По лютиковым морям...

May 03, 2016 11:40


Пронизанную солнечным светом молодую листву буков и грабов, кружащиеся в воздухе лепестки вишни, сочную зелень травы  и бескрайние моря ярко-жёлтых лютиков - всё это мы увидели, когда пошли из села Земляничного по старой дороге, ведущей через лес на юг...




Село Земляничное находится в Белогорском районе, в 40 км от Судака, если ехать в Симферополь.
В выходной день в середине апреля, рано утром, мы с братом высадились на трассе недалеко от Земляничного (автобус "Судак-Симферополь" туда не заходит), и отправились в село, а потом - в лес.


День был восхитительно весенним: всё зеленело, дул тёплый ветер... Небо - в замысловатых узорах из лёгких облаков.
Впереди нас - гора Сугут-Оба, Бурус.


Земляничное известно с давних пор, это древнее поселение, основанное в средние века (предположительно, армянами). Во времена правления генуэзцев (14-15в.) оно входило в состав Солдайского консульства (Судак). В ходе исторических событий, население села менялось: здесь жили греки, крымские татары, армяне, русские и украинцы. Когда-то здесь стояли христианские церкви, когда-то - армянский монастырь или турецкая мечеть.
До 1945 года село называлось Орталан ("орта-алан" - тюрк., "срединная поляна").


Сейчас население села состоит примерно поровну из крымских татар и русских. В восточной его части недавно построена мечеть "Орталан джамиси".


Земляничное нам очень понравилось: оно просторно раскинулось в долине реки Мокрый Индол, среди полей, недалеко от красивого леса. Когда-то вокруг него были разбиты фруктовые сады, принадлежащие колхозу "Заря". Здесь сеяли зерновые, выращивали табак и овощи, была животноводческая ферма и консервный цех, в котором изготавливались соки и компоты.


Было очень приятно идти по широким ровным улицам, вдоль которых выстроились домики с обширными садовыми участками. Весенняя пышность природы украсила село, сделав его ещё более уютным и родным...  До сих пор чувствуется, что в советское время планировалось усиленное развитие Земляничного, что в перспективе было усовершенствование его инфраструктуры и социальной сферы. Сейчас здесь работают сельский совет, детский сад, средняя школа, почта и Дом Культуры. А на окраинах строятся новые особняки.



Советский ларёк. И что же здесь продавали с 16-00 до 20-00 ?



Калитка в никуда


        

Речка Чамар и скворец



Западнее Земляничного - гора Кокташ



Добротный дом старой постройки



Под горой Бурус





Крымская мазанка


     

Одна из улиц Земляничного проложена вдоль речки Чамар, часть воды отводится в накопители.



На севере за Земляничным - гора Кубалач - ещё почти вся серая, так как дубовый лес на её склонах зазеленеет позже.



На юго-западной окраине села, возле входа в лес, покоятся сапёры, защитники Крыма (1941-1945гг.).


Тут же стоит домик лесника, рядом с ним - шлагбаум и предупреждающие знаки ("Проход и проезд запрещён").
Лесник, подрезавший ветви у дороги, не обратил на нас особого внимания, и мы, с предвкушением весенней сказки, углубились в лес.



    


Лютики!.. Давно я не видела их в таком количестве. Их глянцевитые лепестки сверкали на солнце, а, при взгляде вдаль, создавали зеленовато-жёлтое свечение между деревьями. Волшебство!




Здесь всюду буки: и столетние деревья, и совсем молоденькие ростки...





Также, встречаются внушительные дубы


На большой поляне, недалеко от села, роскошная вишня махала нам вслед белоснежными ветвями, а из травы радостно подмигивали одуванчики...






А лютиков, правда, было целое море!










   










Всё трепетало и играло в солнечных лучах, в воздухе кружились лепестки и какие-то частички раскрывшихся почек. Мы то и дело останавливались, чтобы прочувствовать этот момент разгорающейся весны...










Гладкие стволы буков



Грибы возле речки



"Леса Крымского полуострова имеют огромное водоохранное значение. Почва под шатром крон испаряет мало влаги, её впитывает подстилка из опавшей листвы, хвои, отмирающих растений. Лес по-хозяйски распределяет атмосферные осадки, которые не уходят сразу в море бурными потоками, а долгое время подпитывают родники и речки. Обратите внимание: в Крыму величают речками даже небольшие ручьи - так велико здесь уважение к воде".

(И.Н. Лезина, Ю.Ф. Коломийченко - "По местам боёв крымских партизан")


Что же это за речки такие? Сейчас посмотрим.
Вот, мы уже свернули с дороги в овраг Суук-Дереси и идём по руслу реки Чамар, притока Мокрого Индола.






Воды в речке почти не видно, настолько она засыпана листьями, перекрыта камнями и валежником.



В таких местах нельзя забывать о клещах, осторожность точно не помешает.



Обратно идти не хочется... Нас будто затягивает в зелёную глубь леса...




        




Преодолевая завалы, перескакивая с камня на камень и перебираясь через большие стволы...



...мы, в конце концов, дошли до места, где русло речки сильно сузилось.


