Воскресные прогулки. Кимры

Nov 25, 2020 11:20

Хотите насладиться русским модерном? Тогда приглашаю вас в Кимры.



В ХIХ веке это было село на берегу речки Кимрки. От этой речушки, впадающей в Волгу, и произошло название города. Впрочем, селяне-кимряки горожанами становиться не спешили, дабы не платить городские налоги, поэтому село, известное с 1546 года, когда было упомянуто в грамоте Ивана Грозного, получит статус города лишь после революции 1917 года.
Кимры - уникальный город, всероссийскую известность которому принесла профессия сапожника. На его гербе "на серебряном парусе в золотом овале червленый сапожок", а на центральной площади установлен памятник сапожнику.


Перед мировой войной в Кимрском уезде и прилегавших волостях (Кашин, Калязин) насчитывалось более 16 тысяч сапожников. Эти места называли "сапожным царством", утверждая, что "кимряк и из глины сапоги слепит". Не знаю, как из глины, но из кожи зубатки обувь мастерили, когда кожи не было. А так мимо города по Волге везли дешевую скотину - здесь проходил скотопрогонный тракт. Известно, что еще во времена Петра-I лучшие мастера сапожного дела наладили производство обуви для армии и сам царь носил сапоги кимрского пошива.
И солдаты армии М.И. Кутузова, разгромившие войска Наполеона в войне 1812 года, маршировали по улицам Парижа тоже в кимрских сапогах.


Уже в 1847 году кимрская община выкупила себя и свои семьи у графини Самойловой Ю.Г. за баснословную сумму в 495 тысяч рублей, в то время как отмена крепостного права случится лишь в 1861 году.
Графиня Юлия Павловна Самойлова - муза художника Карла Брюллова - была последней владелицей села Кимры.


В 1846 году, будучи в Италии, она познакомилась с провинциальным тенором Пери. Между ними случился бурный роман, и графиня решила выйти за певца замуж. По законам того времени, меняющий гражданство не должен был иметь недвижимость в России, поэтому свои имения, в том числе и село Кимры, графине Самойловой надо было продать и лишиться графского титула. И вот тут к ней пришли кимряки, депутация от местных сапожников, и предложили ей продать Кимры им. А вместе с этим - самим выкупиться на волю! Такие предложения в России, что уж говорить, случались нечасто, и вопрос о том, можно ли разрешить кимрякам выкупиться, решался на самом высоком уровне. Окончательное решение принимал сам граф Киселёв, министр государственных имуществ. А он испросил разрешение у Николая I, который, хоть и не сразу, но согласие такое дал. После оформления сделки жители Кимр переходили в статус обязательных крестьян - то есть, по сути, становились вольными предпринимателями.
В конце ХIХ - начале ХХ века город процветал.


Торговля шла бойко. Н.А.Некрасов в поэме "Кому на Руси жить хорошо" называл товар кимрских кустарей "первейшим сортом":
Пошли по лавкам странники:
Любуются платочками,
Ивановскими ситцами,
Шлеями, новой обувью,
Издельем кимряков...
Товар - первейший сорт!

"Но во время турецкой войны дети и внуки кимряков были "вовлечены в невыгодную сделку", как они объясняли на суде, поставщиками на армию, которые дали огромные заказы на изготовление сапог с бумажными подметками. И лазили по снегам балканским и кавказским солдаты в разорванных сапогах, и гибли от простуды… И опять с тех пор пошли бумажные подметки… на Сухаревке, на Смоленском рынке и по мелким магазинам с девизом "на грош пятаков" и "не обманешь - не продашь".(В.Гиляровский, "Москва и москвичи", Под китайской стеной.) Случалось и такое.
Купец Тихомиров в 1915 году поставил в российскую армию сапоги с картонными подошвами. До суда не дожил - умер от позора.

