Выставка Павла Филонова в Зарядье

Mar 21, 2024 11:20




Начало

В первой части обзора - произведения Павла Филонова, написанные до 1917 года, далее - созданные художником в 1918-1940 годы.






Космос (Формула космоса), 1918-1919. Холст, масло



Без названия, 1919. Холст, масло



Конец войны (Конец гражданской войны), 1919-1920. Холст, масло



Победа над вечностью, 1920-1921. Фанера, масло



Пейзаж (Октябрь), 1919-1922. Фанера, масло





Без названия, 1923. Холст, масло

С 1910-х годов Филонов часто писал и говорил о пролетариате. За свой неустанный труд себя он тоже называл пролетарием. В 1920-е Филонов высказывался о том, что нынешняя культура должна быть связана с пролетариатом и ориентирована на этот основной работающий класс. В картине, посвященной петроградскому пролетариату, отсутствует какое-либо определенное действие или событие. Огромных размеров фигура, расположенная по вертикали холста, не только не обладает конкретными приметами. В верхней части она множится, совмещая разные фигуры и лица. Растворяясь в пространстве холста, как во Вселенной, поверхностный слой картины пульсирует, воплощая в видимом невидимое, возникающее как бы из ниоткуда и исчезающее в никуда, и пребывает в эманации». Так возникает обобщенный образ (формула) Пролетариата, вне конкретного времени и среды. Отдельные детали - дома, люди - не нарушают эту целостную метафору пролетариата вообще.



Формула петроградского пролетариата, 1920-1921. Холст, масло





Живописец (Автопортрет), 1925. Бумага, тушь, графитовый карандаш



Без названия, 1924-1925. Бумага, тушь, перо, кисть, графитовый карандаш





Понятие "Смотреть и видеть" (Человек смотрит и видит), 1922-1923. Бумага, тушь, перо, акварель, графитовый карандаш, чернила





Головы, 1924. Бумага, акварель



Две головы (Матросы с Азовского моря), 1925. Бумага, дублированная на ватман и холст, масло





Живая голова, 1924. Бумага, дублированная на ватман и холст, масло



Живая голова, 1923. Холст, масло

Скорее всего, следующее изображение связано с рассказом Н.Н. Глебова-Путиловского о парижской тюрьме «Сантэ», в которой он сидел в 1906 или 1907 годах. Глебов-Путиловский описывает, как заключенных везли «в полицейской карете, разделенной на 12 квадратных отделений с <…> щелями для воздуха и света; в каждом отделении - дверца <…>, в которую смотрят, дышат люди <…>». Аналогичные филоновским клетки с лицами людей использует Т.Н. Глебова (1900-1985), ученица Филонова, в картине «Тюрьма» (1927, музей Тиссен-Борнемисса).



Головы (Человек в мире), 1925-1926. Бумага, дублированная на ватман и холст, масло



Пейзаж (Формула весны), 1921-1929. Холст, масло



Животные, 1930. Бумага, дублированная на ватман и холст, масло

В конце 1920-х - начале 1930-х Филонов несколько раз обращался к актуальным темам, не только исполняя заказы. В 1929 и 1931 годах по своей воле он пишет два варианта картины «Нарвские ворота» (оба - Русский музей). Скорее всего, выбор темы связан с рассказами Н.Н. Глебова-Путиловского о событиях 9 января 1905 года, участником которых он был. Все началось с того, что на Путиловском заводе несправедливо уволили четверых рабочих, что вызвало шквал протестных выступлений в разных районах города. Поп Гапон был выбран рабочими в качестве переговорщика с властями о возвращении уволенных и наказании мастера, совершившего произвол. О принятии условий забастовщиков Гапон должен был подать знак белым или красным платком. Но все пошло не так, как планировалось, результатом чего стали разгон демонстрации и гибель людей в день, вошедший в историю под названием «Кровавое воскресенье». Филонов не изображает апогей события. Он обращается к началу истории. Среди нескольких фигур на первом плане, возможно, он представляет рабочих (слева), мастера (справа), попа Гапона (ближе к воротам). Внимание зрителей художник концентрирует на Нарвских воротах, расположенных недалеко от Путиловского завода. Не случайно Филонов превращает этот знаменитый архитектурный памятник в символ борьбы пролетариата за свои права. Именно вокруг Нарвских ворот объединялись тогда рабочие города.