Там мы выбрались по восточному склону наверх, и оказались где-то посреди совершенно дикого леса. Но, ненадолго: всего в нескольких десятках метров впереди нашлась едва-едва заметная заброшенная дорога. Ох и много их здесь!.. Эта дорога вела на юг - туда, куда нам надо.




Через некоторое время мы набрели на родник, совершенно засыпанный прошлогодней листвой. Хорошенько расчистив его, мы увидели, как красиво струится вода, вытекая из старинной каменной трубы...







Желоб - поилка для животных



О присутствии людей здесь напоминало только сохранившееся с незапамятных времён кострище.
По всему видно, что мы забрели в очень забытые места...
И описание этого родника я потом так и не нашла - ни на картах, ни на форумах походников, ни в базах источников Крыма.
(P.S. Источник Сулдережский (Чешме), спасибо Виталию за подсказку!)


Продолжаем идти по заброшенной дороге.



Спустились немного вниз - снова погрузились в лютиковое море...















Дорога делала что хотела: поворачивала то направо, то налево, то вверх, то вниз. Выводила нас на более протоптанные пути, которые потом, наоборот, совершенно растворялись среди лютиковых зарослей...


Так мы шли около часа, и наши брюки и кроссовки всё больше покрывались лютиковой пыльцой.
На память о чудесных звуках леса - о шуме ветра в кронах, шелеста листвы под ногами и о птичьих голосах - я записала небольшое видео.


Было тепло, комфортно и красиво, но у меня уже немного начало рассеиваться внимание от пестроты, окружавшей нас в лесу. Поэтому я была рада, когда мы, наконец, вышли на широкую дорогу, которая по сравнению с нашим предыдущим путём казалась городским проспектом.
Это была та самая дорога, по которой мы бы шли от самого Земляничного, если бы не свернули к речке. Когда-то она имела важное значение, и, первоначально, соединяла Земляничное и Междуречье. В 1914 году было сделано также ответвление в Ворон, построены подпорные стены и мосты.


Впереди виднеется широкая дорога

Итак, мы пошли по дороге, направляясь как и было задумано, в Междуречье. До него ещё около двенадцати километров. По сторонам дороги, пронзающей густой лес, не видно практически ничего. Остаётся только довериться ей и бодро шагать вперёд. В какой-то момент южнее нас мелькнул купол горы Халасыс, но и он был настолько скрыт ветками, что фотографировать его не было никакого смысла.


В некоем месте мы увидели над дорогой старинный оборудованный, но, к сожалению, пересохший источник Юзбаши-Чешме. В былые времена он, наверняка, помогал многим путникам.


Подпорная стенка



А вот и одна из целей нашего похода: хотелось увидеть сохранившуюся часть моста Улан-Баглан, взорванного в январе 1944 года партизанами, когда они перебазировались в район горы Сахарная головка. Таким образом здесь был преграждён путь вражеской технике.


Про мост Саша узнал из путеводителя, а я - по редким фотографиям в Интернете. Бывает, здесь проходят туристические группы, направляясь на ночевку к турстоянке Маски́.



Мост большой и крепкий, но так и не восстановленный, ведь эта дорога давно утратила транспортное значение, превратившись в исключительно туристический маршрут.


После моста мы шли по дороге ещё около 1,5 км до перевала Маски́. Он находится на высоте 630 м над уровнем моря. Поэтому, вынырнув из леса, мы увидели сомкнутые кроны деревьев и "меховые" вершины гор...



Лютики закончились: здесь совсем другие места. Появились поляны и прогалины, усеянные самыми разными цветами. И, стоило нам ступить на сухие, согретые солнцем склоны, - почувствовали оглушительный, и такой знакомый, запах чабреца!


Тонколистный пион



Адонис весенний



На перевале Маски́ сливаются несколько дорог: с более западного перевала Ворон, из Земляничного, и самая наезженная - из Лесного.



      


На турстоянке Маски́ очень симпатично. Нас встретили берёзы с нежными молодыми листочками и мягкая густая трава, очень похожая на настоящий газон... Но, впереди ещё долгий спуск в Междуречье, поэтому мы поспешили дальше. К тому же хотелось увидеть более панорамные виды.


Осадкомер









Вскоре после турстоянки распахивается вид на горы, хребты и долины. Мы вышли на безлесный склон горы Халасыс.



Над долиной Ай-Серез



Здесь столько весенних цветов! Пионы и асфоделины, крошечный степной миндаль, дикий барвинок и много-много прелестных ирисов!























Чтобы сфотографировать светящиеся ирисы, мне пришлось довольно долго ползать по склону, так как солнце то и дело скрывалось за облаками. Я быстро замёрзла: здесь было совсем не так тепло, как в лесу! Порывисто дул ветер, в нём чувствовалось холодное дыхание моря...


Скала Судак-Таш и гора Сасыхан-Тепеси



С запада надвигались облака, приближался вечер. Пройдясь ещё под Халасысом и посмотрев на окрестные хребты, мы начали спускаться в длинную долину Ай-Серез. Горы и хребты мы ещё успеем посетить не один раз, а вот желто-зелёное сияние лютикового моря - очень ценное воспоминание!


17 апреля 2016г.

Орталан, старый мост, Халасыс, весна, Земляничное, Улан-Баглан, лютики, Крым

Previous post Next post
Up