнутри, душой. А уж его финальная песня просто сделала мой вчерашний вечер, так красиво, так проникновенно он ее спел. Я не специалист по музыке, да и медведь мне на ухо наступил, так что не могу оценить пение с точки зрения профессионализма, но голос Дмитрия просто заворожил, поэтому, наверное, и не сразу дошло, что спектакль окончен). Причем я даже не сразу узнала эту столь знакомую мне по "Сыну" Юрия Бутусова песню, настолько иначе она была исполнена. И оба варианта прекрасны). Я говорю про арию Гения холода (Cold song) из оперы Генри Пёрселла "Король Артур". И хоть звучала она по-английски, думаю, перевод на русский будет очень говорящим... Поет ее в опере Гений холода, разбуженный Купидоном, который хочет заставить этого отмороженного героя поверить в любовь.

Что ты за сила,
которая заставила меня подняться,
Медленно, против моей воли,
Из обители вечных снегов?
Разве ты не видишь,
Что плохо гнутся мои члены,
Что я невероятно стар
И не могу вынести этот злой мороз...
Я едва могу двигаться
И перевести дыхание.
Я едва могу двигаться
И перевести дыхание.
Позволь мне, Позволь мне,
Замерзнуть снова ...
Позволь мне, Позволь мне,
замерзнуть снова до смерти!

Вообще, в спектакле "Семья Грей" звучит и другая музыка, многие актеры МТЮЗа хорошо поют, и вчера даже не всем дали это продемонстрировать, соблюдая умеренность.

В целом, своеобразный спектакль. Не могу его однозначно рекомендовать всем, он такой, арт-хаусный, я бы сказала, но если вы любите подобные, отнюдь не попсовые вещи, то вам сюда. Я, как минимум, не пожалела, что сходила. Достойная игра актеров, уютный флигель, доброжелательный администратор, проникновенное исполнение песен, хорошая компания - вечер вполне удался.

Спасибо за приглашение сообществу Москультура и лично atlanta_s.
Все фотографии взяты с сайта театра. Помимо сайта, познакомиться с новостями МТЮЗа можно на его странице в социальной сети ВКонтакте

Москультура, МТЮЗ, Театр

Previous post Next post
Up