Нарвские ворота, 1930-1932. Бумага, дублированная на холст, масло

3 января 1931 года Филонов через Н.Н. Глебова-Путиловского  получил заказ на плакат Электрификация. 17 марта он отнёс его в ИЗОГИЗ, где его рассматривала комиссия из 5-6 организаций. Предложили доработать. Предполагалось выпустить репродукцию с рисунка, что не было исполнено.



ГОЭЛРО, 1931. Бумага, акварель, графитовый карандаш

Картина заказана Филонову ИЗОГИЗом в июле 1931 года. Художник должен был написать ударницу, награжденную трудовым орденом. Филонов поехал на фабрику и, увидев ударницу Елену Васильеву, обрадовался тому, что это была «пожилая, видимо, спокойная, хорошая женщина». Но уже на первые зарисовки заказчики сказали: «Это пожилая женщина в очках - не тип ударника. Здесь нужен пафос!» Тогда Филонов «решил писать т. Васильеву для себя», если заказчикам не подойдет Васильева. Художник продолжил работать над картиной, сделав четыре фигуры, кроме Васильевой, а также станки. «Вещь стала иметь другое значение, чем раньше», - записал он в дневнике. Но отношение к картине заказчиков оставалось разным. Тем не менее Филонов картину закончил к сроку и передал ее в типографию, где с нее была напечатана цветная открытка.



Ударницы на фабрике Красная заря, 1931. Бумага на фанере, масло





Тракторная мастерская Путиловского завода, 1931-1932. Холст на фанере, масло





Павел Филонов. Люди, 1930-е. Бумага, дублированная на ватман и холст, масло



Ударники (Мастера аналитического искусства), 1934-1935

Глебов-Путиловский Николай Николаевич (1883-1948) - муж младшей сестры Филонова, Евдокии Николаевны. Был знаком с Филоновым с 1918 года. Оказал большое влияние на его творческую судьбу, особенно в конце 1920-х - 1930-е годы. Инициировал многие заказы, в том числе на плакаты «ГОЭЛРО» и «Ленин», картины «Тракторная мастерская Путиловского завода» и другие. Именно он организовывал выступления рабочих Путиловского завода в защиту выставки Филонова, целый год стоявшей в Русском музее (конец 1929-1930), но так и не открытой для публики. Глебов-Путиловский с молодости участвовал в демонстрациях и митингах, выпускал подпольную литературу, за что несколько раз сидел в тюрьмах. С 1904 года работал на Путиловском заводе в Петербурге. 9 января 1905 года принимал участие в манифестации рабочих, получившей название «Кровавое воскресенье». Был арестован, сидел в «Крестах», бежал. Жил за границей. В феврале 1917 года вернулся в Россию. Работал на Путиловском заводе. Получил добавление «Путиловский» к своей фамилии. Организовал в Петрограде «Единую рабочую партию». С 1928-го работал в разных издательствах, в том числе в журнале «Человек и природа», «Красная газета»; с 1933-го по 1935-й - директор Антирелигиозного музея (в Исаакиевском соборе) и Дома антирелигиозной пропаганды («Дом безбожника»). В 1935-м исключен из рядов РКП(б) «за развал дела в антирелигиозном музее». Арестован в конце июня 1938 года. С февраля 1940-го - в лагере на Урале. Узнав о смерти Филонова, Глебов-Путиловский беспокоится о его наследии. «Необходимо собрать и сохранить (в людях, в жизни) духовное наследство Пани: его имя, его картины, его творческие методы»-писал Глебов-Путиловский жене. Н.Н. Глебов-Путиловский умер в уральской тюрьме в 1948 году. В 1958 году - реабилитирован.



Портрет Н.Н. Глебова-Путиловского, 1935-1936. Бумага, акварель, тушь, перо, карандаш

В конце 1930-х годов, когда произведения Филонова почти совсем не экспонировались, жена художника предложила ему написать картины о событиях в Испании. Но из ее желания организовать выставку «испанских» работ Филонова ничего не вышло. Все предложения были отклонены из-за того, что творчество художника непонятно массам. Но Филонов все же выполнил несколько картин, одна из которых показана на выставке.



Композиция, около 1938. Бумага, дублированная на ватман и холст, масло

Одна из последних работ, написанных Павлом Филоновым:



Лики, 1940. Бумага, дублированная на ватман и холст, масло




русские художники, Филонов, живопись, #выставкивмоскве, искусственные параллели

Previous post Next post
Up