Выставка "Грани XX века". Продолжение

Dec 21, 2022 15:16




В.В. Кожанов. Деревенька, 2004. Дерево, металл, папье-маше, масло, резьба
Начало
Исторически сложилось, что в изобразительном искусстве Самарского края доминирует пейзажная живопись. Не последнюю роль в этом играет уникальный природный ландшафт Самарской Луки.
Начало самарскому пейзажу было положено во второй половине XIX века, родоначальником стал Константин Головкин - художник, деятель культуры, основатель коллекции Самарского художественного музея. В пятидесятые годы ХХ века в Куйбышев после окончания художественных учебных заведений возвращается творческая молодежь. Среди них - Валентин Пурыгин, Геннадий Филатов, Иван Комиссаров, Юрий Филиппов и многие другие. Из Ленинграда на постоянное место жительства переезжает Олег Карташев, которого избирают председателем местного отделения союза художников.



В.Р. Редкин. Волжский пейзаж, конец 1970-х. Холст, масло

Народный художник России И.Е. Комиссаров внес в самарскую пейзажную живопись дух яркой декоративности и оптимизма. В Куйбышев он приехал в 1946-м. Здесь, в 1950-е годы, во время хрущевской оттепели, он оказался в самой гуще художественной жизни, пройдя со многими собратьями необходимый путь по изучению мотивов самарской природы. В его живописи заметно влияние мастеров "Союза русских художников", К.Ф. Юона, И.Э. Грабаря.



И.Е. Комиссаров. Весна, Холст, масло

Центральным символом творчества Валентина Пурыгина стал исполинский осокорь (черный тополь), одна из ярких достопримечательностей пейзажа самарского Заволжья. Художник стремится выстроить свой осокорь в пределах гигантского холста, вписать его наземную часть в вертикальный формат целиком.



Начиная с 1950-х годов художник постоянно обращался к мотиву города, увиденного с противоположной стороны Волги.



С конца 1960-х в его творчестве возникает тема трагической обреченности живой, естественной природы, которую перемалывают цивилизация и научно-технический прогресс.



В.З. Пурыгин. Весенний ветер, 1967-1973. Холст, масло



В.З. Пурыгин. Вечер на Волге. Перед закатом, 1964-1971. Холст, масло



В.З. Пурыгин. Леший за работой, 1981-1991. Холст, масло



В.З. Пурыгин. Восход луны над ночной Самарой, 1995. Холст, масло





Р.Н. Баранов. Сыновья, 1981. Холст, масло

Молодость художника Валентина Ивановича Белоусова (1930-2010) пришлась на пору хрущевской оттепели, которая во многом определила направление его дальнейшего пути. Будучи по специальности "технарем", Белоусов по зову сердца перешел из "физиков" в "лирики".



В.И. Белоусов. Карусель, 1967. Холст, масло



В.И. Белоусов. Первая зима, 1968. Холст, масло



В.И. Белоусов. Город над Волгой, 1978. Холст, масло



В.И. Белоусов. Площадь революции, 1986. Холст, масло



В.И. Белоусов Осенний мотив, 1997. Холст, масло



Ленинградский художник Валерий Ватенин в отдаленных, глухих местах среди развалин старых церквей находил предметы русской старины, старые иконы. Привезенные c Севера предметы выглядят как гости из прошлого. "Красный натюрморт" - тому пример.



В. Ватенин. Красный натюрморт, 1971. Холст, масло

Портрет отца художника Александра Ковалёва - учителя рисования, который сосредоточенно занят подготовкой натюрморта для своих учеников. Он полностью погружён в свои мысли и переживания и отрешён от реальной жизни.



А.М. Ковалёв. Постановка натюрморта, 1979. Холст, масло



Н.А. Егоршина. Натюрморт с гвоздикой, 1974. Холст, масло





И.П. Обросов. Девочка и стога, 1970-е. Оргалит, темпера



В.М. Клецель. Шафаристы, 1995. Холст, масло













Окончание
Источник информации: этикетаж и кураторские тексты в музейной экспозиции. Куратор: Светлана Шатунова

живопись, музей современного искусства, культура, искусство, соцреализм, выставка

Previous post Next post
Up