Старинный Серпухов - город уютный и душевный, хоть и не такой ухоженный и приглаженный, как например Коломна или Суздаль. Официально в Серпухове зарегистрировано 108 памятников истории и архитектуры - это очень много!
Особый колорит городу придают краснокирпичные строения. Несмотря на то что в Серпухове довольно хорошо сохранилась городская историческая среда, в кадр постоянно попадают и живописные кирпичные руины, напоминающие об индустриальном прошлом города. Вот за забором виднеется кирпичные постройки фабрики Коншиных "Старая мыза".
А вот шатровая колокольня Троицкого собора - древнейшего храма Серпуховской земли, соседствует с крышей какого-то безымянного кирпичного строения.
Собор Троицы Живоначальной на Соборной горе виден почти отовсюду. На этом месте когда-то возвышался величественный Серпуховской кремль. Согласно историческим летописям, он был построен деревянным в 1374 году, а белокаменный кремль появился в 1556 году. Реконструированная кирпичная кладка собора частично включает элементы здания XVI века.
Успенская церковь на Посаде издалека кажется старинной, но её возраст выдает колокольня и кирпичное здание рядом. В 1817 году в храме случился пожар, а 30 лет спустя серпуховский фабрикант Николай Максимович Коншин перестроил Успенскую церковь в русско-византийском стиле.
Самый старый храм на Посаде - Троицкий, возведенный в 1670 году и очень похожий на московские посадские церкви времен Алексея Михайловича, соседствует с краснокирпичным забором.
А кирпичная шатровая часовня Тихвинской иконы Божией Матери располагается прямо у шумной дороги, перед мостом через реку Нара. Её построили в 1904 году по проекту городского архитектора Сергея Германовича Аппельрота в память о 40-летнем юбилее со дня освобождения крестьян от крепостной зависимости.
Вот виднеется разрушающаяся кирпичная колокольня Распятского монастыря. Сам ансамбль бывшего Новорождественского женского монастыря, закрытый ещё во времена Екатерины II, расположен по Калужской улице.
Хотя постройки монастыря внешне выглядят заброшенными, собор действующий. В советские времена здание принадлежало медучилищу, теперь его понемногу восстанавливают на пожертвования. Святые ворота Распятского монастыря уже отреставрировали.
Купол Распятского собора тоже перекрыли. Каменная однокупольная шестистолпная церковь возводилась в 1718 году на средства княгини Н.М. Гагариной в духе раннего барокко, однако из-за перерыва в строительстве была окончена уже по новому проекту только в 1751 году.
Неопознанная оригинальная кирпичная постройка находится на улице Революции.
Самое большое наследие русской промышленной архитектуры в Серпухове оставили фабриканты Коншины. Краснокирпичная громада рядом с Соборной горой раньше относилась к градообразующему предприятию города и вместе с остальными производствами братьев Коншиных образовывала третье по размеру в стране текстильное предприятие. Каждая серпуховская семья в той или иной степени имела отношение к Коншиным. Тем более, что кроме этих фабрик им принадлежали электростанция, литейный завод, кирпичный завод, химический завод, всевозможные мастерские. Весь фабричный комплекс признан выявленным объектом культурного наследия. По последней информации из открытых источников, новым хозяином фабрики является президент Международной ассоциации бокса, меценат Умар Кремлев, который планирует создать "российскую силиконовую долину", объединив Протвино, Пущино и Серпухов.
Электрическая станция фабрики Н.Н. Коншина
Представитель старинной купеческой династии, текстильный магнат всероссийского масштаба, Николай Николаевич Коншин построил в Серпухове целый комплекс зданий: больницу, 24 корпуса бесплатных квартир казарменного типа, 300 небольших домов для семейных рабочих, двуклассное училище на 500 человек, ремесленное училище для фабричных детей, бесплатные ясли, чайную. Все члены семьи Коншиных занимались благотворительностью и строительством городской инфраструктуры в Серпухове. И в начале XX века такие два понятия как производство Коншиных и город Серпухов сделались, фактически, синонимами.
На средства Н.Н. Коншина в 1896 году был построен Всехсвятский храм-усыпальница в Высоцком монастыре по проекту Р.И. Клейна. До 1918 года Храм Всех Святых действовал как старообрядческий, после 1918 года был закрыт и разграблен, сейчас отреставрирован. Этот небольшой храм представляет собой очень интересную вариацию на тему византийской архитектуры. Основной, квадратный со срезанными углами в плане объем церкви поставлен на заглубленную в землю усыпальницу, по верху которой проходит открытая паперть. Объем здания делится на два "подъяруса". Над крестообразным завершением объема возносится восьмигранный пирамидальный шатер, увенчанный каменным крестом. Архитектор усиливает впечатление от вертикальной устремленности композиций тройных окон в закомарах и, взлетающего над закомарами, шатра, оформив фасады чередующимися горизонтальными рядами крупной кирпичной кладки.
У квадрата основного объема храма Всех Святых срезаны верхние углы, между которыми выполнены крупные закомары - арки, включающие очень изящные композиции тройных узких "византийских" окон. Закомары настолько преобладают в восприятии фасадов храма, что его план кажется не квадратным, а крестообразным.
Создание художественного облика сооружения завершает, классическая для Р.И. Клейна, тончайшая проработка деталей - формы капителей колонн между окнами в закомарах и на апсиде и, особенно, медальонов между арками окон апсиды.
Нижний ярус, подклет под открытыми террасами, - место семейной усыпальницы Коншиных.
Коншины никогда не хотели привлекать к себе особого внимания, наверное поэтому сегодня их фамилия не так знаменита, как Морозовых и Рябушинских. Сам Николай Николаевич Коншин, на котором держалась вся эта империя, умер в 1918 году. Ему было 85 лет.