Каждый раз, приезжая в усадьбу Новоспасское, замечаю, что здесь происходят какие-то неуловимые изменения: или высадили другие цветы, или цветники разбиты по-другому, или, может быть, ласточки свили свои гнёзда в других местах. А, может быть, просто другая музыка звучит из открытых окон господского дома? Но, конечно, это музыка Михаила Ивановича Глинки. Усадьба продолжает свою жизнь.
"Я родился 1804 г., мая 20-го утром, на заре, в селе Новоспасском, принадлежавшем родителю моему, капитану в отставке Ивану Николаевичу Глинке. Имение это находится в 20-ти верстах от города Ельни Смоленской губернии: оно расположено по реке Десне, близ её истока, и в недальнем расстоянии окружено непроходимыми лесами..." - писал в своих автобиографических "Записках" М.И. Глинка.
Имение Глинок в Новоспасском было образцовой дворянской усадьбой первой четверти XIX века. "Новоспасское - рай земной" - говорил Глинка, всегда находя здесь покой и уют. в родном доме ему хорошо работалось и замечательно отдыхалось.
1. Выходцы из Польши - Глинки обосновались в этих местах в XVII веке. И место это называлось Пустошь Шатьково. Новое название - Спасское, появилось после освящения деревянной часовни на родовом кладбище в честь Преображения Господня.
Глинка - русский дворянский род польского происхождения. Фамилия Глинка принята по поместью, находившемуся во владении рода уже во второй половине XIV века. В 1641 году польский король Владислав IV пожаловал Викторину-Владиславу Глинке имение в Смоленском воеводстве. Когда Смоленск перешел к России, Викторин Владислав принял православие, был наречен Яковом Яковлевичем и от царя Алексея Михайловича в 1655 году жалован поместьями.
Описание герба Глинок (Википедия): В середине щита, имеющего голубое поле, изображена обращенная рогами вверх луна, пронзённая двумя шпагами, направленными навстречу друг другу. Щит увенчан обыкновенным дворянским шлемом и дворянской на нём короной с пятью (по другим сведениям - семью) павлиньими перьями, на которых означены такой же фигурой, как и в щите, луна и две шпаги. Намёт на щите голубой, подложенный золотом.
2. Когда подъезжаешь к усадьбе, первым делом, совсем рядом с усадьбой, видишь церковь. Разрешение построить каменную церковь было получено дедом Глинки - Николаем Андреевичем в 1782 году. Строительство было закончено в 1786 году. Преображенская (Тихвинская, по другому приделу) церковь была построена в стиле барокко, имеет характерную для Смоленщины центрическую композицию. Крутую кровлю храма венчает главка с перехватом, возведённая на четверике. Такой же главкой завершёна и трёхъярусная колокольня, примыкающая к трапезной.
Свято-Тихвинская родовая церковь, построенная в 1786 году
3. После войны 1812 года И.Н. Глинка построил на месте старого дедовского дома двухэтажный дом с портиком и колоннами.
Аллея, ведущая к дому Глинок от церкви через парк
4. Композитор провёл все детские годы в Новоспасском до поступления в петербургский Благородный пансион (1817-1822). Глинка приезжал в Новоспасское и будучи взрослым человеком и проводил там иногда по полгода.
5. "Прямо от балкона шёл покатый большой луг к реке... " - вспоминала сестра композитора Л.И. Шестакова.
6. Можно себе представить, каким прекрасным был парк в былые времена, но и сейчас он хорош. Каскад прудов начинается с малого прудика у источника.
7. Ажурные мостики соединяют берега прудов.
8. В зеркале пруда отражаются вековые деревья.
9. Беседка у большого пруда расположена в отдалении от дома. В тишине можно отдохнуть и почувствовать прелесть жизни в дворянской усадьбе. Последний самый романтичный пруд в усадьбе -
http://galik-123.livejournal.com/39542.html.
