Лесное - моё любимое судакское село.
В нём начинаются дороги, по которым можно подняться на интересные вершины и хребты или, вообще, уйти вглубь Крымских гор. К тому же, оно расположено недалеко от трассы: пятнадцать минут на автобусе из Судака, и вы на месте.
Недавно мы с братом сходили в поход по той местности, наслаждаясь яркими красками и прозрачным свежим воздухом раннего апреля. А в конце этого похода случилось настоящее приключение!
Путь предстоял долгий, поэтому мы приехали в Лесное рано утром. Село ещё спало, только на остановке несколько человек ловили попутный автобус или автомобиль. По краю села мы вышли в поле и, вскоре, углубились в лес...
Там всё пронизано утренними лучами солнца. Встаёт оно уже рано, световой день всё увеличивается и увеличивается - от этого так радостно на душе! Давно проснулись птички - зяблики и малиновки, они перепархивают перед нами с куста на куст, и что-то тихонько щебечут, будто только распеваются перед настоящим майско-июньским концертом. Вдали раздаётся характерный треск, будто ломается дерево, - это работает дятел. В поле позади нас позвякивают коровьи колокольчики...
Мы уже ходили по этой дороге в начале апреля, когда шли на гору
Большой Чатал. Эта замечательная гора и сейчас будто зовёт нас скорее подняться к её озорно выставленным рожкам. Но, сегодня она - лишь один из «чекпоинтов» на запланированном маршруте.
Сперва мы проходим по урочищу Айвалык, по которому течёт речка Суук-Су (Холодная вода.). Спустя примерно 3 км дорога приводит на поле среди леса, на котором когда-то выращивали табак. Сейчас оно запущено, только несколько молодых сосен, посаженных рядком, напоминают о деятельности человека. В северо-западном углу поля оборудовано место для отдыха, неподалёку - ручей и родник. Но, мы обычно стремимся к нашим вершинам, поэтому, туда не заглядываем.
Недалеко от поля установлен памятник партизанским отрядам 1-го района (в него входили Феодосийский, Судакский, Кировский и Старокрымский) и группе из военнослужащих. В этом месте была одна из точек их дислокаций. В ночь на 22 января 1942 г. партизаны собрались здесь, чтобы разгромить фашистский гарнизон в селе Суук-Су (Лесное) и, таким образом, помочь
Судакскому десанту.
К сожалению, памятник уже довольно давно пострадал от рук вандалов. И реконструированной в 70-х гг. землянки уже не существует: то ли сгнила, то ли растащили на дрова. Но, сейчас можно быть точно уверенными, что до этого памятника просто ещё "руки не дошли", и, рано или поздно, его табличка будет восстановлена.
Кое-что новенькое: приятно было увидеть укреплённый под памятником склон и красиво высаженные кустики примул. Кто-то позаботился!
Дальше дорога потихоньку (а кое-где и резко) забирается вверх. Начинается подъём к горе Большой Чатал. На середине пути - место отдыха и родник.
Долго отдыхать не хочется: вперёд, только вперёд!
Хотя, иногда невозможно не остановиться, если я замечу что-то интересное. Например, просто не верится, что до такой толщины может вырасти ствол обычного плюща!
Дубы, оплетенные плющом толщиной с анаконду
Вот, мы уже вышли на Седло под Большим Чаталом. Фиксируем: прошли около 6 километров, потратили два часа. Высота - 600 метров над уровнем моря (начинали с 230 м).
На Седле - перекрёсток: дорога вниз ведёт в урочище Карагач (по ней можно прийти прямо в Судак), еле заметная тропа вверх - на Большой Чатал. А мы идём с востока на запад, и впереди - очередной подъём.
Хитрый повод давать себе передышку на каждом подъёме - цветы!
Или старые пни, или грибы...
Дорога поднялась на склон горы Демерджинын-Тепеси; здесь начался относительно ровный участок пути. Ура!
Южные виды, слева от дороги, нам пока не видны. Зато справа, кажется, совсем близко - гора Куркушлу-Оба. Но, это не так: подножие горы теряется далеко внизу, в глубоком овраге Каранын-Дере. И высота её немаленькая - 878 метров. Бывал ли кто-то на её вершине, на покрытых буреломным лесом склонах? Безусловно, да. Это Высота Феодосийская - одно из значимых мест дислокации партизан. Самая старая памятная табличка на её вершине гласит:
«1945-1975. Славным партизанам и партизанкам Первого района и Восточного соединения,
сражавшимся у высоты Феодосийской, в ознаменование 30-летия Победы советского народа
в годы Великой Отечественной войны.
Ваши подвиги мы будем помнить и чтить вечно. Молодежь Феодосии. 13 апреля 1975 г.»
