Піша былы замежных справаў Беларусі (1990-1994) Пятро Краўчанка (раней быццам рабіў нешта карыснае для Беларусі) у сваіх успамінах "Беларусь на распутье. Записки дипломата и политика":
...столкнуться с языковой проблемой мне пришлось задолго до перестроечных лет, еще во времена брежневского застоя. Летом 1982 года ко мне - тогда я был завотделом науки и образования горкома партии - зашла Тамара Чеботова, заведующая Минским гороно, и положила на стол заявление.
Родители девочки Нади Лисицыной обращаются в гороно с требованием - не просьбой, а именно требованием - чтобы их дочь, которая поступает в первый класс, согласно нормам Конституций СССР и БССР, изучала все предметы на белорусском языке.
Далее говорилось, что если гороно не выполнит требование Конституции, то они - родители - будут вынуждены возить семилетнюю девочку в белорусскую школу деревни Паперня, что за тридевять земель.
Прочитав заявление, я спросил:
- Тамара Иосифовна, а, согласно законодательству, мы обязаны это делать?
- Да, Петр Кузьмич. И по законодательству, и по Конституции это требование мы должны выполнять.
- Так давайте выполнять.
- А как? Как преподавать на белорусском языке арифметику и химию, если учебников, программ, методик нет?
История с заявлением Лисицыных отражала мрачное состояние с белорусским обучением в городах республики. Все понимали абсурдность ситуации, когда в столице БССР не было ни одной белорусскоязычной школы, не говоря уже о вузах.
Заведующий отделом науки и образования столичного горкома был в то время наделен немалыми полномочиями. Поднимаю “вертушку”, звоню Минкевичу, министру просвещения:
- Михаил Гаврилович, вот такая ситуация. Помогите, посоветуйте, что делать?
Я был почти убежден, что Минкевич, выходец из Западной Беларуси, как никто другой сможет осознать остроту и важность этой проблемы, откликнется и захочет помочь.
- Петр Кузьмич, давайте сделаем так: я, конечно, посоветуюсь в ЦК, но если вы нам напишете письмо или как-то походатайствуете, то мы разработаем индивидуальные программы и индивидуальные методички. В принципе, с чего-то надо начинать. Давайте начнем.
С первого сентября Надя Лисицына в одной из школ микрорайона “Грушевка” стала учиться в классе одна. В историю образования БССР эта девочка вошла как первая ученица города Минска, родители которой добились права обучения дочери на белорусском языке.