Искусственные параллели по средам
В Мультимедиа Арт Музее до 16 февраля проходит выставка Игоря Шелковского - художника, скульптора, классика отечественного нонконформизма, издателя журнала А-Я. Масштабная выставка охватывает почти 70 лет творчества Шелковского, начиная с 1960-1970-х годов до сегодняшнего дня. В экспозиции представлено более 600 скульптур, живописных и графических произведений художника.
Работы Шелковского демонстрируют творческий путь художника, выход из плоского пространства холста в объём деревянных рельефов, первые коллажные опыты и зрелые инсталляции.
Игорь Шелковский родился в 1937 году. В 1954-м поступил на театральное отделение Московского художественного училища памяти 1905 года. Руководителем его курса был конструктивист Виктор Шестаков, в 1920-е годы работавший главным художником в театре Всеволода Мейерхольда. В 1962-1966 годах Шелковский работал художником реставратором в Московском Кремле и Великом Новгороде, где восстанавливал росписи Софийского собора и фрески Феофана Грена в Церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Опыт этой работы дал ему импульс к собственным художественным экспериментам.
Первое знакомство Шелковского с русским авангардом состоялось еще в 1960-е годы в период работы реставратором, когда ему разрешили посетить запасники Третьяковской галереи. Произведения Марка Шагала, Василия Кандинского и других модернистов произвели на него ошеломляющее впечатление.
В 1975 году Шелковский познакомился с коллекционером Георгием Костаки, который сразу же увидел в художнике продолжателя традиций русского авангарда и приобрел три скульптуры для своего собрания. Побывав в квартире Костаки, Шелковсний оказался в музее авангарда: от пола до потолка стены были увешаны шедеврами Казимира Малевича, Александра Родченко, Эль Лисицкого, Владимира Татлина, Ольги Розановой и других. 1975-1976 годы - время плотного общения с Костаки, которое продолжалось до самой смерти коллекционера.
В 1976 году Шелковский оказывается во Франции. Московскую мастерскую художника снесли, а в Париже ему предложили студию в городе Эланкур. Во второй половине 1970-х и в 1980-е годы Шелковский продолжал заниматься в основном скульптурой и много времени посвящал изданию журнала «А-Я», благодаря которому во время перестройки весь мир узнал о современном русском искусстве по ту сторону железного занавеса, а художники-нонконформисты осознали себя частью глобального сообщества.
Игорь Шелковский. Костeр, 1978. Дерево, акрил
Игорь Шелковский. Цветовая композиция с чёрными линиями, 1980-е. Дерево, краска
Закономерно, что тема города - одна из сквозных в творчестве Шелковсного. Энергетические пульсации городского пространства материализуются то в жестких решетчатых силуэтах, похожих на чертежи или диаграммы, то в конструкциях, будто выращенных из фракталов. Визуально они отсылают к архитектонам и планитам Малевича - моделям космических строений для людей будущего, которые Шелковский впервые увидел на выставке Париж - Москва в 1979 году.
Игорь Шелковский. Из серии "Город", 2006. Дерево, краска. Предоставлено Alina Pinsky Gallery.
Природа, видимый мир - постоянный источник творчества художника. Редуцируя изображение конкретного объекта до геометрической фигуры или линии, Шелковский обнажает его внутреннюю структуру и превращает в архетипический символ. В интерпретации художника деревья, цветы, животные, человеческие фигуры становятся пластическими формулами, составными элементами созданного им универсума.
Игорь Шелковский. Из серии "Цветы", 2006. Холст, масло
Трехмерные композиции Шелковского сохраняют непосредственную связь с его живописью. Он переводит в объём вполне традиционные картинные сюжеты и жанры (пейзаж, портрет, натюрморт), но переосмысляет их в соответствии со своей художественно-философской оптикой. Так, в рельефах из серии "Летние дни" классический пейзаж трансформируется в условную, обобщенную модель ландшафта, a "Облака", вдохновленные одноименным пейзажем Архипа Куинджи, становятся объемной и упорядоченной структурой.
Игорь Шелковский. Облака над городом, 1977. Дерево, масло
Игорь Шелковский. Город, 1992. Дерево, краска
Изобразительную систему Игоря Шелковского можно описать как мета-аванград. Она сложилась под влиянием двух внутренне связанных традиций. В его работах отражаются мотивы древнерусского искусства и деревянного зодчества - сложной резьбы наличников, геометрических и растительных орнаментов - и поиски аналитических основ формотворчества, находившихся в центре внимания русского авангарда. Рельефы и скульптуры художника продолжают традиции авангардистов Казимира Малевича, Ивана Пуни, Владимира Татлина, Ивана Клюна.
Игорь Шелковский. Из серии "Женщина в юбке", 2001. Дерево, краска
Игорь Шелковский. Дерево. Дождь. Бумага, темпера
Игорь Шелковский. Красный контур, 1989. Дерево, масло
Игорь Шелковский. Абстрактная композиция #1, #2, 1989. Дерево, масло
Важнейшей концептуальной частью экспозиции является мастерская Игоря Шелковского, которую художник на время выставки согласился переместить в залы музея. Мастерская Шелковского - тотальное произведение искусства, не прерывающееся в своем развитии. По словам художника, каждая новая студия определяет начало нового этапа в его творчестве. В мастерских Шелковского нет ничего случайного, всему предназначено свое место согласно внутренней драматургии пространства, и даже большинство предметов обстановки придумано и сделано самим художником. Неслучаен и белый цвет, напоминающий одновременно о белокаменных храмах и о малевическом космосе. В этом "небесном городе", городе саде, Шелковский воплощает модель мироздания, основанную на универсальных законах природы и мировой гармонии.
Игорь Шелковский. Из серии "Механическое рисование", 2002-2012. Бумага, цветные карандаши
86-летний художник ныне живет и работает в Париже, но в Москве за ним сохранилась мастерская на Гоголевском бульваре, которую в свое время он покрасил целиком в белый, тем самым визуально расширив скромное пространство и превратив его в "белый лист" для творчества.
Собственная мастерская Игоря Шелковского.
Источники информации: Мультимедиа Арт Музей, материалы выставки и этикетаж, кураторский текст на стендах