15 сентября 1974г. в Битцевском парке под открытым небом выставили на всеобщее обозрение свои работы художники-нонконформисты Василий Ситников, Оскар Рабин, Владимир Немухин, Виталий Комар. Других шансов выйти к зрителю у них не было. Вместо портретов передовиков производства - портреты возлюбленных. Вместо строек пятилеток - замоскворецкие дворы, пиво и россыпи раков. Никаких сделок с собственным творческим даром, никаких компромиссов. Они не желали рисовать по канонам социалистического реализма, это было другое искусство.
Работы провисели всего 30 минут, после чего художников и посетителей разогнали бульдозерами.
Первая коллективная выставка представителей советского андеграунда 60-70-х так и вошла в историю как "бульдозерная".
Это сегодня их работы стоят десятки тысяч долларов и украшают лучшие музеи мира, а ведь еще в середине XX века они были изгоями, нежелающими писать под диктовку, а потому живущими впроголодь. Их обвиняли во всех смертных грехах, не принимали в Союз художников, не брали на работу. А они просто экспериментировали.
Василий Ситников родился в селе Ново-Ракитино (Лебедянский уезд Тамбовской губернии) 19 августа 1915 в крестьянской семье, переехавшей в 1921 в Москву. Работал на строительстве метро, художником-мультипликатором у режиссера А.Л.Птушко.
Василия Ситникова по прозвищу "Вася - Русский сувенир" знала вся Москва 60-х и 70-х годов.
В его гороскопе было четыре планеты в знаках своей обители. Среди них - свободолюбивый Уран в знаке Водолея в соединении с Восходящим Лунным Узлом, объясняющий желание экспериментировать, искать свой путь в искусстве, эпатаж и неприкаянность.
Сам его образ жизни был своеобразным произведением-хэппенингом, непрерывным артистическим юродством, начинающимся со знаменитой надписи "я щас приду" на двери квартиры, где хранилось ценное собрание церковных древностей и восточных ковров.
С 1951 художник активно преподавал, осуществив свою мечту о "домашней академии".
Этот человек был реинкарнацией Распутина. У него была отдельная молельная комната, обитая мехом. Он был художник, у него было много учеников и учениц. Без конца рисовал Лавру или Кремль (он его называл «Кремь») со снежинками. Выписывал каждую снежинку по несколько дней. Получался такой суперкитч. И продавал их дипломатам и другим иностранцам, которых, кстати, не очень жаловал.
В 60-е годы в Москве художник В.Ситников был едва ли не единственным педагогом, обучающим рисованию любого, желающего войти в искусство. И множество людей потянулось к нему! Многие из них, изгои общества, обрели настоящего Учителя - он учил не только рисовать но видеть и чувствовать, понимать и любить, преодолевать тяжелые психические комплексы.
У Ситникова академическая натура превращалась в сюрреалистическую эротику ( Венера в оппозиции с Ураном), а растушевки - в зыбкую воздушную стихию, окутывающую формы в виде снежной мглы, болотного тумана или светового марева (конфигурация аспектов планет «Крыша» с Нептуном на ее вершине).
К этому прибавились характерные черты "русского стиля" в духе символизма и модерна. Так рождались его живописные и графические серии - ню, сексуальные гротески, жанры с "монастырем со снежинками".
Его педагогическая система включала немало эпатажных парадоксов (советы о том, как учиться тону, "растушевывая" газетные фото, или как писать пейзаж половой щеткой из корыта с красочным раствором).
Сотни учеников, но ни одной монографии, ни одной персональной выставки на Родине. Его картины теперь в собрании Музея современного искусства в Нью-Йорке, в престижных частных коллекциях в Америке, Австрии, Англии.
В 1975 мастер эмигрировал через Австрию в США. Наиболее ценную часть своей коллекции икон отдал в Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева. Собственные же его вещи "рассеялись" почти бесследно - не считая репродукций и отдельных работ в музеях. Успеха за границей не имел ( Восходящий Лунный Узел в Водолее указывал на Россию).
Умер Ситников в Нью-Йорке 28 ноября 1987.