Рыкари - берсерки. Вымысел?

May 17, 2023 18:34







Способность варваров сражаться в одиночку в воинственном исступлении, без всяких доспехов и побеждать, несмотря на численное превосходство врагов, изумляла римлян, привыкших к строгой военной дисциплине и сомкнутому строю. Таких воинов римляне могли видеть уже в 385 г. до н.э., когда разъяренные кельты ворвались за стены Вечного города.

Позднее воинов-безумцев, дравшихся в одиночку, стали называть берсерками. Они ходили в бой не только в солнечной Италии, в Африке, но и прибывали с дружинами викингов в Восточную Европу. Методы ведения боя одиночными воинами в состоянии психофизического подъема с необычайной энергией перенимали и на Руси.

Уже римские историки замечали, что "…славяне превосходят германцев как телом, так и духом, сражаясь со звериной лютостью..." (Иордан, писатель VI века).



Воинов безумной ярости именовали в русских княжествах рыкарями, то есть рычащими от негодования и боевой злобы воинами. В бою рыкарь внешне выглядел лишенным разума, но внутренне он сохранял выдержку и спокойствие.

Такие бойцы поклонялись звериным тотемам - волкам и медведям. Потому, может быть, о них слагали легенды, будто такие бойцы могли обращаться в хищных зверей и перебегать по чащам со страшным воем. Такие предания сохранились, к примеру, о полоцком князе Всеславе Чародее.

Русские летописи сохранили для потомков имена удивительных бойцов, которые сражались в составе дружин. К примеру, Радзивилловская летопись летопись упоминает о некоем Ратибориче, который "… приимъ лукъ свои, и наложи стрълу, и удари Итларя в сердце, и дружину его всю избиша... " Подумать только - перебил из лука всю дружину недруга.



Византийский историк Лев Диакон, относившийся к руссам неприязненно, вынужден был признать: «Войска сражались с непревзойденной храбростью. Росы, которыми руководила их врожденное зверство и бешенство, в яростном порыве устремлялись, ревя, как одержимые…»



Русы Святослава бьются с греками у стен Доростола в Болгарии

Другой богатырь Рагдай согласно Никоновской летописи воевал так: "… ходил сей муж на триста воинов" Конечно, богобоязненные хронисты ни в коем случае не восхищаются отвагой и военным искусством русских берсерков. Наоборот, осуждают, упрекая их в некоей дьявольщине, отрицании божеского начала.

Легенды сравнивали Рагдая с матерым волком. С именем этого героя были связаны сказки о таинственных мечах-кладенцах, которыми богатырь орудовал в битве так, будто они были невесомые, сотканные из света.



Возможно, из русских берсерков был и былинный боярин Евпатий, вступивший в открытый бой с ордой Батыя после разорения Рязани. Его 1500 воинов перебили весь монгольский арьергард. А затем отразили атаки двух туменов. Батый вынужден был подавить горстку смельчаков многократно превосходящими силами, так и не получив от них согласия перейти на монгольскую службу.

На Руси были распространены и рассказы о загадочных псеглавцах, существовали даже их иконописные изображения. Самый знаменитый из них был даже - святым - святой Христофор.



Святой Христофор с песьей головой

Интересно что эти предания в Центральной России сохранились вплоть до прошлого века.

В книге историка Александра Гаврилова «Мещерские сказы» приводятся записанные этнографами в центральной России еще в прошлом веке рассказы о встрече с людьми с волчьими головами неподалеку от знаменитого Танцующего леса в Рязанской области. В Мещере по народным повериям, записанным ученными есть остров посреди Оки на котором люди не живут, потому что по преданию там находится тайный город оборотов.

Русские князья набирали в свои дружины таких богатырей, наделяя их высоким жалованьем и землями. Нередко с согласия князя-покровителя рыкари отправлялись за море, в Византию. Там русские берсерки служили базилевсам в константинопольских дворцах.



Причины, по каким существовал сам феномен одержимых яростью схватки воинов, легко группируются в три категории:

- психологическое отождествление берсерка со звериным духом, из-за чего воин впадал в транс и подражал повадкам хищников;

- употребление перед схваткой различных галлюциногенов вроде настойки из мухоморов, отваров ядовитых болотных трав

- синдром Пагета, при котором происходит неконтролируемое увеличение костей. Интересно, что, изучая скелет русского богатыря Ильи Муромца, археологи обратили внимание на мощные и толстые кости, на череп с очень плотной и мощной лобной костью (толщиной больше 2 см).



Воспитывая уникальные боевые навыки, берсерки оттачивали технику противодействия мечу, умения перехватывать пущенную в цель стрелу. Они могли обращать энергию противника во вред ему самому.

Перемещения воина выстраивались таким образом, что он все время скользил по ударам, смещая удар и смещаясь сам. В результате ни один удар не шел в проникающее поражение. Рефлексы берсерка реагировали не на удар в целом, а на фазы. Подавляя инстинкты самосбережения, берсерки не поддавались паническому страху, который возникал у малотренированного бойца при сверкании меча.



Наносить удары неприятелю воин-одиночка мог с равной ловкостью правой и левой рукой, мог биться двумя мечами или топорами, координируя движения и оценивая стремительно менявшуюся обстановку. Тренировка давала способность к максимальной энергетической экономии.

Причем использовалось не только физическое действие, но звуковое воздействие. К примеру, можно было звериным рыком испугать мчавшегося на полном галопе вражеского конного строя, разрушив его, сорвав атаку.

В бою против лучников берсерк вызывал на себя ливень стрел, петлял и заманивал отряд неприятеля в засаду, в трясину, ставил вражеских воинов под обстрел своими же соратниками. Такую тактику пытались противопоставить берсерки вторгшимся на русь монголам в 13 веке. Известно, что воины-одиночки сражались с монголами Субедея на реке Калке, где и стали жертвой монгольской техники стрельбы.



Бой на реке Калке в 1223 году

Степные всадники -монголы стреляли из луков без предварительного прицеливания противника, с удивительной скорострельностью и с точным соблюдением определенного угла выпуска стрел. Их стрелы летели не просто навесом, как это было всегда при беспорядочной стрельбе, а с заданной траекторией, которую не пересекали закрывающие воинов щиты. Стрела проходила над щитом, а выбранный угол удара направлял ее прямо в горло. На Калке берсерки оказались беспомощными против града стрел противника. Под шквалом таких стрел тактика элитных воинов не имела прежнего эффекта.

Русь., Это интересно.

Previous post Next post
Up