10. Восстановление дома и самой усадьбы началось в 70-е годы прошлого века. Использовались архивные документы, воспоминания и живописные работы современников М.И. Глинки. Торжественное открытие состоялось 27 мая 1982 года. О спасении вещественных реликвий из дома, где родился композитор, большую заботу проявил его
племянник Александр Николаевич Глинка-Измайлов.
Господский дом - центр усадьбы
11.
12. В парке, недалеко от дома, сохранился дуб-великан.
В старинном парке
13. Михаил Иванович прожил недолгую жизнь (1804-1857). Но очень точно о нём написал писатель Константин Паустовский: "Глинка прошёл через века в полной свежести своего звучания, и его гений не померкнет в сознании нас, русских, и в памяти всего культурного передового человечества."
Бронзвый бюст М.И. Глинки, открытый в 2004 году на территории усадебного парка перед домом
14. "Огромный сад был весь усеян цветами; фонтаны, каскады, островки... с различными причудливыми мостиками." (Из воспоминаний Л.И. Шестаковой)
15.
16. Родители будущего композитора были по тому времени людьми хорошо образованными. На стене справа висят портреты отца - Ивана Николаевича (1777-1834), и матери - Евгении Андреевны (1783-1851).
Спальня Е.А. Глинки - матери Михаила Ивановича.
17. Михаил Иванович был вторым ребёнком в большой семье Глинок, где царила атмосфера любви и дружелюбия.
Неизвестный художник. Евгения Андреевна Глинка с сыном Михаилом и дочерью Пелагеей
18. В те годы Новоспасское и деревни поблизости славились песенным искусством. Первые народные песни Михаил услышал от няни Авдотьи Ивановны. Жили в усадьбе по старинным обычаям: ткали ковры, плели кружева, делали разные вышивки, были свои портные, башмачники, маляры, слесари, столяры.
Девичья комната
19. Проходя по дому, слышим народные песни - это репетирует женский деревенский хор. Идёт подготовка к концерту...
Торжественная анфилада комнат первого этажа.
20. Из всех окон открываются завораживающие виды на парк.
Вид из окна первого этажа
21.
Гостиная
22.
Парадная зала
23.
Столовая
24.
Бильярдная
25. На втором этаже дома расположена знаменитая комната, которая раньше называлась "Птичье заведение".
26. Михаил Иванович любил слушать певчих птиц. Они окружали его с детства и до последних лет жизни. И теперь в доме тоже поют птички.
27. В зале на втором этаже и сейчас устраиваются концерты.
28. В Новоспасском композитор написал ряд сцен из оперы "Жизнь за царя", продумал некоторые фрагменты оперы "Руслан и Людмила", сочинил множество романсов и фортепьянных пьес.
Кабинет М.И. Глинки
29.
Рояль Вирт>
30. Перезвон колоколов родовой церкви впечатлял Михаила Глинку с детства. Маленький мальчик пытался дома воспроизводить колокольный звон с помощью медных тазов.
31. Глинка писал свою бессмертную оперу "Жизнь за царя" исходя из впечатлений своего детства. Его вдохновлял подвиг его первого учителя - священника Иоанна Стабровского и земляков в 1812 году. Прихожане вместе со священником укрылись в храме и держали оборону, когда в Новоспасское прибыл отряд армии Наполеона. За оборону храма отец Иоанн получил орден из рук М.И. Кутузова, став одним из священников-орденоносцев.
32. В парке усадьбы бьёт родник, считающийся святым источником. Над родником установлен дубовый сруб с площадкой и навесом. Святой колодец восстановлен в 2000 году. На фронтоне навеса - икона Казанской Божьей Матери. Родник не замерзает даже в самые сильные морозы.
Святой колодец
33. Дорожка от дома ведёт к храму.
34.
35.
36.
37. Родовая церковь и сейчас славится перезвоном своих колоколов.
38.
Каждый раз, уезжая из Новоспасского, понимаю, что хотела бы сюда вернуться. "Давай приедем сюда ещё, просто погулять по парку", - говорит мне муж...