Герда Вегенер (1886-1940) - датская художница и график.
*«Традиционно, на протяжении истории, красивых женщин рисовали мужчины, - говорит историк Ригг Карберг. - Мы видели женщин глазами мужчин. Но Герда изменила все это, потому что она рисовала сильных, красивых женщин с восхищением и отождествлением - как сознательных субъектов, а не объектов».
Герда Готлиб родилась в 1886г. в датской провинции (в Ютландии) в семье священника, потомка иммигрантов из немецкоговорящей части Франции.
После окончания школьного образования, в 1902 году, она переехала Копенгаген, чтобы учиться в недавно открывшемся женском колледже Королевской академии изящных искусств. Там она познакомилась с Эйнаром Вегенером, студентом соседнего колледжа, и вышла за него замуж, когда ей было всего 19 лет.
Герда жила среди художников, актеров и танцоров в столице Дании, и её очень увлекала идея перформанса - она рисовала стилизованные, длинноногие, загримированные фигуры, которые выглядели скорее активными, чем пассивными, как бы бросая вызов зрителю.
Gerda Wegener On the banks of the Loire, 1926
Gerda Wegener Two Women in a Window, 1920
Gerda Wegener Ladies portrait
Однажды, в 1904 году, когда одна из моделей Герды не пришла на сеанс, она попросила мужа позировать вместо нее. Он согласился, приняв альтер-эго «Лили», которая вскоре стала любимой моделью Герды.
кадр из фильма о муже Герды
Ballerina Ulla Poulsen dans le ballet Chopiniana
Со временем Лили начала доминировать в жизни Эйнара, и в конце концов он идентифицировал себя как трансгендер из мужчины в женщину. Когда картины и рисунки Герды начали продаваться, пара переехала в Париж в 1912 году и жила как две женщины, вращаясь в артистической среде.
Герду пригласили иллюстрировать La Vie Parisienne, Le Rire и La Baïonnette, она стала очень известной и зарабатывала значительно больше своего супруга.
«Особенно впечатляет то, что она добилась успеха, не пытаясь походить на мужчин», - говорит историк Andrea Rygg Karberg. «Она любила макияж и моду и не понимала, почему использование этих традиционно женских вещей должно сделать ее менее сильной. Ей нравилось всё это».
Gerda Wegener Air de Capri
Gerda Wegener At the mirror, 1931-1936
Gerda Wegener Lili Elbe - Einar Wegener
Gerda Wegener Lily Elbe avec éventail de plumes vertes, 1920
Gerda Wegener Queen of Hearts, 1928
Gerda Wegener Portrait of a Woman, 1928
Gerda Wegener Spanish Woman
Gerda Wegener Ritratto di Maggi Baaring, 1913
Jour d'été 1927
Кроме того,
многие работы Герды пронизаны эротизмом. Ее игривые изображения обнаженной натуры, в том числе графические иллюстрации к мемуарам Казановы, были популярны в либеральном обществе за их новаторское изображения женского сексуального удовольствия - «что не так уж часто встречается в искусстве!», - говорит Ригг Карберг.
Illustration pour Giacomo Casanova, Love Adventures in Venice 1927
Кульминацией ее успеха стала Всемирная выставка 1925 года в Париже, самая важная художественная выставка той эпохи. Герда выставлялась и получила две золотые медали и одну бронзовую за свою работу.
Муж тем временем переживал свои проблемы. «Лили становилась все более и более неотъемлемой частью самоидентификации [Эйнара] и его жизни», - объясняет датский историк и исследователь трансгендеров Тобиас Раун. В конце 1920-х годов Лили искала возможности для хирургического перехода в женское тело. «Еще в 1910-х годах проводились эксперименты с операциями по изменению пола, в 1919 году в Берлине был основан Институт сексуальных наук Магнуса Хиршфельда», - говорит Раун. «Именно там, а позже в Дрездене Лили сделали несколько операций».
По закону Герда и Лили должны были аннулировать свой брак, прежде чем можно было провести операцию по смене пола (однополые партнерства не были легализованы в Дании до 1989 года). В 1930г. король Дании расторг брак Герды и Эйнара.
Герда поддерживала Лили и финансировала большую часть ее операций. После первой операции Лили взяла себе новую фамилию Эльба и начала разрывать связи со своей прежней жизнью. «Она хотела переродиться женщиной, - говорит Ригг Карберг, - и очень хотела стать матерью». Поэтому Лили не рассказала Герде о пятой операции, которая, как полагают, была попыткой создать работающую матку, и которая в конечном итоге привела к ее смерти в 1931 году.
Вот несколько работ Эйнара
После смерти Эйнара Герда Вегенер снова вышла замуж - за итальянского офицера Фернандо (Нандо) Порта, вместе с которым эмигрировала в Марокко. Брак скоро распался, и в 1936 году она развелась с ним. Спустя два года Герда Вегенер вернулась в Данию.
В 1930х годах вкусы изменились. «Мир искусства интересовался чистыми, чёткими формами - противоположностью ар-деко, - говорит Ригг Карберг, - поэтому работы Герды вышли из моды».
В 1939 году она провела свою последнюю выставку и умерла 28 июля 1940 года в Копенгагене, в нищете, не имея ни родственников, ни друзей.