В субботу мы отправились в Дубну на запланированную деловую встречу, после чего решили погулять по городу, который любим.
Этот уютный городок расположился на двух берегах Волги и, в первую очередь, известен как крупный российский исследовательский центр в области ядерной физики, центр создания новых видов ракет, а мы увидели самолет. На постаменте стоял памятник Штурмовику ИЛ-2. Красивый!
Сфотографировали и поехали. А дома стали смотреть историю создания памятника и зачитались. Поделюсь тем, что удалось узнать.
Памятник самому массовому боевому самолёту в истории (их было выпущено более 36 тысяч) был установлен 8 мая 2008 года в честь бессмертного подвига советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г., автор - И. Б. Котолевская. Почему в Дубне?
Одноместный штурмовик ИЛ-2 бортовой №381417 изготовлен заводом №381 в Нижнем Тагиле в 1942 году и входил в состав 34 запасного авиаполка штаба военно-воздушных сил Московского военного округа.
Самолеты такого типа с 1939 года выпускались авиационным заводом, расположенном на берегу Волги, на том месте, где сейчас находится современная Дубна.
С 1943 по 1946 год в Борках базировался 34-й запасной авиационный полк, который занимался перегонкой самолетов и подготовкой экипажей для отправки на фронт.
Камшилов Алексей Семёнович, 1921 г. рождения, уроженец Горьковской области, после окончания лётной школы летом 1943 г. проходил обучение на самолетах ИЛ-2 на аэродроме Борки.
22 июня 1943 года штурмовик ИЛ-2, пилотируемый старшим сержантом Алексеем Семеновичем Камшиловым, потерпел аварию, не долетев 5 километров до аэродрома Борки. Летчика спас парашют.
В конце июля 1943 г. группа летчиков закончила курс обучения на ИЛ-2 и убыла на Ленинградский фронт в состав штурмового авиаполка. За свою короткую боевую жизнь Алексей Семёнович Камшилов успел совершить 11 успешных боевых вылетов.
Свой первый боевой вылет на штурмовку целей в районе Синявинских высот Алексей Камшилов совершил 19 августа в составе группы ИЛ-2. Фотосъемка подтвердила выполнение задания.
22 августа Камшилов повторил 2 сложных боевых вылета и за успешное выполнение заданий был награждён орденом "Красной Звезды".
17 января 1944 г. после выполнения разведывательного полета лётчик не вернулся с боевого задания - был подбит, но сумел посадить машину на своей территории и через несколько дней возвратился в полк.
25 января Алексей Камшилов и стрелок Михаил Медюха в 9.40 вылетели на боевое задание. При штурмовке колонны автотранспорта противника в районе г. Красногвардейска южнее Ленинграда самолет Камшилова был сбит огнем зенитной артиллерии, загорелся в воздухе и рухнул на землю. Экипаж погиб. Где захоронены их останки, неизвестно.
В 2004 году самолет, все это время пролежавший в лесном болоте, был извлечен и восстановлен. В общей сложности детали были взяты от пяти подобных самолетов, упавших в окрестностях.
К памятникам привыкаешь. Проходишь мимо и даже не задумываешься, что за ним целая история, чьи-то жизни.
Продолжение следует.