Бестиарий на средневековых шпалерах

Jan 24, 2020 18:50



Вспомнилось, что было...На одном из островов Лаго Маджоре видела изумительные шпалеры (гобелены) с оригинальными сюжетами и хочу показать их вам.

На протяжении веков гобелены заказывали для своих поместий самые богатые и просвещенные люди своего времени. Гобелены отражали вкус и статус своего владельца. Техника ручного ткачества трудоёмка, поэтому эти изделия доступны были только самым состоятельным заказчикам. Название "гобелен" возникло во Франции в XVII веке: именно тогда открылась Королевская мануфактура братьев Гобелен. Основатель мануфактуры, Жиль Гоббелен, сначала открыл в предместьях Парижа красильню для шерсти, а его наследники присовокупили к ней ковровую ткацкую. Позднее оба предприятия выкупил сам Людовик XIV. В период с XV до XIX века гобелены создавались преимущественно на мануфактурах во Франции и Фландрии. Именно во Фландрии начала формироваться традиция создания гобеленов по картинам великих художников. Гобелены выполнялись из шерсти, шёлка, иногда в них вводились золотые или серебряные нити.
Со средних веков и вплоть до XIX века практиковался выпуск шпалер циклами, в которые объединялись изделия, связанные одной темой. Такой набор предназначался для украшения помещения в едином стиле. Количество шпалер в ансамбле зависело от размеров помещений, в которых предполагалось их размещать.



Такой ансамбль и представлен в палаццо Борромео на острове Изола Белла в Галерее гобеленов. Её стены украшают шесть изысканных фламандских шпалер XVI века, вышитых шёлком и золотом. Это уникальные картинные шпалеры размером 3 на 4 метра с фантастическими сюжетами из жизни животных.
Семь шпалер были сделаны примерно в 1565 году в Брюсселе, вероятно, в мастерской Питера Кокке ван Алста (1502-1550). Однозначно трудно определить, кто их заказал, но одна из гипотез указывает на могущественного кардинала Лотарингии Шарля де Гиза (1525-1574), что, возможно, объясняет не только необычайное качество произведений, но и тот факт, что в аллегорической форме в сюжетах символически обратились к теме греха и искупления.
В 1654 году шпалеры были куплены кардиналом Мазарино, а затем третий кардинал, Виталиано VII Борромео, отвез их в Италию, где они и остались. Шпалеры сначала находились в Милане, и только в 1848 году были перенесены на Изола Белла. В 1886 году для них была построена специальная галерея. После полной реставрации, проведенной в Бельгии в 2012 году, сейчас во дворце выставлены шесть из семи экспонатов коллекции.
На нескольких шпалерах из этого цикла встречается единорог - геральдический символ семьи Борромео. Текст в верхней части - из Библии.



С одной стороны, единорог связан с политической мощью семьи, а с другой - единорог символизирует целомудрие, в широком смысле духовную чистоту и искания.



Чаще всего его представляют в виде коня c одним рогом, выходящим изо лба.



В средние века люди воспринимали и изображали мир символически, поэтому современному человеку без специальных знаний часто трудно бывает понять смысл изображенного.



На одной из шпалер, на которой в тени деревьев львица кормит своих детёнышей, справа изображен слон, сражающийся с индийским носорогом.
Аллегорический смысл этого бестиария можно трактовать, как намек на свободную волю: Бог допускает существование зла, но поддерживает справедливых в их борьбе против греха.





Фрагмент

Одно из первых известных изображений носорога - знаменитая гравюра А. Дюрера "Носорог", которую великий художник создал, не имея перед глазами самого зверя. Поэтому носорог на гравюре и выглядит так странно, словно закованный в настоящую железную броню. Европейцы впервые увидели носорога только в начале XVI века. Этот индийский носорог появился в Лиссабоне в мае 1515 года. Носорога привезли из Камбея (Западная Индия) в качестве подарка португальскому королю Мануэлю I от гуджаратского султана Музаффара II. Затем он был выставлен на всеобщее обозрение и через некоторое время отправлен в подарок римскому папе. Но папа так и не получил свой подарок. Во время перевозки носорог затонул вместе с кораблем во время шторма.



Фрагмент

Природа воспринималась как арена постоянной борьбы добрых и злых сил.





Все изображения без логотипа и информация - из интернета.

гобелены, лаго-маджоре, шпалеры, культура, италия

Previous post Next post
Up