Разбогатев на производстве и продаже обуви, кимрские купцы начали застраивать свое село домами из дерева и из камня в модном тогда стиле модерн. Жили тут люди богатые, поэтому состязались друг с другом на предмет, кто круче. Дома строили, как в столицах, не желая быть хуже Москвы и Петербурга, ориентировались при этом на популярный журнал "Зодчий", в котором публиковались проекты. При строительстве привносили и свое видение. Здания в стиле русского модерна возводились в Кимрах в основном до 1914 года прошлого века, что-то строилось еще в период НЭПа, а дальше - войны, революция, разруха...

Удивительно, но и сегодня в этом купеческом городе сохранилось более ста необычных домов в стиле провинциального русского модерна. Для этого архитектурного стиля характерны отказ от прямых углов в пользу изогнутых, плавных линий, круглые окна, резные балкончики, кружево отделки, башенки, крылечки с резными балясинами, навесные эркеры, необычные крыши, мезонины с причудливой резьбой, входы с навесами - все это придает домам облик сказочных теремов.

На наб. Фадеева, д.10 обращает на себя внимание дом Рыбкиных, выходцев из крестьян, сколотивших себе состояние на производстве обуви.


Год постройки - 1912. Этот терем с видом на Волгу.


Дома вблизи реки, как правило оснащались цокольными этажами, чтобы вода их не затапливала: уровень воды порой поднимался до десяти метров.





Мост через Волгу построен был лишь в 1978 году, а до того жители пользовались паромной переправой и катерами, стоил проезд 6 копеек. Савва Мамонтов при строительстве железной дороги сэкономил на строительстве моста и протянул ветку не в Кимры, а в село Савелово, чем очень порадовал перевозчиков.


На ул. Кирова остановились у дома Федора Онуфриевича Потапенко. 1903 год постройки.




Его отец, Онуфрий Васильевич Потапенко, купец I гильдии, из донских казаков, занимался производством и продажей обуви. Он открыл завод по производству кожи по гамбургской технологии, рецепт которой держался в секрете. Но кимряки его рассекретили - появилось с два десятка таких мастерских. Потапенко разорился.
Каменный дом его и теперь никто не покупает.


Визитная карточка города - теремок Лужиных на ул. Кирова, 28-б, начало ХХ века.


Это жилой дом, а рядом - каменный дом-магазин. В народе его прозвали "паровоз", хотя архитектор видел в нем распускающийся цветок.




Особняк крупных кимрских торговцев Серепьевых построен в 1907 году. Улица Кирова, д. 23.




На ул. Кирова,5 - дом зажиточного купца Теплова с большими овальными окнами, 1906 год.


А рядом с ним дом врача Н.А. Жардецкого, построенный во время НЭПа в 1920-х годах.


Дома на ул. Орджоникидзе.






Московская ул. На ней дома были построены уже представителями советской буржуазии во время НЭПа.



Особняк Хомковой.


Мы постояли на берегу Волги, посмотрели на слияние Волги и Кимрки. Как же здесь красиво! В Кимрах прекрасный краеведческий музей - при случае посетите. Там вам расскажут все о сапожном ремесле и об истории этого края. Она древняя: когда в 1908 году строили пристань при впадении реки Кимрки в Волгу, откопали кости мамонта.






У слияния Волги и Кимрки стоит самая древняя городская каменная постройка - Воскресенская церковь двухвековой давности.









Будете в городе - загадайте желание! Всего-то и надо потереть носок сапога, который мастерит сапожник. Это принесет удачу!




image Click to view



Литература:
В. Коркунов, "Кимры в тексте", https://кимры.рф/wp-content/uploads/sites/16/sites/16/2017/03/Kimry_in_text.pdf
https://kimrymuseum.ru/yuliya-samojlova-muza-krasavitsa-kimrskaya-grafinya/ https://www.yaplakal.com/forum2/topic2193504.html

воскресные прогулки, граффити, деревянное зодчество

Previous post Next post
Up