Фото: Январь 2025 года
В городской усадьбе Салтыковых-Чертковых на Мясницкой улице, дом №7, строение 2, теперь расположился "Новый театр", который возглавляет бывший художественный руководитель МХАТ Эдуард Бояков. Первая премьера состоялась в ноябре 2022 года. Место знатное, и ансамбль основных зданий усадьбы хорошо сохранился. Великолепные интерьеры залов можно увидеть на экскурсии "Чертков дом. По анфиладам истории и вымысла" продолжительностью полтора часа (1500 р.), а полюбоваться одним из самых эффектных зданий на Мясницкой можно и бесплатно. Сейчас усадьба - объект культурного наследия федерального значения.
Особняк на Мясницкой улице возводился в XVIII веке, а дополнялся и частично переделывался в XIX и XX веках. В начале XVIII века усадьба принадлежала касимовскому царевичу Ивану Васильевичу - потомку хана Золотой Орды, от которого перешла к А.Г. Долгорукому, занимавшему высокое положение при Петре II. Это он пытался сосватать свою дочь Екатерину за Петра II, но после восшествия на престол Анны Иоанновны был сослан в Сибирь. В годы правления императрицы Анны Иоановны усадьбой почти сто лет владели её родственники Салтыковы.
Фото: Апрель 2018 года
Переход от одних представителей высшей знати к другим говорит о большой ценности этого участка в центре города, который выходил к узким проездам от Никольских и Ильинских ворот Китай города. Здание не пострадало во время пожара 1812 года - согласно городской легенде Наполеон провёл в этом особняке две ночи.
Слева - Торговый дом М.С. Кузнецова. Архитектор Ф.О. Шехтель (1900-1903)
Уже в середине XVIII века здесь стоял каменный дом с характерными для барокко членениями фасадов, отделённый от улицы парадным двором. Современный вид особняк приобрел после перестройки в 1787 году по проекту Семёна Антоновича Карина (1733-1797), не очень известного архитектора, но работавшего в команде Василия Баженова.
Тогда же были возведены хозяйственные постройки, впоследствии оформленные в боковые флигели.
Парадную часть ансамбля составляет главный дом с несимметричными крыльями, выступающими к линии улицы.
План второго этажа усадьбы Чертковых
Фасад и флигели оформлены в эклектичном стиле с обильным лепным декором и колонками, членящими фасады второго этажа. Главный вход акцентирован портиком и балконом с балюстрадой, а на фасаде размещены лепнина, пилястры и фигуры атлантов, подпирающие выступы с карнизами. Крышу здания также обрамляет балюстрада.
В 1831 году здание купил общественный деятель и просветитель Александр Дмитриевич Чертков, отставной полковник, губернский предводитель дворянства. Он знал несколько языков, увлекался нумизматикой, изучал русскую историю, собирал русские и славянские древности и рукописи. Его коллекция насчитывала 20 000 книг.
Портрет Александра Дмитриевича Черткова (1789-1858). Россия, 1863. Н.С. Пименов (1812-1864). Мрамор, бюст-герма
В ту пору этот особняк знала вся московская интеллигенция: частыми гостями здесь бывали Александр Пушкин, Василий Жуковский, Николай Гоголь. Лев Толстой подбирал в библиотеке Черткова материалы для книги "Война и мир". После смерти А.Д. Черткова его сын Григорий Александрович по завещанию отца сделал уникальную библиотеку доступной для общественного пользования. В будущем эта коллекция стала Государственной публичной исторической библиотекой России.
В дальнейшем усадьба ещё несколько раз сменила владельцев. В 1914 году представитель новой буржуазии Г.А. Кеппен задумал усадьбу снести и на её месте построить пятиэтажный доходный дом. Планам помешала Первая мировая война.
После революции здание усадьбы некоторое время было заброшено, а затем опять меняло хозяев. С 1930-х годов усадьба принадлежала Всесоюзному обществу "Знание". В 1937 году переименовано в "Дом инженера и техника имени Ф.Э. Дзержинского", при котором был свой симфонический оркестр. В 1959-м в здании открыли редакцию журнала "Наука и жизнь".
В здании проходили съёмки кинофильмов "Возвращение Максима" и "Семнадцать мгновений весны". В 1991 году Дом инженеров переименовали в Центральный российский дом знаний.
Вот так выглядела усадьба Салтыковых-Чертковых на гравюре середины XIX века: