Выставка "Грани XX века". Окончание

Dec 22, 2022 12:00




Начало
Продолжение
Художник Дмитрий Сергеевич Кондратьев (1928-2008) абсолютно узнаваем. Уже в 1960 годы его произведения отличались акцентированным, нередко жестким контуром, деформацией предметного мира, активным цветом, что делало их особенно выразительными. В 1970 годы Д.С. Кондратьев обращается к эстетике "примитива". Он отказывается от прямой перспективы, от реалистически передаваемых цвета и формы, ограничивает себя несколькими постоянно варьирующимися сюжетами. Его искусство приобрело глубоко символический характер.



Д.С. Кондратьев. В избе (Горячая голова), 1972. Холст, масло



Д.С. Кондратьев. Гибель крестьянина, 1968. Холст, масло.



Д.С. Кондратьев. Певчая птица. Серия "Горький хлеб", 1980-1981. Холст, масло



Фрагмент



Николая Шеина знали как автора картин на производственную тему, а также как руководителя бригады, оформляющей к праздникам площадь им. Куйбышева. Всё открылось уже после смерти художника, завещавшего друзьям своё наследие. Выставки произведений Шеина прошли в Самаре и Москве, работы его теперь находятся в собраниях Третьяковской галереи, Самарского и Тольяттинского художественного музеев. Весь период творческой активности Шеина занял, по сути, всего несколько лет - с середины 1970-х по начало 1980-х.



Н.Ф. Шеин. Выходной день, 1980. ДВП, масло.

Как и творчество Пурыгина, шеинское будто вопиет о непреодолимой, инспирированной человеком трагедии естественной природы. В картине "На лесопилке" запечатлен процесс убийства живых деревьев, превращения их в строительный материал.



Н.И. Шеин. На лесопилке, 1980-е. Холст, масло

В конечном итоге он приходит к описанию всего мира с помощью овальной формы, которая в его работах взлетает, парит, плывет. В них доминирует мотив полноводной реки, прообразом которого стала Волга, отражающая в себе небесную реку, и все его льдины-кораблики-миры плывут, как бы подвешенные в пространстве "белого света" ("Весна", "Перед навигацией").



Н.Ф. Шеин. Весна, 1979. ДВП, масло



Н.Ф. Шеин. Перед навигацией, 1970-е. Холст, масло



В 1936 году Иван Васильевич Карпунов (1909-2004) приехал в Куйбышев и работал в Художественном фонде Союза художников России над портретами передовиков производства, делал оформительские работы. Значительную роль сыграла для него встреча с украинским художником О.Т. Бизюковым, сосланным в Куйбышев (1939-1945). Бизюков входил в группу киевских художников-бойчукистов (по фамилии ее основателя М.Л. Бойчука). В своих поисках они опирались на стилистику раннего итальянского Возрождения, украинскую иконопись и народное искусство. В 1935 году все они были репрессированы.



И.В. Карпунов. Подснежники, 1984. Холст, масло

Завораживают его автопортреты с женой. Любовь, взаимопонимание, душевная близость как бы проецируются на фон Вечности, небытия.



И.В. Карпунов. Лето (Портрет В.А. Черновой), 1991. ДВП, масло. Золотая свадьба. Автопортрет с женой, 1972. Холст, масло

Формально Иван Васильевич работал в жанрах натюрморта, пейзажа, портрета, но его произведения плохо вписываются в традиционные рамки. Их отличительная особенность - предельная композиционная простота и особое качество цвета. Основной принцип его творчества - большое в малом, многое - в немногом. Его образы метафоричны, многозначны. Вся пейзажная и натюрмортная серии Карпунова - это многократное варьирование образа Мирового, Райского древа, расцветающего в центре Мироздания.



И.В. Карпунов. Утро на набережной, 1995. Холст, масло

Жизненный путь Вениамина Клецеля в определенном смысле характерен для человека, родившегося в несуществующей теперь стране под названием СССР: большую часть своей жизни он прожил, легко и естественно перемещаясь по ее огромной территории. В начале 1990-х годов уехал на постоянное жительство в Израиль, где вплоть до своей кончины в 2021 году творил в Иерусалиме.



В.М. Клецель. Шафаристы, 1995. Холст, масло

В основе его живописной манеры лежат традиции "Бубнового Валета" - Р. Фалька, А. Шевченко, а также замечательных ориенталистов А. Волкова, П. Кузнецова, М. Сарьяна.



В.М. Клецель. Воспоминание о Средней Азии, 1979. ДВП, масло

В поисках экспрессии и лаконизма он обращается к примитивистской упрощенности форм ("Едоки арбуза") - это как бы шутливый парафраз вангоговских "Едоков картофеля".



В.М. Клецель. Едоки арбуза, 2002. Холст, масло



А.И. Мальцев. Домовой, 1998. Холст, масло



Г.В. Тибушин. Женщина с платком, 1981-1990. Холст, масло



Н.И. Андронов. Северная ночь, 1995. Холст, масло



А.В. Уханов. Дача К.П. Головкина, 1994. Холст, масло



А.В. Уханов. В мастерской, 2006. Холст, масло



Н.И. Андронов. Полнолуние, 1993. Холст, масло



В.Р. Редкин. Пространство, 1992. Холст, масло



В.Н. Лукка. Форум Траяна, 2004. Фанера, техника смешанная



А.И. Зинштейн. Люди, которые на платформе, 2004. Автопортрет с носом. Обе - холст, масло



Слева в углу - Р.В. Коржов. Тишина, 1994. Холст, масло, темпера. О.Е. Стогова. Музыканты, 1994. Холст, масло





Н.Г. Коржова. Туман по фильму Микеланджело Антониони "Красная пустыня"

В начале 2000-х годов работы Юрия Скачкова обретают выраженную панорамность. Среди самых удачных работ последних лет его жизни - полотно "Обочина". Картина скрыто полемизирует с эксплуатируемым "суровым стилем" шестидесятых образом дороги. Так, в полотнах классика советского искусства Г.А. Нисского воспевалась скорость, движение вперед, здесь же на первый план выходит тревожное осознание того, что мир природы как бы отброшен "на обочину" неотвратимо мчащимся в неизвестную даль прогрессом.



Ю.Е. Сачков. Обочина, 2001. Холст, масло



К.В. Звездочетов. Голубые города, до 2003. Холст, масло

Источник информации: этикетаж и кураторские тексты в музейной экспозиции. Куратор: Светлана Шатунова

живопись, музей современного искусства, культура, искусство, соцреализм, выставка

Previous post Next post
Up