Искусственные параллели по средам
На выставке "Павел Филонов. Художник Мирóвого расцвета" в день закрытия
В выставочном центре Зарядья прошла потрясающая выставка одного из важнейших представителя русского авангарда, художника-исследователя Павла Филонова (08.01.1883-03.12. 1941). Из Русского музея привезли около 80 работ художника, понять и расшифровать картины помогали аннотации к ним. Выставка продолжалась три месяца, но до последних дней не иссякал поток заинтересованных посетителей. Картины, написанные 100 лет назад, оказались созвучны нашему времени и настроению.
Женщина в восточной одежде, 1905. Холст, масло
Пейзаж (ветер), 1907. Холст, масло
Портрет певицы Е.Н. Глебовой, 1915. Холст, масло
Рабочие, 1915-1916. Бумага, акварель, тушь, перо
Мать, 1916. Бумага, акварель, коричневые чернила
Пир королей, 1912-1913. Холст, масло
Скорее всего, Филонов изображает Иисуса Христа среди учеников. Возможно, в этой сцене представлен момент перед Тайной вечерей, когда Иисус омывает ноги своим ученикам. Этот обряд олицетворяет смирение Христа.
За столом, 1912-1913. Бумага, дублированная на ватман и холст, масло
Возможно, изображён эпизод из Евангелия, когда Иисус собирает вокруг себя будущих апостолов - "ловцов человеческих душ". Как и в других случаях, Филонов не иллюстрирует евангельский текст. Он обобщённо изображает рыбаков и группу людей, которыми возвышается странная фигура, как будто направляющая их движение. Рыбы, заполняющие полотно, - символ христианства - вполне соответствуют миссии будущих апостолов.
Рыбачья шхуна, 1913-1914. Бумага, дублированная на ватман и холст, масло
После 1917 года, в период борьбы с религией, Филонов не мог назвать картину Святое семейство, хотя со всей очевидностью Крестьянская семья соответствует именно этому евангельскому сюжету.
Крестьянская семья, 1914. Холст, масло
Возможно, изображён эпизод, связанный с отречением апостола Петра. В отличие от большинства художников, изображавших этот библейский сюжет с участием Петра, Филонов представляет отречение только символом - поющим петухом.
Коровницы, 1914. Холст, масло
Возможно, Филонов не канонически изобразил Святую Троицу. На картине нет ни трех ангелов (как на многих иконах, в том числе «Троице» Андрея Рублева), ни Авраама и Сарры, которых посетили три путника; нет других деталей, встречающихся у европейских художников. Филонов «очеловечивает» библейскую историю, воплощая в старике Бога-отца, юноше рядом с ним - Святого Духа и в молодом человеке справа, со скрещенными на груди руками, - Иисуса Христа. Стол, на котором стоят цветы, фрукты и кувшин, - трапеза господня; чаша в руках Святого Духа наполнена кровью (вином) тельца, принесенного в жертву.
Трое за столом, 1914-1915. Холст, масло
Филонов не изображает военные действия. Возможно, падающие в бездну фигуры, фрагменты тел - парафраз на "Сошествие во ад Иисуса Христа" как часть сюжета Воскресение Христа. Так или иначе "Германская война" - метафора войны вообще с гибелью и страданиями людей. Композиция перекликается с описанием жестокостей войны в поэме Филонова "Проповедь о проросли мировой".
Германская война, 1914-1915. Холст, масло
Скорее всего, как и для многих других работ, название придумано Филоновым в конце 1920-х годов и не отражает реального её содержания. Возможно, в картине воспроизведена идея эволюции, которая стала одной из центральных в творчестве автора. "Накладывая" друг на друга руки, ноги, тела изображённых, художник передаёт эффект вечного движения, развития, изменений, постоянно происходящих во всех предметах Вселенной - органических и неорганических.
Перерождение интеллигента (Перерождение человека), 1914-1915. Холст, масло
Две девочки. Из цикла "Ввод в мирОвый расцвет", 1915. Холст, масло
Цветы мирОвого расцвета. Из цикла "Ввод в мирОвый расцвет", 1915. Холст, масло
Продолжение будет!
Источники информации - кураторский текст на стендах и этикетаж