Ещё одна Травиата

Jan 23, 2020 12:00



Вот и появилась очередная Травиата! Заранее было ясно, что это будет не классическая "Травиата" в духе фильма-оперы режиссёра Франко Дзеффирелли 1982 года. Ведь во всех постановках "Геликон-оперы" Дмитрий Бертман демонстрирует свои оригинальные идеи, но с другой стороны, музыку Верди испортить невозможно и удовольствие от живого звучания оркестра и голосов так или иначе обеспечено.

Посещение "Геликон-оперы" всегда праздник, независимо от впечатления о спектакле. Тем более в юбилейный 30-й театральный сезон и на премьеру оперы "Травиата" Верди. Особенно, если перед этим по пути зайти в Кафе Пушкинъ...



Итак, это не рецензия, а просто впечатление о посещении "Геликон-оперы". Дмитрий Бертман в соавторстве со своими постоянными художниками Игорем Нежным и Татьяной Тулубьевой представил новую постановку "Травиаты", в качестве дирижера-постановщика в "Геликон-опере" дебютировал Александр Сладковский. Это четвертая постановка оперы в театре и восьмая Дмитрия Бертмана. Режиссер ставил ее в Германии, Канаде, Франции - от классических постановок до эпатажных.



Перед спектаклем для создания настроения погуляем по театру. Театральная история дома на Большой Никитской,19 началась ещё в XVIII столетии. Фойе театра сохраняет традиции старого особняка Шаховских-Глебовых-Стрешневых.





Выставки в Геликон-опере не редкость - мы уже видели здесь экспозиции графики и живописи, уникальных авторских кукол и скульптуры ар-деко. В этот раз "Геликон-опера" и компания ART de VIVRE представили выставку гобеленов ручной работы под названием "Гобелен. Переплетение смыслов".



Гобелены ручной работы великолепно вписались в интерьеры усадьбы князей Шаховских и отлично смотрятся в фойе-галерее С.И. Зимина и малых залах. Эти гобелены являются репликами старинных французских и фламандских гобеленов, хранящихся во дворцах и двух ведущих музеях Франции: Галерее гобеленов в Париже и Музее гобеленов и ковров в Обюссоне. Идея воссоздания этих уникальных изделий принадлежит французской компании "Ренессанс".
Художник гобеленов Андрей Мадекин - из династии, которая занималась ткачеством с XIX века. Он модернизировал свой ткацкий станок, на котором после изготовления эскизов собственноручно создает гобелены. "Похищение Европы", "Отдых Фавна", "Нимфа", большинство его сюжетов - из мифологии.

















И несколько слов о постановке в Геликон-опере. Популярнейшая опера Джузеппе Верди "Травиата" на либретто Франческо Мария Пьеве по мотивам романа Александра Дюма-сына "Дама с камелиями" исполняется в зале "Стравинский". В героев оперы воплотились Ирина Окнина (Виолетта), Игорь Морозов (Альфред), Алексей Исаев (Жорж Жермон), Лариса Костюк (Флора Бервуа), Петр Морозов (Барон), Георгий Екимов (Маркиз), Екатерина Облезова (Аннина). Маэстро Михаил Егиазарьян великолепно провел спектакль. Постановки Дмитрия Бертмана, как всегда, нетривиальны. Но всё же, не все средства хороши для привлечения зрителей в театр.



С первых тактов музыка Верди завораживает, артисты вызывают восхищение и вокальной формой, и артистизмом, радует прекрасный зал с отличной акустикой и хорошее настроение в придачу. Однако, почему-то публика принимает спектакль совсем неодназначно. Дело в том, что Бертман сдвинул временные рамки оперы на полвека вперёд - с середины на конец XIX века. Визуальный ряд - просто, как оживающие на сцене картины Тулуза Лотрека, действие переместилось из салона полусвета в публичный дом парижских трущоб, т.е. изменились место и время действия.
Перед спектаклем на сцене появляются клошар и огромный пес, и это сразу настраивает на определённый лад - никаких роскошных салонов и приёмов знаменитой красавицы-куртизанки мы не увидим.
На премьере в Венеции в 1853 года опера провалилась, потому что публика была возмущена тем, что главная героиня - куртизанка. Теперь другие времена, и публику уже не смущает, что Виолетта в этой постановке - даже не куртизанка, а рангом ниже... Конечно, понятно, что по итальянски la traviata - это падшая, заблудшая. Но в новой постановке сместились акценты, и получилось переплетение смыслов. Проиллюстрирую свои впечатления всего лишь тремя очень характерными сценами - начало спектакля с парижскими клошарами, центральная сцена в публичном доме и концовка оперы - Виолетта словно парит над бездной.
В итоге прекрасная, волшебная музыка Верди затмила всякие новаторства. Как сказал маэстро Владимир Федосеев, "Музыка - это победа над всем дурным, что есть в мире".









image Click to view



Геликон-опера, опера, культура, театр, выставка

Previous post Next post
Up