По залам Пушкинского музея. Новая развеска на старом фоне

Nov 06, 2024 13:00

Византийское искусство. Искусство Италии XIII-XVI веков



Зал №7

В ходе реэкспозиции залов Пушкинского музея дошла очередь до моего любимого зала №7, в котором представлено искусство Византии и Италии XIII-XVI веков. Куратором экспозиции стала главный хранитель этих работ, доктор искусствоведения Виктория Эммануиловна Маркова. Стенам вернули прежний глубокий цвет. Как и раньше, зал открывает величественный образ "Флорентийской мадонны" (Круг Коппо ди Марковальдо. Мадонна с Младенцем на троне. Дерево, темпера, позолота. Из ГИМ. В ГМИИ с 1932). Икона была привезена из Рима в октябре 1863 года известным русским путешественником и собирателем христианских древностей П.И. Севастьяновым.

После реставрации в зал вернулась картина школы Пьетро Перуджино "Мадонна с Младенцем". В собрании графов Строгановых считалась работой Пьетро Перуджино и под его именем поступила в 1930 году в ГМИИ.



Пьетро Перуджино, мастерская. Мадонна с Младенцем, первое десятилетие XVI века. Холст, масло
Антонелло да Салиба (?) Портрет мужчины в красном берете с книгой, 1480-1490-е. Дерево, масло по темперной подготовке

В экспозиции находится ещё одна работа, авторство которой приписывалось Перуджино. "Пьета" была исполнена предположительно во Флоренции. В картине Христос изображён сидящим на гробнице с Девой Марией и Иоанном Евангелистом по сторонам. Сзади его поддерживает Иосиф Аримафейский. Слева вдали видна Голгофа с одним крестом.



Пьетро Перуджино (Пьетро Ваннучи), мастерская. Оплакивание (Пьета), 1497. Дерево, темпера, масло

В экспозицию включена новая работа из запасника - исполненная в мастерской Лоренцо ди Креди "Мадонна с Младенцем, маленьким Иоанном Крестителем и ангелами".



Лоренцо ди Креди, мастерская. Мадонна с младенцем, маленьким Иоанном Крестителем и ангелами, XVI в.

Число экспонатов увеличили более чем на треть, появились скульптуры, предметы декоративно-прикладного искусства и нумизматики.



Слева -Тициан Вечеллио. "Се, Человек!", около 1575-1576. Холст, масло. Из Эрмитажа. В ГМИИ с 1924

Византийская икона в начале экспозиции зала № 7 принадлежит к числу шедевров позднего константинопольского искусства. Происходит, по-видимому, из иконостаса одного из храмов столицы Византийской империи.



Константинопольский мастер (Ангелюс?). Христос Пантократор, вторая четверть XV века. Дерево (ковчег), паволока, темпера, позолота



Джованни да Болонья. Мадонна с младенцем и ангелами, вторая половина XIV века. Дерево темпера, позолота

Икона Николо ди Пьетро относится к венецианской школе и стилистически близка кругу ранних работ одного из видных живописцев позднеготического направления в Венеции.



Николо ди Пьетро. Мадонна с донатором и ангелами. Оплакивание, 1400-е. Дерево, темпера, позолота

Сиенская школа представлена в собрании музея створками с изображениями Марии Магдалины и Святого Августина из несохранившейся алтарной композиции, исполненной выдающимся мастером первой половины XIV века Симоне Мартини.



Симоне Мартини. Мария Магдалина, 1322-1323. Дерево, темпера, позолота

"Мадонна Смирение" из коллекции Пушкинского музея относится к кругу памятников, появившихся в Венеции в 1350-1360-х годах. Стилистически близким является "Коронование Марии" из венецианской Академии, хотя считается, что качество работы из ГМИИ лучше.



Николетто Семитеколо. Мадонна с младенцем (Мадонна Смирение), около 1350. Дерево, темпера, позолота



Ещё одна "Мадонна Смирение" - один из традиционных типов изображения Богоматери в итальянской живописи, начиная с XIV века. Дева Мария изображается сидящей на земле, на небольшой подушечке, тем самым являя образец смирения. Средневековые теологи почитали смирение тем зерном, из которого произрастают все другие добродетели.



Лоренцо Монако (Пьетро ди Джованни). Мадонна с младенцем и ангелами (Мадонна Смирение), между 1405 и 1410. Холст, темпера, позолота



Художник Джованни ди Бартоломео Кристиани упоминается в документах города Пистойи, с 1366 года его деятельность засвидетельствована во Флоренции, где он предположительно был помощником Нардо ди Чьоне. Полиптих, центром которого служила композиция из ГМИИ, следует рассматривать как одно из капитальных произведений художника. Изображения музицирующих и по сторонам от трона стоящих ангелов встречаются в разных работах художника, например в триптихе из собрания Актона во Флоренции и в композиции из Городского музея в Пистойе.



Джованни ди Бартоломео Кристиани. Мадонна с Младенцем на троне с предстоящими ангелами. Дерево, темпера, позолота. Из Эрмитажа. В ГМИИ с 1924

Андреа Бонаюти работал в основном во Флоренции, где и находится самое знаменитое его произведение - росписи так называемой Испанской капеллы, или Зала капитула, в церкви Санта Мария Новелла.