Недавно у Куркушлу-Оба-Высоты Феодосийской появилось ещё прозвище "Пулемёт". А почему - скоро расскажу.
Куркушлу-Оба - Высота Феодосийская
Идём, идём дальше, и вдруг - окно в мир!..
Большой Чатал
Судак...
А потом мы проскочили нужный поворот вниз (причём, маркированный), и забрели на голый склон соседней горы Биюк-Оба. Что ж, новые виды - это хорошо!
Вид назад: Демерджинын-Тепеси, также можно звать "Ёжиком"
А впереди - хребет Орта-Сырт! Уже слегка зазеленел...
Гора Лялель-Оба на Орта-Сырте (777м над ур.моря)
Апрельский пейзаж с кизилом
Большой Чатал, словно коронованная особа, доминирует над окрестностями!
Достаю телеобъектив: когда ещё увижу рожки Чатала на фоне зубцов Карадага?
Наша отправная точка - Лесное
А идём мы вон туда, на самые высокие вершины этих мест: хребет Хамбал и г.Сугут-Оба
Вернулись на нужную дорогу, и опять оказались в лесу. Надо двигаться в хорошем темпе, но, "из песни слов не выкинешь" - нельзя идти по весеннему лесу и игнорировать цветы!
Пролеска
Первоцвет высокий
Кизил
Первоцвет бесстебельный
"И даже пень в апрельский день..." )))
Верба (ива)
Подняла упавшую веточку, выпачкалась в пыльце. Пахнет восхитительно!
Вышли из леса на открытое место, в самом сердце холмов, гор и хребтов.
На открытом пространстве солнце иссушивает голые склоны, земля на дороге твёрдая, как камень. Но, на одном из поворотов всегда стоит лужа: здесь течёт вода из родника Камбал.
Возле ручья с родником всё усыпано букетиками первоцветов
Наш очередной "чекпоинт": домик на развилке. От него вниз, на юг, - тропа на хребет Орта Сырт. Основная дорога продолжает идти на запад до самой Караби-яйлы. А мы хотим свернуть на её ответвление вверх, и подняться на хребет Хамбал.
Фиксируем: от Седла прошли около 4 км за 2 часа (целиком от Лесного - 9,5 км за 4 часа). Скорость, естественно упала: когда вокруг такая красота, не хочется спешить!
Знакомый нам поворот на Орта-Сырт
Задержались в сосновой роще: хорошо здесь прижились посаженные когда-то деревья! Пышные, сочно-зелёные... А как ветер шумит в их ветвях - заслушаешься!
Орта-Сырт остался в стороне...
На западе устремлён в небо Кокташ. Надо подняться повыше, чтобы рассмотреть его получше!
Дорога вверх - крутая (для меня - очень крутая). До конечной точки ещё 2,3 км и 250 метров набора высоты. Это я сейчас посчитала, а тогда мы просто топали вверх, и я гадала, сколько же ещё придётся поднимать ноги. Честно, это была самая утомительная часть похода, хоть и не длительная.
Зато какой кизил! Золотой павлин!
Ровная площадка - маленькая передышка на подъёме:
Мы уже на высоте 860 метров. Давно так высоко не забирались! Но, это ещё не конец пути.
Ай-Георгий, Меганом, Харт-Кая, Алчак, Перчем, Орта-Сырт ... Половину того, о чём я писала в своих заметках, можно увидеть на одной фотографии!
Дорога ведёт направо на хребет Хамбал, а её ответвление - налево, ещё чуть вверх. Следуя ему, мы вот-вот попадём на одну из вершин горы Сугут-Оба. Мы зовём её Бурус, как она обозначалась на старых картах и в годы Великой Отечественной войны.
Прошли мимо Хамбала...
Какой здесь простор! Далёкие вершины, апрельские краски, комфортная погода, отличное настроение (усталость не в счёт)... Нам повезло!
Смотрим на
Кокташ: всего месяц назад были там!
Внизу, южнее, - гора Халасыс, перевал Маски и спуск в Междуречье через долину Ай-Серез.
А прямо под нами, весь в синих тенях, изгибается хребет Орта-Сырт.
Кокташ мне никогда не надоест...
Теснятся горы, скрывая от нашего взгляда ущелья и долины, побережье и виноградники. Только вершины вокруг: голые и лесистые, округлые и скалистые... И у каждой из них - собственное имя и образ.
К Бурусу
Я прилегла возле птицемлечника, чтобы его сфотографировать, а встать, чувствую, - не могу. Просто, там так уютно солнышко пригревало, хотелось полежать...
На этом закончилась видовая часть нашего похода, а началась приключенческая.
Мы зашли в лес, венчающий вершину Буруса, и сразу увидели прислоненный к дубу старый памятник партизанам.
Почему же он тут стоит, в таком состоянии, я расскажу уже завтра.
* * *
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...