Хребет Орта-Сырт. Сентябрь.

Feb 04, 2016 23:14

Гористый хребет, находящийся на северо-западе судакского региона - одно из моих любимейших мест. Настоящая поэма, которую можно "перечитывать" снова и снова. С какой стороны ни подступись к хребту - везде и всегда найдётся что-то интересное. В моих заметках уже мелькал весенний Орта-Сырт: мы поднимались на одну из его вершин в марте и в апреле, любуясь по-весеннему свежими видами и чудесными цветами. Но, первое моё знакомство с хребтом состоялось в осеннюю пору, причём аж два раза. Перед тем как пройти его от начала до конца, мы с братом сходили на разведку по самому близкому от Судака маршруту. Пересмотрев фото этого разведочного похода, я заново впечатлилась красотой сентябрьской погоды, и решила, что обязательно должна ею поделиться...

В центре хребта Орта-Сырт

Путь, который ведёт на ближайшую к Судаку вершину хребта - Юхары-Таркез - начинается в урочище Карагач. Эта долина, находящаяся вдали от города, - местность кабанов, косуль, лесников и изредка забредающих туда туристов. И мышей, падающих с деревьев. Серьёзно, как-то раз такое случилось, когда мы забрались в тенистые лесные дебри, чтобы собрать ароматную мяту. Внезапно, в тишине раздался громкий стук. Я повертела головой в поисках дерева, откуда мог упасть какой-то плод, но ничего похожего не увидела. Наконец, среди сухой листвы я обнаружила мышку, у которой явно мельтешили звёздочки перед глазами от удара. Пока мы её рассматривали, она очухалась и убежала по своим делам. Такая миленькая...
Но, не буду отвлекаться.
Из Карагача хребет Орта-Сырт выглядит - ничего особенного. Не удивительно: его высота под 800 метров, и снизу ни за что не понять, какой чудесный мир находится на его "спине"...
Итак, довольно широкая, петляющая дорога ведёт по лесистому склону на вершины хребта. Подъём длится около пяти километров, местами он крутой, поэтому занимает достаточно много времени. После него, забравшись наверх, уже хочется отдохнуть. А впереди ведь ещё весь хребет (также около пяти километров длиной, к тому же с большими перепадами высоты).

...Когда мы вышли из леса на голый склон - далеко внизу увидели урочище Карагач. Напротив гора Большой Чатал, отзывающаяся также на имя "Кошка", нежилась под ласковыми лучами сентябрьского солнца.

Наверху склоны хребта, в основном, очень крутые.  Из-за дугообразной формы отсюда нам хорошо видна только его дальняя часть. Там высится пирамидка горы Лялель-оба (777м).

Такой вид нам открылся спустя первые полчаса прогулки по хребту:

Краски ранней осени - сочные, разнообразные... Всё здесь было для нас незнакомое, неизведанное, поэтому мы, вместо того чтобы продвигаться целенаправленно вперёд, - больше топтались на месте...

День был довольно облачный. В какой-то момент мне даже показалось, что тучи вот-вот закроют небо плотным неподвижным одеялом.

Саша отдыхает, обратив взор в сторону судакской долины

Гора Юхары-Таркез (761 м).
Недалеко (если лететь, как птица) - массив горы Перчем. А Судака почти не видно...

С другой стороны, сквозь нежную вуаль, виднеется Медведь-гора.

Внизу, на юге, - окрестности села Весёлого. Увенчанная скалой-гребнем гора Баш-Пармак (большой палец) - излюбленное место местных козочек.

Вдоль тропинки осень щедро и бескорыстно предлагает свои дары: тёрн, груши, боярышник, шиповник...

На Юхары-Таркез мы надолго задержались. Уже было ясно, что не стоит сломя голову бежать по хребту на север: всё равно не успеем вернуться обратно засветло. Поэтому мы наслаждались моментом: не надо никуда спешить, расслабься и смотри, какие представления подготовила для тебя природа... А они были: небеса становились всё более... бурлящими!

(все панорамы увеличиваются)

Мы с Сашей путешествовали с востока на запад, а облака, наоборот - неслись нам навстречу, быстро пролетая над горами и долинами...

Перейдя с Юхары-Таркез на следующую вершину - Теркез (да, вот такие похожие названия), мы увидели, наконец-то, центральную часть хребта, по которой невероятно заманчиво вилась тропинка, приглашая в незнакомые дали.

Я написала, что Орта-Сырт - одно из моих любимейших мест. Почему? Не знаю. Просто, у него красивый рельеф, он высокий - оттуда отлично видны все мои любимые (другие любимые!) горы, словно игрушечки. На нём пышная и красивая растительность. Он далек от цивилизации, не слишком исхожен туристами - полон ощущения уютной дикости и нетронутости...

Запоздалый шалфейчик

Над морем пролился дождь...

Около четырёх часов пополудни пора было уже отправляться в обратный путь. Но, вместо этого, мы прошли ещё чуть дальше, к самой большой седловине хребта.

Там предполагался довольно значительный спуск, а потом - подъём на гору Сунгурэгрек-кая (723м). Туда мы уже не пошли. Я убедилась, что, чтобы охватить весь хребет - лучше всего восходить на него с северной стороны. И тут же договорилась с Сашей обязательно организовать такую прогулку в ближайшее время. Саша, впечатлённый "выше крыши", сказал только: "Я что, против?". Он всегда так говорит, когда очень хочет куда-то попасть!

Ещё даже не оказавшись дома, мы уже предвкушали, что скоро Орта-Сырт покорится нам вновь. И, очень довольные, пошли обратно мимо усыпанных плодами деревьев, вдоль растущих стеной зарослей терновника, сквозь пространство, которое хребет своей острой формой будто делит на две части...

Парад облаков продолжался до самого вечера.

Саша расправляется с остатками чая - не нести же его домой.
Домой! Погуляли, так погуляли. После этого похода Орта-Сырт прочно обосновался в моей душе.