Андреа Бонаюти (или Бонаюто), прозванный Андреа да Фиренце. Мадонна со святыми и ангелами. Благовещение. Поклонение волхвов. Распятие. Переносный триптих, 1370-е. Дерево, темпера, позолота

Атрибуция "Распятия" (предположительно фрагмент алтарной композиции) принадлежит В.Э. Марковой. Тесная связь работы с творчеством Якобелло дель Фьоре не вызывает сомнений, однако не исключено, что она могла быть исполнена в его ближайшем окружении.



Якобелло дель Фьоре. Распятие с предстоящими Марией, Иоанном Евангелистом и монахами кармелитами, около 1405. Дерево, темпера

Полиптих из собрания ГМИИ интересен как памятник, возникший на границе традиций запоздалой готики и новой культуры Кватроченто. Наиболее ярко готические черты проявляются в композиции "Распятие".



Пьетро ди Джованни Лианори. Мадонна с Младенцем и святыми. Распятие, 1440. Дерево, темпера, позолота. Из дворца-музея Шуваловых на Фонтанке. В ГМИИ с 1924

Подобные небольшие иконы в изящном обрамлении были широко распространены в XV веке и выполнялись по частным заказам. Гранат, который держит в руках Младенец, является христианским символом Воскресения, а также символом единения многих под одним началом, то есть символом Церкви.



Нери ди Биччи. Мадонна с младенцем, держащим гранат, около 1450-1460. Дерево, темпера, позолота

Запечатленный на картине мотив Вознесения Марии особенно привлекал флорентийских и сиенских художников эпохи Возрождения, поскольку именно в Тоскане, в соборе Прато, хранится пояс Марии, который, согласно легенде, она передала апостолу Фоме.



Нери ди Биччи. Вознесение Марии (Чудо передачи пояса мадонной апостолу Фоме), 1464-1465. Дерево, темпера, позолота

Джованни Санти - итальянский художник эпохи Возрождения, отец Рафаэля Санти. Джованни Санти учился у Пьеро делла Франческа. Санти-старший был придворным художником у герцога Урбино Федериго да Монтефельтро и высокопоставленным чиновником, кем-то вроде министра просвещения и культуры у его наследника Гвидобальдо. Джованни Санти часто писал Мадонн с Младенцами, притом позировали ему, возможно, жена и сын, Рафаэль.



Джованни Санти. Мадонна с младенцем и двумя ангелами. Около 1470 года. Дерево, темпера

Подобный тип изображения (в полный рост) восходит к ранним образцам христианской живописи и достаточно редко встречается в искусстве Италии рассматриваемого периода.



Бернардино Бутиноне, последователь. Мадонна с младенцем под аркой, около 1485-1495. Дерево, темпера, позолота

Стилистически следующая композиция близка написанным в 1481 году композициям из Мемориального музея Де Янг в Сан-Франциско и Пинакотеке Сабауда в Турине. Заметно и влияние Джованни Беллини.



Бартоломео Виварини. Мадонна с младенцем, 1470-е - 1480-е. Дерево, темпера



Сандро Боттичелли. Благовещение (состоит из двух отдельных створок), 1490-е годы. Холст, темпера

Картина Франческо Умбертини принадлежит к числу лучших произведений своего времени. Эскизно намечен пейзаж на заднем плане, кроны деревьев переданы свободными горизонтальными мазками перпендикулярно стволам.



Баккиакка (Франческо Убертини). Мадонна с младенцем, около 1520. Дерево, темпера, масло



В момент приобретения графом А.Я. Италинским, русским посланником в Риме, картина считалась работой Леонардо ла Винчи. Эта атрибуция сохранялась и в Эрмитаже, где впоследствии работа была приписана Бернардино Луини, который окончательно сформировался под влиянием Леонардо и мастеров, посещавших его мастерскую. Аналогичным образом решены фигуры Мадонны и Младенца в полотне Мадонна Розарио из Пинакотеки Брера в Милане.



Бернардино Луини. Мадонна с младенцем, первая половина XVI века. Холст, темпера



Гарофало (Бенвенуто Тизи). Поклонение пастухов, 1530-е годы. Холст, масло по темперной подготовке

Картина "Святое Семейство" была написана в середине 1540-х годов. Положение фигуры Мадонны восходит к знаменитой живописной композиции Микеланджело "Святому Семейству Дони" (или "Тондо Дони") из собрания Галереи Уффици во Флоренции.



Аньоло Бронзино. Святое Семейство с маленьким Иоанном Крестителем (Мадонна Строганова), начало 1540-х. Холст, масло по темперной подготовке



Следующая картина в описи Эрмитажа упоминалась под именем Паоло Веронезе, но живописная манера выдаёт сходство с работами Бенедетто Кальяри, работавшего в тесном сотрудничестве с Веронезе. Дева Мария с Младенцем на руках изображена сидящей на фоне пейзажа под пальмовым деревом, ветки которого были символом христианского мученичества.



Веронезе, мастерская. Отдых Святого Семейства на пути в Египет, середина 1580-х. Холст, масло

Атрибуция следующей картины также принадлежит В.Э. Марковой. Московская композиция находит аналогии в ряде работ Бальдуччи, среди которых сюжеты, исполненные для церкви Сан Джованни деи Фьорентини.



Джованни Бальдуччи, прозванный Коши. Рождение Иоанна Предтечи, конец XVI. Дерево, масло



История зала: Предыдущая развеска в зале № 7
Источник информации: www.italian-art.ru

искусство Италии, новая развеска, искусственные параллели, по залам Пушкинского музея

Previous post Next post
Up